МАГИЯ ВОСТОЧНОГО ТАНЦА

В минувший субботний день в Центре духовно-эстетического развития «Созвездие» состоялся мастер-класс по восточному танцу. Его провела тверская танцовщица Джамиля. А азы самого завораживающего танца в мире постигали на мастер-классе участницы творческого проекта хореографа Валентины Демьяновой «Преображение».

История этого изящного и чувственного танца тянется с древних времён. Его родина — мудрый и загадочный Восток. Танец живота отличается от других хореографических стилей тем, что основан на движениях, естественных для женского тела: покачивание бедрами, подъем груди, активная работа мышц живота, грациозные движения рук. Помимо непередаваемой эстетики, восточный танец — незаменимый хранитель женской красоты и здоровья, которое укрепляется в процессе исполнения. «Живот — это жизнь», читаем: «танец живота — танец жизни». С кем и с чем ассоциируется само понятие «жизнь»? Естественно, с женщиной-матерью. Оттого танец живота покорил сердца огромного количества женщин во всем мире.

Удары бедрами, восьмерки, «тарелочки», движения грудной клеткой, тряски — это все названия элементов сложного, но очень красивого танца. Даже тем, кто знаком с хореографией на профессиональном уровне, повторить эти движения впервые очень сложно, а уж новичкам и подавно. И естественно, за один лишь урок запомнить замысловатые элементы невозможно. Но узнавать, как именно создается танец, из каких движений — очень интересно. Например, в восточном танце живота верхняя и нижняя часть тела работают отдельно. Так же, как и руки. Пожалуй, самые грациозные движения руками — именно в восточном танце.

Танец живота имеет множество названий — bellydance, восточный танец, арабский танец, raks sharki, танец живота, танец Востока. Однако красота и изящество танца от этого не меняются. Помимо множества названий, танец живота имеет сотни стилей и видов, изучая которые, можно окунуться в историю и культуру таких стран, как Египет, Ирак, Иран, Ливия, Сирия, Ливан, Марокко, Алжир, Палестина и многих других. И что примечательно: в отличие от других стилей, начать заниматься восточным танцем можно в любом весе. Тут нет строгих правил. Большой плюс восточных танцев в том, что научиться им можно и во взрослом возрасте, буквально с нуля.

* * *

Джамиля — это сценическое имя Надежды Бородиной, хореографа, руководителя тверской хореографической студии «Сияние», участницы ансамбля «Корни Кавказа». Но, как вы уже догадались, самая большая страсть Надежды — это восточный танец.

— Танцами я занимаюсь с детства, — рассказывает Джамиля-Надежда.- И всегда мне больше всего нравились восточные ритмы. Наверное, это зов татарской и еврейской крови моих предков. Восточные танцы я изучала самостоятельно. Не было в то время преподавателей по этому виду искусства. Мало того, не было интернета и мобильных телефонов. Первый танец увидела на видеокассете, на которой был записан какой-то концерт. И поскольку я не понимала саму технику танца, просто запомнила его, все движения танцовщицы, и постоянно повторяла их.

А потом решила, что буду заниматься хореографией профессионально, поступила в Тверской колледж культуры. И попутно продолжала изучать восточные танцы, упорно занималась самостоятельно. Позже, когда информация стала более доступна, училась по видеоурокам, ездила на мастер-классы в другие города, когда приезжали хореографы из Египта, осваивала разные направления восточного танца.

Танец, который мы сегодня проходили с участницами проекта «Преображение», — классический арабский танец живота. Когда я изучала историю этого танца, меня пленила красота движений, пластика тела. Это завораживает. Можно обладать не самыми выдающимися формами и внешностью, но в то, как преподносит движения танцовщица, просто нельзя не влюбиться. Так она выражает красоту своего внутреннего мира. Арабский танец — это своего рода медитация для пробуждения чувственности, зарождение женского начала. Другими словами, это не просто танец, а целая философия. Основной смысл в нем для меня лично заключается в здоровье и красоте женщины. Занимаясь танцем живота, женщина учится чувствовать и принимать свое тело. Постепенно приходит понимание, что она прекрасна в том физическом теле, которое имеет, при умении управлять им. Женщина учится контролировать все части тела одновременно, при этом включая эмоции и тот рассказ, который пытается донести до зрителя.

Юной девушке танец помогает раскрыться, зрелой — сохранить стройность, остаться молодой. Танец обладает удивительной особенностью — он не просто дарит возможность самовыражения, но и влияет на формирование характера. Восточная мудрость гласит: «Гибкую ветку снег не сломает». Благодаря занятиям становится более гибким не только тело. Появляются навыки сохранять душевное равновесие в любых ситуациях, меняется взгляд на жизнь и отношение к окружающим. Использование в танце элементов пластики — проявление стихии воды. Проявление податливости, принятия себя, обхождение препятствий. Удары — это проявление стихии огня. Улучшается настроение, пробуждается радость, чувство ритма. За счет согласованной работы разных частей тела, быстрой смены расслабления и напряжения, улучшается действие вестибулярного аппарата. Как следствие, вырабатывается
устойчивость к стрессам, уверенность. Тряски — стихия земли. Возможность созерцать свою женскую природу изнутри. Круги, повороты, передвижение активизируют воздух, который дарит танцовщице легкость. Ровное ритмичное дыхание позволяет снизить уровень стресса — ведь не секрет, что ритмичное дыхание воздействует на центры удовольствия, повышает настроение. Танец живота заставляет весь организм работать на пределе своих возможностей!

Помимо восточного, Надежда изучает и преподает воспитанникам в своей студии танцы разных национальностей. Причем не только хореографию, но и историю танца того или иного народа, традиции костюма. Например, танец некрасовских казаков. Это наш, русский народ, живший в Османской империи и вернувшийся в Россию. Эта народность до сих пор сохраняет свой язык, обычаи и традиции, в которых угадывается много восточных нот. В репертуаре студии «Сияние» также осетинский, грузинский, дагестанский танцы. Надежда является участницей тверского ансамбля «Корни Кавказа» (художественный руководитель — Асмати Цатава), и в свою очередь национальные кавказские танцы, которые изучает в ансамбле, разучивает и со своими воспитанниками.

Надежда поведала мне интересные отличия кавказского танца от русского:

— Русский народный танец — это ноги, руки, дроби и раскрытость корпуса, души. А кавказский — более сдержанный. Напряженная спина, статика, движения колкие и четкие. В русском танце мы можем «флиртовать» каблучком, а здесь все должно быть строго. И даже выражение лица, взгляд: в русском танце открытая улыбка, в кавказском — вид на зрителя сверху. Как я всегда своим ученикам говорю: вы должны смотреть через поднятый нос!

Ржевские зрители могли видеть выступления Надежды не только в Твери, но и здесь, у нас. Уже в третьем творческом проекте Валентины Демьяновой «Преображение» Надежда дает мастер-классы по танцу живота. Она также участвовала в концертных программах, которые устраивала Валентина Юрьевна в Хорошевском ДК. Валентина и Надежда — однокурсницы и дружат еще со студенческой скамьи. Обе — талантливые хореографы, одержимые танцем.

В конце беседы Надежда ответила на вопрос, который волнует, наверное, всех взрослых людей, желающих изучать тот или иной танец, но не решающихся сделать это в силу возраста.

— Если есть желание — то никогда не поздно начать. Поверьте мне. Если постоянно заставлять себя заниматься хореографией, организм привыкнет к нагрузке и будет благодарить вас. Ведь танец — это движение, а движение — это жизнь!

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *