УВАЖЕНИЕ

Рассказ

Когда Ракитянский защитил диплом, а учился он на физмате, никак не думал, что придётся работать учителем. Впереди маячили более заманчивые перспективы: аспирантура, научная работа… Данные для этого имелись. Главное — тёща-профессор, намеревавшаяся стать его научным руководителем. Болезнь матери спутала все планы. Какие уж тут занятия наукой, когда нужно ухаживать за близким человеком. Но чтобы преподавать в школе… Нет, он не чувствовал себя готовым кого-то учить. Может, потому, что сам ещё вчера учился, сам знает жизнь не настолько, чтобы учить других. Ведь помимо предмета, с учениками нужно разговаривать и о жизни. Мы живём в мире, полном неожиданных и потому не всегда понятных ситуаций.

Но судьба распорядилась по-своему, и сейчас он об этом не жалел. Маленькая зарплата, которой попрекала его великолепная тёща, — так ведь это не навсегда. В аспирантуре он получал бы не больше. К тому же в школе ему сразу предложили замещать учителя физкультуры, выбывшего по болезни на два ближайших месяца. Уроки физики, естественно, оставались за ним. Предложили как самому молодому педагогу, имевшему спортивный разряд. Правда, вид спорта был несколько неожиданным для всех. Бокс. Тёща язвительно советовала Ракитянскому поберечь голову. Пригодится для защиты диссертации. А жена, ни в чём и никогда не перечившая матери, гладя мужа по щеке, вторила ей:

— Серёжа, может быть, на самом деле хватит.

Ракитянский занятия боксом прекратил сам, когда понял, что достиг своей вершины.

У Сергея немного закружилась голова, кода 1 сентября он вошёл в класс. Причиной тому были знакомые запахи — запахи не выветрившейся за лето краски, шпаклёвки, побелки. Запахи ремонта. Наверное, они одинаковы во всех школах и останутся такими всегда. И ученики, вставшие для приветствия нового учителя, были похожи на его одноклассников. Девушки в коротких, выше колен, школьных платьицах. Мальчишки, заглядывающиеся на эти коленки… Шёпот обменивающихся первыми впечатлениями о новом учителе прошелестел и затих. Ракитянский быстро оглядел всех учеников. Впечатляло. Впечатляло, что он смотрел на класс с того места, с которого на него взирали его учителя.

— Садитесь, друзья! — Сергей думал в ожидании первого урока, как он во время знакомства обратится к своим ученикам: «ребята», «девочки и мальчики». Обращение, на котором он остановился, кажется, всем понравилось. Ракитянский открыл классный журнал.

— Давайте знакомиться! Меня зовут Сергей Николаевич. Позвольте взглянуть на каждого из вас отдельно. Так… Антонова Наташа…

Из-за парты поднялась девушка с длинной косой. «Удивительно! — подумал Сергей. — Все спешат расстаться с волосами, а эта девушка — нет! Понимает, где прячется за-плетённая до поры до времени в косу красота!»

Познакомившись с классом, в котором ему в ближайший год предстояло быть классным наставником, решил: про физику сегодня ни слова!

— Теперь мы, так сказать, в одной упряжке. Надеюсь, что вместе сдвинем её с места.

— В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань… — с последней парты процитировали классика. Ракитянский улыбнулся — самые смелые и находчивые сидят на «камчатке».

— Ну и кому же вы отвели бремя коня? — спросил он, не выясняя личности говорившего. А тот не спешил отвечать и выставлять себя напоказ. — По-видимому, мне. Кто-то же должен тянуть вас в мир науки…

* * *

Хотя акселерация коснулась обоих полов, девочки взрослеют быстрее. В десятом классе это уже женственные особы, не отказывающиеся от знаков внимания со стороны противоположного пола, ожидающие и обижающиеся, если внимание обошло их стороной. Если одноклассники по ряду причин не умеют «ухаживать» красиво, тогда взоры девиц устремляются на молодых учителей-мужчин. Часто это становится трудноразрешимой проблемой для всей школы, хотя почти всегда интерес девушек носит чисто платонический характер.

На первой парте перед учительским столом усваивала законы физики Юлия Миллер — красивая девушка с мечтательным взором. На уроках Ракитянского её внимание поглощали не сложности излагаемого материала, а передвижения преподавателя от классной доски к столу, от стола к окну. Заметив что-то необычное во внешности Ракитянского или его костюме, она тут же обменивалась мнением с соседкой по парте о его не тщательно выбритом подбородке или плохо отглаженных брюках. Иногда она подолгу не отводила взгляда от лица Сергея, откровенно кокетничая, и учителю первому приходилось опускать глаза. А что тут поделаешь? В методических указаниях ни слова, как поступать в таких случаях.

Семь лет прошло с той поры, когда он сам сидел за школьной партой, и прекрасно понимал, что происходит с девушкой. Ему было жалко Юлию Миллер и немного грустно. В девятом классе сам был влюблён в практикантку-математичку. А закончилась у неё практика, и растаяла любовь Сергея. Заволокло дымкой предмет его влюблённости. А время отсчитывало дни и недели. Ракитянский всё глубже проникал в хитросплетения взаимоотношений между учениками, оценивал способности каждого к предмету, который он преподавал. Через полтора месяца решил, что в жизни Юлии будет вполне достаточно красивых глаз и тройки по физике.

По четвергам третьей парой — урок физкультуры. На перемене Юлия попросила освободить её от занятий.

— Что-то случилось? — громко спросил молодой педагог, нисколько не задумываясь о причине такой просьбы.

— Физиология, — она долго подбирала подходящее и объясняющее своё положение слово. Покраснела и опустила глаза — рядом находился учитель немецкого языка.

«Вот дурак-то, — подумал о себе Сергей, — не мог догадаться о такой простой вещи». Он кивнул, давая согласие и показывая, что разговор окончен.

Когда через две недели Миллер вновь обратилась с такой же просьбой, он отказал. «Чёрт возьми! Физиологию-то я знаю. Значит, лжёт!» Сгоряча отказал, а потом пожалел. Может быть, именно сегодня ей необходимо это освобождение. А тогда? Просто появилась законная возможность пропустить урок, почувствовала нерешительность учителя. А с другой стороны не выяснять же, в какой фазе луны наступают у неё критические дни? Однако, на уроке не вызывал её прыгать через «козла» и забираться под потолок по канату.

После этого случая девушка на уроках физики сидела, склонившись над тетрадью, прилежно что-то записывая. Лишь изредка ловил Ракитянский её взгляды. Сергей считал, что между ними появилось молчаливое понимание допустимого.

Урок физики посетил заведующий учебной частью. Вообще, это обычная практика, когда уроки посещают завуч или директор. Усаживаются на последнюю парту и внимательно слушают — оценивают знание учителем своего предмета, следование методическим указаниям. Сколько в изложении нового материала почерпнуто из школьного учебника, сколько учитель привносит знаний, полученных в университете, найденных в специальной литературе. И Ракитянский решил «блеснуть», продемонстрировать то новое, что уже давно, по его мнению, просилось наружу в преподавании физики. Прежде всего, он был не согласен с тем, как в школьном учебнике, по которому учились с довоенных лет, излагались физические понятия. Любое определение сводилось к «цитированию» математической формулы, не выявляя физическую суть явления.

Сегодня темой урока была электроёмкость проводника. Прочитав определение электроёмкости по учебнику: «Электроёмкость проводника есть отношение электрического заряда к потенциалу проводника», Ракитянский улыбнулся.

— И как, по-вашему, электрический заряд относится к потенциалу проводника? Любит? Ненавидит? Доброжелательно? С уважением?

В классе захихикали.

— Отношения существуют между людьми — между друзьями, подругами, родственниками. А то, что я прочитал в учебнике, всего лишь математическая формула, необходимая для расчётов, решения задач по физике из ваших задачников.

Похоже, аудитория заинтересовалась.

— А вы попробуйте понять суть явления. То, что электроёмкость — это не отношение Саши к Наташе, а скалярная величина, которая характеризует способность проводника накапливать электрический заряд. Ведь это просто. Всё конкретно.

Завуч с последней парты доброжелательно взирал на Ракитянского.

Отвечать домашнее задание он вызвал к доске Миллер и здесь же пожалел. Не нужно было этого делать. Её знание физики балансировало на грани трёх баллов. Она не спеша сложила учебники и тетради в стопочку, вышла из-за парты, но к доске не пошла. Она глядела на учителя, мысленно упрекая, зачем он нарушил их молчаливый договор. Только сейчас Сергей понял, что договор существовал и касался многих сторон отношений учителя и ученицы. «Вы же понимаете, что я не знаю этого материала. Это предательство!» Непонимание и неуважение — вещи взаимосвязанные. Сергей смотрел на неё, ожидая, когда она «выдаст». Лицо у неё было серьёзным, серые глаза потемнели.

— Я Вас дико ненавижу, — спокойным, немного усталым голосом сказала она.

Ракитянский ожидал чего угодно, только не таких слов. Это было настолько неожиданно, что весь класс замер, а Сергей плюхнулся на стул. Лишь завуч Нина Алексеевна ни на миг не потеряла самообладания.

— Миллер, вон из класса! Вон из школы! И без родителей не возвращайся. А Вы что молчите, Сергей Николаевич? Говорить такое педагогу нельзя!

На следующий день Юлия в школе не появлялась. Ни одна, ни с родителями. А дальше всё происходило по начертанной схеме. Педсовет, недолгие споры. Кто-то колебался: может быть, не стоит исключать ученицу. Всё-таки выпускной класс.

Решение педагогического коллектива исключить из школы ученицу десятого класса Миллер означало поражение Ракитянского в собственных глазах. Его голос ничего не решал, но он проголосовал «против», изумив педсовет. Не торопитесь судить, потому что и вас могут осудить поспешно. Он голосовал именно так, потому что знал настоящую причину поступка ученицы, и ещё — чтобы хоть немного в душе оправдать себя. Нина Алексеевна, сидевшая на педсовете рядом с ним, относившаяся к нему даже с некоторой симпатией, после голосования прошелестела, наклонившись к Сергею.

— И зачем Вам это нужно? Существует педагогическая этика, и нужно ей следовать. И Вам большой минус как молодому специалисту. — Она многозначительно посмотрела на коллегу. — Решили мир перевернуть?

— А кто же тогда? — буркнул Ракитянский.

Расслышал ли его завуч сквозь гомон в учительской, он не понял.

Виктор БУЛЫЧЁВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *