ОДНа ПРОБЛЕМА, ДРУГОЙ ПОДХОД

В прошлом номере «Ржевских новостей» мы рассказывали о сверхнормативных начислениях на общедомовые нужды за электроэнергию, которые оплачивают собственники одного из МКД, обслуживаемого УК «Инком-Строй». Побеседовав с руководителем управляющей компании Артемом Блохиным, мы выяснили, что сверхнормативные начисления на ОДН (по показаниям общедомовых приборов учета) законны, так как соответствующий пункт прописан в договоре управления между собственниками и УК «Инком-Строй». Но вопросы у нас остались: показаний общедомового прибора учета (ОДПУ), исходя из которых начисляет ОДН «ТверьАтомЭнергоСбыт», представители обслуживающей организации в глаза не видели, и корректны ли они, гарантировать не могут…

Решили узнать, как обстоят дела в других управляющих компаниях. Побеседовали с коммерческим директором УК «Народная» Денисом Васильевым. Вот что рассказал Денис Александрович:

— В законодательстве и в договоре УК «Народная» с гарантирующим поставщиком («ТАЭС») прописано: общедомовой прибор учета устанавливается на МКД в местах, максимально приближенных к границе балансовой принадлежности. Границей балансовой принадлежности по всем видам ресурсов является стена дома — если нет приборов учета. Если есть, то границей является фланцевое соединение приборов учета с сетью — тепловой, водяной, электрической. В доме есть входное распределительное устройство (ВРУ), куда «заходит» электричество. Рядом с ВРУ и должен быть установлен ОДПУ — чтобы исключить вероятность подключения к электросети посторонних потребителей электроэнергии. Это и есть точка, максимально приближенная к вводу.

Подстанция, где сейчас установлены ОДПУ, расположена намного дальше, чем граница балансовой принадлежности. При установке прибора учета гарантирующим поставщиком не было проведено обследование МКД. Представители «ТАЭС» осмотрели стены домов и сообщили: чтобы установить ОДПУ, нужно провести реконструкцию МКД. Никто не осматривал дома внутри, актов обследования нет. Если в домах нет ОДПУ, то до 2023 года прибор должен установить гарантирующий поставщик — не УК. Что происходит сейчас: кто-то (то ли МРСК, то ли «Россети») устанавливает приборы учета. У УК все договорные отношения только с «ТАЭС», а не с прочими сетевыми организациями. «ТАЭС» вразрез с договором допустил эти приборы в эксплуатацию.

Если от подстанции до ОДПУ есть кабельная линия какой-либо протяженности, на ней есть определенные потери. «ТАЭС» эти потери учитывает и якобы вычитает из выставляемых УК начислений, но расчёт этих потерь нам не предоставляет. Проверить, правильно ли рассчитаны потери, не представляется возможным. Мы требовали предоставить нам акты ввода счетчиков в эксплуатацию. Часть ОДПУ на МКД, обслуживаемых «Народной», установили еще в декабре, а акты мы получили только в августе — и только после совещания, прошедшего в администрации Ржева. Считаю, что данные ОДПУ являются техническими, а не коммерческими — то есть выставлять начисления, исходя из показаний таких счетчиков, мы не имеем права. Жители, дома которых мы обслуживаем, не принимали решения об сверхнормативной (по показаниям ОДПУ) оплате ОДН. Поэтому мы выставляем ОДН-начисления только по нормативу. Разницу между показаниями ОДПУ и нормативом мы «ТАЭС» не оплачиваем. Эту разницу мы будем оспаривать в суде — в том числе и потому, что акты обследования ближайшей точки балансовой принадлежности не составлены. Следовательно, мы не можем определить размеры потерь электроэнергии — возможно, на эту кабельную линию подключился посторонний потребитель или происходят иные ситуации, которые мы не в состоянии контролировать.

В законодательстве говорится: при снятии показаний всех общедомовых приборов учета может присутствовать старший совета дома и расписываться в актах снятия показаний. В обслуживаемых УК «Народная» домах такая практика есть: старшие советов МКД присутствуют при снятии ОДПУ по теплоснажбению и водоснабжению. Но не при снятии показаний по энергоснабжению! Ведь даже для того, чтобы попасть на подстанцию, где установлен ОДПУ, нужен соответствующий допуск. Если общедомовой счетчик электроэнергии был бы установлен в доме (а техническая возможность для этого есть практически во всех МКД), такой проблемы бы не было.

У нас уже есть практика судебных разбирательств с «ТверьАтомЭнергоСбытом». Прежде чем брать дом в управление, мы проверяем площади помещений. Как правило, сведения, которые есть у «ТАЭС», не соответствуют фактическим данным. По документам «ТАЭС» метраж общедомовых площадей почему-то завышен. Так, по дому № 24 по улице Краностроителей нам выставляли начисления на ОДН в размере двух с половиной тысяч рублей. Мы оспорили эту сумму и выиграли процесс. После решения арбитражного суда начисления на ОДН составили 792 рубля — это нормативный показатель. Сейчас на этот дом установили ОДПУ на подстанции, местонахождение которой нам неизвестно. Хотя техническая возможность установления прибора учета в этом доме есть. Сейчас «ТверьАтомЭнергоСбыт», ссылаясь на ПП № 92, предупреждает, что, возможно, управляющим организациям будет выставлена «тринадцатая квитанция» — где начислены недоимки за год. Считаю, что это неправильно. В первую очередь надо навести порядок с приборами учета, как с общедомовыми, так и с квартирными. Некоторые собственники не меняли их с советских времен, и о каких корректных показаниях можно говорить? Нужно, чтобы все приборы были одинакового класса точности, а также достичь единовременного снятия показаний — это зона ответственности гарантирующего поставщика.

Могу заверить, что и в дальнейшем УК «Народная» будет отстаивать свою позицию. Пока общедомовые приборы учета, согласно законодательству и договору с «ТверьАтомЭнергоСбытом», не будут установлены в местах, максимально приближенных к границам балансовой принадлежности, сверхнормативные начисления по ОДПУ оплачиваться не будут. И жители, и представители управляющей компании должны видеть показания общедомовых приборов учета, чтобы можно было контролировать потребление электроэнергии.

Записала Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *