СЕМЁНОВ ДЕНЬ

«Ребёнок таков, как он играет; а играет так, каков он».

Б. Вульфов, профессор РАО

Всеобщая урбанизация и оторванность от традиционных календарных праздников-сборов во многом погасила фольклорные явления. И все же, если быть особенно внимательными и чуткими к жизненным ситуациям, иногда можно наблюдать сохранившиеся этносюжеты и обряды-потешки. Расскажем об одном, интересном своей самобытностью и фольклорно-игровой направленностью.

Не так давно, 13 сентября, мне удалось зафиксировать старинный календарный обряд — «похороны мух».

Действительно, еще в глубокой древности существовал обычай Семёнова дня — похороны мух. Вместе с «похоронами мух» и лето уходило, земля покрывалась белой пеленой. Нарядные девушки делали лодки-гробики из тыкв, огурцов, свеклы, моркови, редьки или репы, укладывали туда мух, комаров, тараканов, всяких козявок и с притворным воплем несли к выкопанной ямке. Сами проводы из бытующего человеческого мира совершались по всем канонам этого обряда.

По преданию, комары и мухи перед осенью уносятся ветрами на тёплые моря и весною опять приносятся на Русь. Были даже сказки о том, как комар и муха относят душу усопшего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо.

Итак, расскажем обо всем по порядку, что произошло буквально недавно, этим сентябрем 2022 года. Что-то меня заставило тогда остановиться и понаблюдать за ржевской ребятней, их действиями, разговорами, эмоциями.

Восемь детей в возрасте от 6 до 12 лет, живущие в соседнем современном пятиэтажном доме, встретились мне на улице. Они шли ватагой, тихо переговариваясь, девочка несла какую-то украшенную коробку. Туда, как оказалось, они наловили мух, комаров, бабочку.

Дети, обойдя весь двор, перешли большую дорогу (где проезжали машины) и уселись кружком на траву. Потом вырыли ямку, и как-то торжественно захоронили туда свою коробку. Затем на этот небольшой земляной бугорок положили мелкие камешки, веточки и луговые цветы.

Во время церемонии дети не общались между собой, а каждый по-своему комментировал происходящее. Варианты: «Мушки-горюшки, не плачьте, весной к нам снова прилетите», «Спрячем вас подальше, а то зимка придет. А мы вас схороним, сбережем», «Солнышко спрячем, чтоб лето опять пришло».

Все действо завершилось минут за 15-20. Потом дети весело разбежались играть возле дома, возвращаясь к своим забавам.

На мой осторожный вопрос, что же они сейчас делали, ответы были следующие:

— Не знаю, просто играли.

— Так делала бабушка в выходные в деревне (а была среда — О.К.), я увидела и тоже захотела сама поиграть.

— Пошла со всеми, интересно же.

В фольклоре обряд «похороны мух» или «проводы лета» приходится на период с 14 по 21 сентября («бабье лето»). Согласно календарю, 14 сентября — Семенов день, летопроводец, встреча осени, первые осенины — особый земледельческий праздничный день, уходящий своими корнями еще в языческие времена. Сегодня этого практически не знают ни сами дети, ни их родители (как потом выяснилось).

Но зафиксированный мною образец типичного фольклорного действа действительно показывает, что детская этнопамять сохранила даже те явления, которые давно оторвались от быта и культурно-традиционной действительности, существуя лишь в неосознанном воображении и в подражании, копировании жизненных ситуаций.

Как говорят научные источники, детская игровая субкультура в своей основе аккумулирует исторические, традиционные и современные атрибуты культурно-преемственной этнопамяти. Игровой мир детства, по сути, это и есть временное пространство взросления человека, и социальное «примеривание на себя» общественно закрепленных традиций, законов и норм, и вовлеченность в систему правил поведения и этнических заветов.

Говоря о народной традиции, важно подчеркнуть ее суть. Она в коллективности, общности, соборности. Собственно, коллективные игры как одна из форм фольклорных «игровых полей» — это не только факт общения, это сиюминутное контактное взаимодействие их соучастников.

Сегодня все больше и больше утрачивается предтеча и смысл детских коллективных игр, которые теряют этническое своеобразие и растворяются в других субкультурах. В коллективные игры дети играют значительно меньше и реже, а если играют, то в основном во дворе, с использованием нехитрых самодельных игровых предметов из обыкновенных палок, пластиковых бутылок, камней и прочего.

Замечено, что быстрее всего стираются из памяти фольклорные групповые игры и ситуативные сюжеты этнокультуры. А ведь фольклор — тот вид особой уникальной этико-эстетической практики, которая характеризует этническую принадлежность к культуре народа, народности, нации. Значит, в целом, к народному творчеству, совокупности обычаев, обрядов, примет и других явлений народного быта.

В заключение скажем следующее. Подобные этноситуации (в данном случае просто детская игровая забава — прощание с летом) очень важны для каждого ребенка: они раскрывают его творческое миросозерцание и побуждают к осмыслению происходящего в окружающей его среде. Они делают его взрослее и мужественнее, подготавливая к будущим жизненным обстоятельствам, не травмируя и не садня душевное пространство ребенка.

Даже малый детский опыт, накопленный фольклорным сюжетом, пусть послужит ребенку первой доброй азбукой на великой лестнице жизни.

Любите своих детей, ведь своим рождением они аккумулировали очень многие и важные детали нашего с вами жития, наших предков и пращуров, стали нашим слепком и общим продолжением жизни. Наблюдайте за их развитием, больше общайтесь с ними, путешествуйте и показывайте наш удивительный мир, где мы живем.

Ольга КУЗЬМИНА, кандидат педагогических наук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *