Я ПЕДАЛИ НЕ КРУЧУ, НО КАТАЮСЬ ГДЕ ХОЧУ

Заголовком для этого материала стала загадка про самокат. Почему не про автомобиль? Потому что на четырехколесном транспорте не везде проедешь — габариты не позволят. А самокат — вещь универсальная, к ширине проезжей части нетребовательная. Главное, чтобы дорога, тротуар или даже тропинка были относительно ровными.

До недавней поры это средство передвижения было популярно разве что среди дошколят или младшеклассников. Но технический прогресс не стоит на месте, и сначала на улицах крупных городов, а теперь и в небольших населенных пунктах все чаще стали появляться электросамокаты и разного рода гироскутеры и сегвеи. Скажем прямо, такие участники дорожного движения не доставляют радости ни пешеходам, ни автолюбителям. Потому как это набирающее популярность средство передвижения можно встретить (как и велосипеды) и на тротуарах, и на проезжей части.

И ведут себя владельцы «двухколесных коней» не всегда корректно: иногда задевают пешеходов и нарушают правила дорожного движения на проезжей части, создавая аварийные ситуации. А что с них возьмешь? Получать права на управление электросамокатом не нужно, возрастных ограничений нет. Потому что, как ни парадоксально, электросамокат и его младший брат моноколесо транспортными средствами официально не признаны. Хотя есть исключение. По имеющейся у нас информации, транспортным средством признан единственный электросамокат в России — и то по решению Верховного суда.

В мае 2021 года гражданин Чепечан стал участником ДТП со смертельным исходом в городе Химки. Его автомобиль поворачивал налево, а по встречной полосе двигался человек на электросамокате. За несколько метров до автомашины Чепечана владелец электросамоката потерял управление и упал, угодив головой в автомобильное колесо, от чего и скончался. Было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК — нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Следователь, проанализировавший экспертизу электросамоката, настаивал, что электросамокат — механическое транспортное средство, а значит, Чепечан нарушил ПДД, не уступив дорогу другому транспортному средству при повороте налево. Адвокаты автовладельца с такой позицией не согласились и обратились в Верховный суд, пытаясь добиться признания пользователя электросамокатов пешеходом, не имеющим права выезжать на проезжую часть. Но в удовлетворении иска было отказано. Решение Верховного суда изменений в Правила дорожного движения не внесло: электросамокаты и моноколеса по-прежнему не приравнены к транспортным средствам, и прав для их управления не требуется.

Внести изменения в ПДД необходимо. С этим согласно Министерство транспорта, которое еще в октябре 2019 года подготовило проект о введении нового вида транспорта — «средство индивидуальной мобильности (СИМ)». К СИМ предлагается отнести самокаты, электросамокаты, моноколеса, роликовые коньки, скейтборды, сегвеи и аналогичные средства передвижения, и ездить они должны исключительно на велодорожках (в их отсутствие — по тротуарам, и только при отсутствии тротуаров по проезжей части) со скоростью не более 20 км/ч. А если электросамокат тяжелее 35 кг, управлять ими должны лица старше 14 лет, и передвигаться такое СИМ должно по проезжей части.

Популярность электросамокатов и иже с ними будет только расти: это удобно и недорого. И в Ржеве этот способ передвижения становится все более популярным. Ведь теперь, чтобы прокатиться с ветерком, необязательно покупать двухколесного или одноколесного электрического помощника: в центре Ржева открылся пункт проката электросамокатов, так называемый кикшеринг.

Прогулявшись по Советской площади и окрестностям вечером буднего дня, убедилась, что нововведение пришлось горожанам по вкусу: из десятка имеющейся в прокате техники свободной оставались единицы, да и ту арендовали практически сразу. Организовали бизнес ржевские предприниматели, с представителем которых мы пообщались.

— Открылись мы недавно, но спрос на услугу большой, особенно в выходные дни, — рассказал собеседник. — В день можем обслужить более ста человек. Перед тем как сдать самокат в аренду, рекомендуем прочитать правила пользования — они вывешены тут же. Например, самокат предназначен для катания только одного человека. Нельзя использовать самокат в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если человек выехал на проезжую часть, он приравнивается к пешеходу. Особо разогнаться не получится — установлен ограничитель скорости до 25 км/ч.

В течение получасовой прогулки наблюдала, как соблюдают рекомендации прокатчиков потребители услуги. В целом инструкция по пользованию и правила дорожного движения соблюдаются: люди катаются по тротуарам на невысокой скорости, предупреждая впереди идущих звонками о своем приближении. Однако заметила два случая несоблюдения правил: на одном электросамокате катались двое (мужчина и ребенок) и один юноша ехал по проезжей части. А ведь дорожно-транспортные происшествия с участием электросамокатов в Ржеве уже зарегистрированы. Так, 22 июля 2021 года возле дома № 12 по Советской площади водитель электросамоката «Кугоо» столкнулся со стойкой дорожного знака и получил перелом лодыжки. А многие ржевские автолюбители, поневоле наблюдающие, как пользователь мотоколеса гоняет по проезжей части, игнорируя ПДД, не сомневаются, что добром это также не кончится.

Что грозит этому лихачу на мотоколесе и подобным нарушителям, если манера поведения на дорогах и тротуарах не изменится? В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных электронных средств передвижения (сегвеев, электросамокатов, гироскутеров, моноколес) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, и юридически приравниваются к пешеходам. Следовательно, и ответственность за нарушение правил дорожного движения у них аналогичная. К ответственности пользователи самокатов и подобных средств передвижения могут быть привлечены по статьям 12.29 и 12.30 КоАП: за переход дороги в неположенном месте нарушителю могут вынести предупреждение или оштрафовать на 500 рублей; за создание помех участникам дорожного движения штрафные санкции составят 1000 рублей.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *