ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ЖИЗНИ ПАВЛА СОЛОВЬЁВА

Дрова, телега, ведро с застывшим цементом… Ну что здесь романтичного? — спросит зритель, глядя на картину «Запасливый двор». Её автор — молодой художник Павел Соловьёв, персональная выставка которого открылась в Выставочном зале 25 января.

— Проза жизни, реализм в чистом виде, — считают коллеги.

И это правильно. Но давайте-ка всмотримся внимательнее, предлагает нам автор. Быть может, увидим в самых обычных вещах нечто интересное? Надо только включить воображение, и на наших глазах оживут и заговорят банка с краской, бутылки с растворителями, спичечный коробок, молоток, кружка с чаем, настольная лампа и старая табуретка. И это уже не просто предметы, которые есть в любом доме, а «Тайное собрание», где у всех действующих лиц своя история, свой голос, своя правда и, возможно, свой тайный умысел.

В том, что вещи живут своей особой жизнью, не сомневался еще XIX веке писатель Михаил Осоргин: «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках…»

Не знаю, знаком ли Павел Александрович с рассказом Осоргина «Пенсне», но могу сказать определенно: резиновые калоши и сапоги, домашние тапки и шлепанцы на картине «Ночь. Все ожило» не ждут смиренно своих хозяев после напряженного трудового дня, а свободно «гуляют» по домотканому половичку в прихожей деревенского дома, как гуляло, точнее, шлялось «до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости» пенсне в осоргинском рассказе. Конечно, «герои» Павла Соловьева (калоши, ведра, лейки, метла, видавшие виды куртки) — не праздные гуляки, а настоящие работяги, которые, не красуясь, гордятся своим рабоче-крестьянским происхождением. Это безошибочно определяем с первого взгляда. Художник не просто пишет прозу жизни, он, как поэт или писатель, олицетворяет её, предлагая нам, зрителям, окунуться в мир обычных вещей и увидеть прекрасное.

Одиннадцать лет шел Павел Соловьёв к этой выставке. И не случайно назвал ее «Вновь в искусство!» (Ржевитяне помнят персональную выставку художника, которая была лет 12 назад, а также многие коллективные выставки ржевских художников, в которых Павел Александрович был участником). Шел непросто, вкладывая немало сил, душевных и физических. Как он сам признался на открытии:

— Над каждой работой много трудился. Иногда не спал, не ел…

И вот получилось. Более 40 замечательных живописных и графических произведений, созданных в разные периоды творчества. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины о простом, обыденном, радуют глаз и душу.

Павел родился в Ржеве в работящей семье. Мама, Екатерина Николаевна — зубной техник, до сих пор работает по специальности в стоматологической поликлинике. Почти 50 лет в медицине!

Отец, Александр Васильевич, был механиком на предприятиях, занимался снабжением техники запчастями.

В экспозиции представлены портреты родителей, написанные с особым, трепетным чувством. Умудренный жизненным опытом мужчина в темной полосатой рубашке. Натруженные руки, умный взгляд серых глаз, выразительные черты лица, волевой подбородок — все говорит о характере твердом и непреклонном («Портрет отца»). А мамины голубые глаза полны тепла и тревоги за сыновей («На кухне»). Чувствуется, что женщина чем-то взволнована. На столе — телефон. Наверное, ждет звонка. (Что интересно, мамины черты лица угадываются и в автопортрете художника). На этой картине лица отца не видно. Он сидит напротив жены, спиной к зрителю.

Вот в такой обычной семье выросли два творческих сына: Александр — музыкант (живет в Смоленске) и Павел — художник. Надо сказать, что тяга к прекрасному у мальчишек, наверное, от деда, который жил в деревне, замечательно пел и играл на гармошке.

Рисовать Павел начал в совсем юном возрасте. Терпеливый и усидчивый, он своим трудом и старанием постепенно добивался поставленной цели.

Сначала учился в ДШИ № 3 у Валерия Трухана и Веры Поляковой, затем в Тверском художественно-полиграфическом училище, где два года постигал роспись по дереву, потом окончил Тверское художественное училище им. Венецианова, где преподавала признанный мастер графики Виктория Воеводина. И через несколько лет завершил свое образование в знаменитом Московском государственном академическом художественном институте им. Сурикова в мастерской народного художника России Валентина Сидорова. Павел признается, что в школьные годы были сомнения, куда пойти учиться. Он занимался спортом. Самбо, тхэквондо, лыжи, акробатика увлекали не меньше рисования (и до сих пор в приоритете — здоровый образ жизни). Ко всему, как и многие его ровесники в то время, мечтал Родине служить — думал поступать в военное училище. Однако любовь к искусству оказалась сильнее, и желание стать художником пересилило все остальное.

У Павла Соловьева свой, особый, взгляд на жизнь. Как он говорит, лермонтовский. Поэт так определил смысл существования: выйди из строя и иди своим путем.

— Так, по-лермонтовски, в свое время поступили известные художники: Стожаров, Зверьков, Сидоров, — поясняет Павел. — Так же живу и я. В институте писал картины по-своему, хотя мне говорили, что так никто не делает. А мне хотелось. Это мой выбор. И сейчас поступаю так же, зарабатывая на жизнь своим творчеством. Я свободный художник.

В следующем году Павлу Соловьеву исполнится 40 лет. Сегодня его называют настоящим мастером, которому по плечу многие трудные задачи. Павел Александрович — член Союза художников России, член выставкома Тверского Союза художников, награжден премией губернатора Тверской области, несколько лет назад получил премию Министерства культуры РФ за достижения в области искусства. Непременный участник городских выставок «Итоги», живописных пленэров, которые проводились в разных уголках нашей страны.

Как отмечает член СХР Ирина Аввакумова, благодаря основательной подготовке и необычайному трудолюбию, Павлу Соловьеву подвластны почти все основные жанры живописи — портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой сюжет. Как тонко он чувствует цвет и замечательно «работает» с водой, облаками и небом… Павел Соловьев — певец российской глубинки. Как и его педагог Валентин Сидоров, он любит писать плодородную землю и людей, которые трудятся на этой земле, баньки на фоне золотого неба, крепкие деревенские домики. Соловьев ищет красоту в том, что его окружает, и считает это достойным кисти художника.

Пейзажи у Павла Соловьева удивительно хороши. Чистые, искренние, живые, написаны они с большой любовью к родному краю. Мы любуемся белой березой, которую художник изобразил «В расцвете сил», вдыхаем аромат душистой сирени, за которой притаился маленький домик в деревне. И не можем оторвать взгляда от лазоревого неба и фиолетовых теней на снегу на зимних пейзажах. А как необычно изображает художник течение и рябь воды на многих своих полотнах! По этим соловьевским пятнам безошибочно определяем руку мастера.

Глубоким смыслом наполнены и жанровые картины. Глядя на «Скворечники», Андрей Гриц очень точно подметил, что ощущает себя тем самым дедом, который их мастерит. А скворцы, что обязательно прилетят в родные края, — это ученики. И никогда не прервется эта связь: учитель — ученики — и снова учитель. Потому что все мы, где бы ни были, как скворцы, возвращаемся на Родину.

Совсем недавно Павел Соловьев принял участие в областной художественной выставке «Портрет», что сейчас проходит в Музейно-выставочном центре в Твери.

На открытии выставки «Вновь в искусство!» Павла Соловьева поздравили заместитель главы администрации Ржевского муниципального округа Елена Ямщикова, коллеги-художники: Ирина Аввакумова, Андрей Гриц, Александр Цветков, сотрудница Выставочного зала Виктория Кузнецова. Выступающие сказали немало добрых слов о работах Павла Александровича и о заслугах мастера, которым гордится не только Ржев, но и Тверская область.

Великолепный творческий подарок зрителям преподнес духовой оркестр под руководством Дмитрия Черноусова.

Бесспорно, новая выставка Павла Соловьева станет ярким событием в культурной жизни ржевитян. Ее непременно должны посмотреть студенты, школьники, а также их родители и педагоги. По мнению художника, искать истинную радость надо не в материальном, а в искусстве, например. Ведь картины, несущие добро, меняют нас в лучшую сторону.

Остается добавить, что экспозиция открыта до 26 февраля.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *