«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ…»

Помните эту, ставшую уже крылатой, фразу из повести-сказки Антуана-де-Сент Экзюпери «Маленький принц»? Нельзя бросать на произвол судьбы тех, кому ты подарил надежду, веру и любовь, тому, кто в трудную минуту поверил тебе и был с тобою предельно откровенен, тому, кто открыл тебе свое сердце.

Думается, спектакль «Аккомпаниатор» (режиссер Сергей Мезенцев) по пьесе известного российского драматурга и режиссера Александра Галина, что с огромным успехом прошел 11 марта на сцене Дворца культуры, не только и не столько о стариках и одиночестве, сколько именно об ответственности человека за свои действия и поступки.

Главные роли в постановке исполнил великолепный актерский состав: народные артисты России Лариса Лужина, Раиса Рязанова, Сергей Никоненко и молодой талантливый актер Александр Гундарев (известный по сериалу «Глухарь»). Поистине «звездный дождь» обрушился на Ржев. Зрители (а их был полон зал) пришли посмотреть на знаменитых и любимых артистов, чьи имена — гордость и слава советского и российского кинематографа.

Трогательная, пронзительная история о человеческих судьбах никого не оставила равнодушным. Сюжет прост, он подсказан самой жизнью. Бедный молодой музыкант Григорий в поисках средств к существованию нашел необычный, но весьма успешный способ заработка. Подталкиваемый своею молодой женой, он находит одиноких обеспеченных стариков и начинает за ними ухаживать. При этом надеется в будущем получить в наследство квартиры пожилых людей. И всё бы у него получилось, если бы на его пути не встретилась очень боевая старушка Светлана Сверчкова (Раиса Рязанова), которая, обладая богатым воображением, «раскрутила» настоящую детективную историю. Оказывается, кроме неё, у Григория есть еще подопечные: вдова «большого человека» Жанна Кораблева (Лариса Лужина) и неудавшийся оперный певец с редким именем Изольд Кукин (Сергей Никоненко). Посеяв в душах одиноких стариков зловещие зерна страха и сомнения по отношению к их верному помощнику Григорию, Сверчкова пытается «вывести» молодого человека на чистую воду и доказать, что он мошенник.

Однако дело принимает совершенно неожиданный оборот. Несмотря на то, что корыстные планы молодого музыканта раскрыты, каждый из стариков продолжает надеяться, что уж к нему-то Гриша испытывает самые искренние чувства.

И «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно» — вспоминаются лермонтовские строки. В череде смеха, слез, надежд и разочарований перед зрителями проходит жизнь героев. И каждая судьба драматична, но по-своему очень интересна. Интеллигентная Кораблева, миловидная дама с грустными глазами, погружена в воспоминания. Она издала книгу о муже, но продать её не может. Многочисленные коробки с книгами так и стоят по всей квартире. Расторопная и чрезвычайно болтливая Сверчкова (великолепная работа неподражаемой Раисы Рязановой) носится с доставшимся ей после смерти брата богатством, как с писаной торбой, и не знает, что с ним делать. Неуемной энергии бабушки можно только позавидовать. И как горько узнать в финале, что жизнь её неожиданно обрывается. Увы, все мы смертны. Третий подопечный Григория — одетый с иголочки, любвеобильный, молодящийся старичок Кукин (блистательно сыгранная Сергеем Никоненко роль) слушает оперу и вспоминает о том, что когда-то сам неплохо пел. Но главное его богатство — фотографии красоток, которых за всю его бурную жизнь накопилось немало. И с этим «архивом» он не расстанется до гробовой доски. Изольд Тимофеевич не общается с многочисленными родственниками и радуется появлению в доме с анфиладой обыкновенного таракана, с которым можно и поговорить.

Но что же общего у этих стариков? Нетрудно понять, что их объединяет не только безмерное одиночество, но и безграничная любовь к услужливому, расторопному и очень обаятельному Григорию, который настолько им полюбился, что Кораблева готова была его усыновить; Кукин только в нём увидел хорошего собеседника, умеющего слышать и слушать. А Сверчкова, поняв, что детективная история вывела её на ложный след, в завещании всё же отписала ему свою квартиру. А что же главный герой-аккомпаниатор? Кто-то скажет — мошенник, обманщик, негодяй. Втерся к старикам в доверие, а потом, когда его корыстные планы раскрыли, бросил, обманув надежды одиноких людей, готовых щедро отблагодарить ставшего близким им человека. Но, может, Григорий такой же одинокий, как и эти старики? Может, он просто запутался в жизни, и эти открытые, добрые люди, сумевшие его понять и простить, укажут ему истинный путь? Наверное, у всех будет свой ответ на этот вопрос. И каждый непременно задумается: а правильно ли он живет?

Не случайно в финале спектакля звучит чудесный романс «Слыхали ль вы?» на стихи Пушкина из оперы Чайковского «Евгений Онегин».

Обращаясь к зрителям, печальный лирический герой и герои спектакля стремятся найти поддержку и понимание. И если страдающего влюбленного пушкинского певца вряд ли ожидает встреча с кем-либо в «пустынной тьме лесной», то услышать и пожалеть одиноких стариков, что живут рядом с нами, мы в состоянии.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото Владимира КУТУЗОВА и из свободных источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *