НЕБО И СЛУЖБА РОДИНЕ — ПРИЗВАНИЕ

21 августа — День Воздушного флота России

В слове «династия» сплетены поколения, сердца, единый дух и порыв уверенного, бескорыстного служения родным и близким, своей Родине. Всякий раз, заслышав это слово, хочется узнать о судьбах людей подробнее.

В нашем городе много семей, которые бережно хранят и бережно передают историю своего рода из поколения в поколение. Накануне Дня Воздушного флота России я познакомилась с лётчиком, подполковником в отставке Геннадием Смирновым.

— Ржев всегда был тесно связан с авиацией. Здесь проходил службу космонавт Валерий Быковский, корпусом ПВО командовал трижды герой СССР Александр Покрышкин, — напоминает Геннадий Сергеевич. — На авиацию и оборону работают ПАО «Электромеханика» и АО «514 АРЗ».

Основатель династии военных лётчиков в семье Смирновых — его отец Сергей. Связи с авиацией есть и в роду матери, ржевитянки Александры (в девичестве Усановой, ее предки живут в Ржеве и сейчас). Ее племянник Олег и его жена Светлана работали ведущими инженерами на заводе «Электромеханика».

Когда Сергей Федорович умер, Геннадию было шесть лет, но отдельные фрагменты воспоминаний о родном человеке сохранились:

— Я родился на острове Итуруп в домике-землянке, отец служил в то время в авиационном полку. За годы в армии в его послужном списке значились разные точки на карте: юго-запад России, Монголия, западная Украина, Ржев.

Летчикам в СССР давали горький шоколад, и отец приносил нам со старшим братом по маленькой плиточке. Вениамин тоже получил техническую специальность, работал на атомных электростанциях инженером-физиком.

Помню, как пятилетним пацаном первый раз летел вместе с отцом на самолёте к родственникам: он завел меня в кабину лётчиков. Сидя на руках у одного из них, мне дали подержаться за штурвал.

А еще помню, как во время серьезной болезни, когда он уже был прикован к постели, делал мне бумажные самолётики, а я пускал их в окно…

Сергей Федорович — участник войны, летал на реактивных самолётах Ил-28, был штурманом эскадрильи бомбардировочной авиации, награжден орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией».

Для семьи его награды — святая память о заслугах родного человека перед Отечеством.

После смерти мужа Александра Алексеевна переезжает с сыновьями на родину, в Ржев.

Мальчишкой Геннадий Сергеевич мечтал о романтических профессиях, связанных с путешествиями: геологом, например, хотел быть. А вот о том, чтобы стать лётчиком, поначалу и не думал.

— Мой двоюродный старший брат Михаил Лебедев поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище. Выучился на лётчика, был командиром военно-транспортного самолёта Ли-2, летал на Ил-18 (а после сокращений в армии в 60-х годах продолжил трудовой путь в гражданской авиации). В гости к нам приезжал в красивой форме, в карманах — мелочь, которую Миша умело, чтобы не задеть мою подростковую гордость, отдавал со словами: что-то лишнее брякает, на, забери.

Пришло время, я пошел в военкомат и сказал, что хочу быть лётчиком. Понимания, в какое учебное заведение поступать, у самого не было, и направили меня в Качинское авиационное училище в Волгоград, где готовили лётчиков-истребителей. Я завалил врачебную комиссию. После проведения медицинских манипуляций посоветовали ехать поступать в Балашов — а там я не сдал математику. Год отработал на заводе Петровского (АТЭ-3) токарем, и снова в Балашовское училище, этот заход был удачным, поступил.

Один из самых запоминающихся моментов за годы учебы — первый самостоятельный полет, вот где выброс адреналина! Начал летать на 2-м курсе на небольшом истребителе Л-29. От осознания, что все в полёте зависит только от тебя, — непередаваемые ощущения, они на всю жизнь запоминаются. Душа поёт, впору в голос запеть даже тем, кто и не умеет, — улыбается подполковник в отставке.

За 27 лет службы много всякого рода случаев и происшествий было.

Налёт лётчика — более 5000 часов. Геннадий Сергеевич был командиром эскадрильи на Ил-76, награждён орденом Красной Звезды. В 1993 году вышел в отставку и приехал с семьёй в Ржев. У них с супругой Ниной Михайловной двое детей: Наталья и Сергей (имя сыну дали в честь деда).

— В 15 лет прокатил его в полном лётном обмундировании на своем самолёте, хотел посмотреть, появится ли у Сережи интерес к авиации, не станет ли плохо.

Мечты, чтобы сын стал лётчиком, у родителей не было, правда, и в другой профессии они его не представляли. Учился тот хорошо, занимался спортом. И когда парня спросили, пойдёт ли в лётное училище — согласился. В 1996 году окончил то же, что и отец, училище в Балашове, и уехал лейтенант служить в город Пушкин. Женился, подарил Геннадию Сергеевичу и Нине Михайловне двоих внучат (всего в семье Смирновых трое внуков и правнучка).

— Компания лётчиков у нас дома собиралась знатная: сын, я, зять Андрей Торжинский — подполковник запаса. Выйдем, бывало, на балкон, сидим дружно за беседой, «летаем», как говорят наши женщины. Нам, пенсионерам, всегда интересно было послушать, что Сергей — действующий лётчик — рассказывает. Соседка по балкону призналась как-то, что заслушивалась нашими разговорами. Сама, говорит, полетела бы, послушав таких увлечённых небом мужчин. А чуть заслышав на улице гул самолёта, мы невольно поднимали голову и искали в небе крылатую машину…

Когда пришел приказ о командировке в Сирийскую Арабскую республику, Сергей служил в должности командира экипажа Ан-26, 33-го отдельного транспортного смешанного авиационного полка (аэродром Левашово Выборгского района Санкт-Петербурга) 6-й армии ВВС и ПВО Западного военного округа. На тот момент он уже отслужил более 26 лет, получил второе высшее образование, стоил планы, как будет жить на гражданке.

— Все годы службы мы выполняли свой воинский долг; отказаться от командировок в горячие точки не приходило мысли ни мне, когда 1973 году возил грузы через море в Египет, в Сирию, потом 10 лет регулярно летал в Афганистан, ни сыну. Конечно, мы тревожились, волновались, но о том, чтобы его отговаривать, и речи не шло. Ездили туда наши военные, и возвращались, — тихим голосом говорит Геннадий Сергеевич.

К новому месту службы майор Смирнов прибыл 28 февраля 2018 года.

Из официальных источников: «6 марта 2018 года при совершении перелета с авиационной базы Квайрис на базу в Хмеймим около 15 часов при заходе на посадку в пункте назначения потерпел крушение транспортный самолёт Ан-26. Погибли 39 военнослужащих, среди них и Сергей Смирнов. Причина катастрофы — техническая неисправность машины. Также ответственность за крушение российского борта взяла на себя террористическая группировка, но без предо-ставления доказательств причастности к теракту».

Орденами мужества посмертно был награжден весь экипаж Ан-26.

Военный лётчик 1-го класса Сергей Смирнов похоронен в городе Сертолово Всеволожского района Ленинградской области, его имя в числе других имён воинов-интернационалистов, погибших за честь и безопасность нашей Родины, высечено на памятном камне.

Сергей живет в памяти родных, близких и друзей. Всех тех, кого судьба свела с этим внимательным, любящим и любимым сыном, мужем и отцом, смелым офицером, великодушным другом.

— Поздравляю всех ржевитян, кто причастен к авиации, с профессиональным праздником. Желаю мирного неба над головой, благополучия и никогда не падать духом, — попросил дописать в публикации Геннадий Смирнов.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *