Сергей Петрович МАЗУР, механик транспортного цеха ПАО «Электромеханика»: ПОЧТИ ПОЛВЕКА НА ЗАВОДЕ

— Сергей Петрович, с сожалением должна признать, что героями наших публикаций представители рабочих специальностей бывают нечасто. Хотя среди них очень много интересных людей, а в умении трудиться и верности собственному предприятию они могут служить достойным примером всем окружающим. Вот Вы, например, на заводе уже без малого пятьдесят лет, и хотя на пенсию могли бы уйти еще десять лет назад, активно продолжаете работать на том же месте, куда пришли в каком году, напомните?

— В 1975-м. После окончания школы и техникума (по специальности механизация и электрификация сельского хозяйства) полтора года поработал на городском автотранспортном предприятии, а потом увидел объявление и пришел сюда механиком. Так до сих пор и работаю… Нас было трое вместе с начальником Н.Ф. Булановым на 150 единиц транспорта, среди которых 40 — строительная техника, ведь каждый год тогда завод строил и сдавал по жилому многоэтажному дому, застраивая район «семи ветров».

— Наверное, та активность, которая присутствует в Вас сейчас, в молодости была еще сильнее?

— В техникуме, в армии, а потом на заводе я до 28 лет был комсоргом. Студенческие годы очень деятельные. В техникуме тогда было свое подсобное хозяйство, своя, лучшая в городе, столовая. По вечерам после учебы бежали играть в ансамбле — был духовой, эстрадный, я играл на ударных. А еще всю жизнь играл на баяне, выучился сам. И с женой своей познакомился, когда на свадьбе выступал.

— Расскажите о своей семье. Вы родились в Ржеве, а родители тоже местные?

— Мама — да. Она выросла в деревне Пудово Ржевского района. После оккупации и освобождения Ржева молодежь, и ее в том числе, отправили на Урал в фабрично-заводское училище. Там она получила профессию сварщика.

— Женщина-сварщик?

— Да, и много лет по этой профессии работала. Отец был бригадиром, на Урале они и познакомились. Он тоже был туда эвакуирован, а до войны строил большую доменную печь на «Азовстали», которую мы сейчас упоминаем совсем по-другому поводу. А жаль, ведь в первую очередь это гигантское, мощное предприятие.

В 1947 году в Нижнем Тагиле родилась моя сестра (позже закончила Ржевское медучилище и сейчас живет в Беларуси), и в этом же году семья приехала в Ржев. Сначала отец работал в котельной, воинской части. Рассказывал мне об Александре Покрышкине, с которым был знаком лично, о том, как однажды они вместе отогревали паяльными лампами батареи в казармах. Правильный был мужик Александр Иванович, говорил отец.

Потом года с 1960-го и до самой пенсии отец трудился здесь, во 2-м цехе.

— А мама?

— С 1943 года пятнадцать лет  сварщиком, а потом по возрасту стало сложно оставаться в этой профессии, и она перешла на Комбинат жаккардового ткачества. Родители у меня тоже были очень активные, живчики, никогда на месте не сидели. Кстати, дед по материнской линии был мотористом в Ремпоезде, потом перешел на наш завод и до выхода на пенсию в 1963 году здесь работал. Его сын погиб на производстве, в большой станок затянуло — громкое тогда было дело.

— Сергей Петрович, несколько лет назад мы писали о легендарном автобусе с синей надписью на боку «Электромеханика», и его водителе. Автобус всегда стоял здесь, напротив транспортного цеха, а сегодня я его не увидела. Он на ходу?

— Да, техническое состояние его вполне позволяло бы и дальше возить пассажиров, однако сильно изменились современные требования к пассажироперевозкам. Поэтому техосмотр наш ветеран-автобус уже не проходит.

— Какой он марки и сколько лет служит предприятию?

— ЛАЗ-699 был выпущен в 1988 году, а наш завод получил его через год у «Интуриста», где эта машина год возила гостей из-за рубежа по стране, а также обслуживала телецентр «Останкино». Получили мы его по бартеру, то есть по обмену на установку плазменного напыления УПУ-8.

Тогда завод был многочисленный, и свой автобус ему был необходим. Водителем на ЛАЗ поставили Бориса Петрова, который пришел на предприятие немногим позже меня. Так Борис Александрович и работал на нем до самого выхода на пенсию.

И автобус стал работать на благо предприятия и его сотрудников. Помню, какими веселыми были поездки — на Селигер, в Москву (в том числе и за колбасой), на экскурсии по линии профсоюза, в подсобные хозяйства на помощь в уборке урожая. Правда, не в каждое он мог доехать — там, где дорог почти не было, работников возили даже на КрАЗах с усиленным передним мостом.

А директор завода в 70-80-е годы, поскольку нужно было периодически объезжать все 15 наших колхозов, ездил на УАЗике и на «Волге» ГАЗ-24.

— Сергей Петрович, во время нашего разговора Вы периодически заглядываете в журнал, где аккуратно записаны имена, даты принятия на работу, должности Ваших коллег по цеху, а на обложке вижу список его начальников. Последняя в нем запись — Владимир Привалов, с 2005 года, перед ним — Роман Крылов, а выше, бывало, менялись чуть ли не каждый год.

— Иногда и не раз в году. А Владимир — да, уже давно работает, и могу сказать, работает хорошо. Коллектив в цехе слаженный, со всем справляемся. Заместителем начальника второй год трудится Александр Садыков, а всего нас, вместе с руководителем, 33 человека. Техники тоже много, и не только пассажирской, парк очень разнообразный: экскаватор, бульдозер, автовышка, мусоровоз, самосвалы, большегрузы, погрузчики…

— О том, что коллектив этот Вам как родной, свидетельствуют и стены Вашего кабинета с вырезками из газет разных лет, где статьи о заводе и Ваших коллегах.

— Да, нравится мне это. Вот, например, видите — писали о юбилее завода. А здесь — о нашем Сергее Куликове, который помогает ребятишкам, которые катаются на багги.

— Ежегодно бывая на зимних спортивных соревнованиях, неизменно вижу там Вас. Лыжные гонки — это с молодости?

— Да какие гонки, катаюсь как любитель. В армии начал увлекаться бегом. Служил в укрепрайоне, на границе с Турцией, в горах, где морозы доходили до минус 40 градусов. Там мы, вслед за пограничниками, и освоили марш-броски на 10 километров. А потом уже были лыжи и заводская команда. На соревнования выезжали даже в Москву — на «Динамовскую лыжню», на «Лыжню России», на эстафету в Раменское. Там мы без подготовки взяли четвертое место среди шестнадцати команд. А так — в выходные человек по пятнадцать заводских собирались и выезжали с лыжами в городской лес. В 1988-м году проложили 15-километровую трассу — до Бойни, до Есиповского и до Маслово, прибили таблички к деревьям, по ней и ходили… В прошлом году как раз последняя табличка с дерева упала.

— Вы продолжаете кататься, уже как ветеран. На зимней лыжне были самым возрастным участником?

— Я там не один был. С удивлением встретил на лыжне и других бывших заводчан: Антонину Кулакову, она 1947 года рождения, Виктора Киселёва. Так что нас много таких активных лыжников (улыбается).

— Сергей Петрович, во время нашего разговора, когда заходил Ваш коллега, намекнули, что есть кому дела передать. Между тем, на пенсию Вы могли бы уйти еще десять лет назад.

— На этот раз соберусь, до осени поработаю и уйду. 28 августа мне 70, наверное, пора. Да и срок очередной аттестации подходит, пять лет с прошлой прошло. Думаю, не буду я ее проходить. Что дома буду делать? В лес с собаками ездить, а то они у меня обе дома засиделись.

— Я думаю, с Вашей-то энергией, дома не усидите, и мы Вас часто будем видеть на городских спортивных, и не только спортивных, мероприятиях. Спасибо Вам за интервью. Пусть молодые читают и берут пример.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *