ПОБЕДИТЕЛИ

В преддверии знаменательного праздника — Дня Победы — в Ржевском краеведческом музее открылась выставка портретов участников Великой Отечественной войны из фондов краеведческого музея и работ учащихся отделения художественного искусства ДШИ № 2 им. А.Г. Розума. Экспозиция знакомит зрителей с героями войны, каждый из которых совершил свой подвиг, приблизив нашу Победу.

Стоит отметить, что краеведческий музей и, конечно, выставку «Победители» активно посещают делегации из Твери и Тверской области, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Смоленской, Псковской областей. Посетители отмечают, что такие выставки нужны для патриотического воспитания молодежи. Мы не имеем права забывать о поколении победителей, об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. Надо помнить о том страшном времени и гордиться своей великой страной.

В экспозиции представлено 24 работы учеников преподавателей Светланы Азаренковой, Ирины Прямовой, Ирины Бусуриновой и Никиты Кулакова.

Ребята под руководством наставников рисовали своих отважных прадедов, сражавшихся за освобождение родной земли от фашистской чумы. Интересные работы получились у Анастасии Горбуновой («Воспоминания о Ржевской битве моего прадеда Д.Я. Шлюпкина, руководителя партизанского отряда») и Ксении Мышьяновой («Портрет дедушки»). По прочитанным повестям и рассказам создавали сюжеты на военную тему Варвара Терентьева («Приказ командира»), Константин Степанов («Поломка»), Вероника Графова («Лучи надежды»), Виктория Артюх («В военном Ржеве, 1943 г.»), Полина Немцева («На передовой»), Полина Ситникова («Убит подо Ржевом»), Ксения Антонова («Ржевская битва») и другие. Отметим, что все участники экспозиции старались отразить в своих работах смелость, бесстрашие советских солдат, настоящих защитников, героев Отечества. И у них все получилось на «отлично».

На выставке представлены портреты ветеранов Великой Отечественной из фондов Ржевского краеведческого музея художников Евгения Пономарева («К.И. Арабчиков», «Ветеран Калинин В.Н.»), Николая Желтушко («Антонина Павловна Коробова»), Аксельрода М.М. («Елена Моисеевна Ржевская») и портрет ветерана Николая Вишнякова, краеведа, организатора и директора послевоенного краеведческого музея в Ржеве (автор неизвестен). Наверняка имена этих героев хорошо знакомы многим ржевитянам. О них не раз писали газеты, рассказывали детям в школе и библиотеках на уроках мужества. Эти имена — золотой фонд России. Наша гордость и наша слава.

Большой привет и поздравления с праздником великой Победы передает всем ржевитянам наша землячка Антонина Коробова, которая живет в Москве. Ей исполнился 101 год! Антонина Павловна — участница оборонительных боев за Москву. На её долю выпало множество тягот и испытаний, о чем она рассказывает в одном из интервью.

«От сохи до пулемёта»

Антонина Коробова родилась в Калининской области, деревне Зальково, в простой крестьянской многодетной семье. Как сама отмечает, «ещё при Ленине, аж в 1922 году».

В родной «большой» деревне Зальково (целых 120 домов!), всего-то четыре человека были грамотными.

— Остальные — без всякого образования, только деньги считать умели, — говорит Антонина Павловна. — Я, когда маленькая была, огород полола, лён растила, траву косила, коней пасла. Помогала маме младшеньких нянчить. Я и в школу ходила, но только четыре класса окончила. Жили бедно, поизносилась вся, не в чем в школу-то ходить стало. Вот и пришлось мне бросить».

В 1936 году ей не было ещё и пятнадцати, а её уже взяли работать в колхоз дояркой. «На балансе» у Антонины Павловны было ни много ни мало двенадцать голов. Так она до самой войны дояркой и проработала.

— В 1939 году за нашим колхозным двором построили часть ПВО. Для чего, почему, мы тогда не знали, — вспоминает она. — В 41-м, перед самой войной, их в этой части было четыре человека. Землянка у них была, бинокли… И вот как-то гляжу: они чего-то забегали… Это я потом уже поняла, что, видимо, над нами пролетали немецкие самолеты-разведчики.

Начало войны Антонина Павловна запомнила очень хорошо. В воскресный день, 22 июня, они с подругами отправились в Ржев на большой церковный праздник. На центральной площади райцентра вовсю гудел базар выходного дня: люди продавали скот, мясо, дрова. И вдруг по репродуктору объявили, что началась война.

— Я тогда не знала, как эта черная тарелка называется-то, по которой новости передают, — продолжает Антонина Павловна. — Так вот, по этой черной тарелке стал выступать председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов. Он объявил, что Германия без объявления войны напала на Советский Союз. И все вокруг забегали, стали плакать, кричать… А я, наивная душа, им и говорю: «И чего же вы так расстраиваетесь? Разве война дойдет до нашего Ржева?» Не знала я тогда, что нас впереди ждет».

Уже через несколько дней после начала войны Антонину Павловну отправили рыть противотанковые рвы в Кокошкино. Потом — на эти же работы — под Вязьму, которая была ближе к линии фронта.

— И вот, не успела я оглянуться, как немцы пришли и на мою землю, — рассказывает она. — Если бы вы знали, какими хозяевами они себя чувствовали! Ходили по улицам без кителей, рукава закатаны, лица наглые…

Деревню Зальково освободили 1 января 1942-го, и поч-ти сразу здесь развернули эвакуационный госпиталь. Антонине Коробовой предложили поработать там санитаркой, она с радостью согласилась.

— Я записалась санитаркой в приемную, где военный доктор Михаил Степанович Роктанов принимал тяжелораненых. В мои обязанности чего только не входило: я и полы мыла, и портянки стирала, и уколы научилась ставить, и даже принимала участие в операциях. А раненые все плачут, кричат: «Сестричка, помоги!» С января до середины апреля этот эвакогоспиталь стоял в нашей деревне. Там же, кстати, я много раз встречалась с маршалом Советского Союза Иваном Коневым. Он постоянно в ушанке ходил да телогрейке, подпоясавшись. Абсолютно простой человек был внешне. Его даже в госпиталь один раз не пустили, потому что приняли за рядового бойца.

Из-под Ржева в Зальково день и ночь везли раненых. Медработники трудились без остановки: разве что удастся украдкой подремать часок-другой в сутки.

— Однажды в наш госпиталь попали сразу две бомбы, — вспоминает Антонина Павловна. — Хорошо, не взорвались. Но помню, как дом, где госпиталь размещался, сначала резко поднялся, а потом резко осел. Нас тогда много народу в госпитале было: и медперсонал, и раненые. Если бы взорвались бомбы, мы бы все погибли, конечно.

Антонину Павловну в госпитале ценили за трудолюбие и храбрость: она никогда не боялась вида даже самых страшных ранений. Позднее, весной 1942 года, госпиталь перебросили в другое место. Начмед звал её с собой: понимал, что девушку так или иначе призовут в армию.

— Говорил, я прирожденная медсестра. Но мама меня не пустила. Хотела, чтобы я по хозяйству помогала: одна она не справлялась.

В июне 42-го года Антонина Павловна завербовалась на чайные плантации и уехала в Грузию. Однако поработать там ей толком не довелось: уже осенью того же года ее призвали в 39-й автополк пулеметчицей. Войну она закончила на Закавказском фронте.

Свой жизненный путь Антонина Коробова описывает одним предложением: «Я всё прошла — от сохи до пулемета». Кавалер ордена Отечественной войны II степени, ордена Доблести, имеет медали «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа».

— Много у меня этих медалей-то, больше 25, наверное, — говорит она. — И ещё каждый год добавляют юбилейные, хоть грудь расширяй. Да лучше бы их не было, этих медалей. И войны бы лучше совсем не было! Столько лет прошло, а воспоминания даже не блекнут. До сих пор рыдаю навзрыд. Вся земля нашими солдатами усеяна. Разве это можно забыть?

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

(Использована статья А. Островской «Женские лица Великой Победы»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *