БЫТЬ СО ВСЕМИ РЯДОМ И ТВОРИТЬ ЧТО-ТО СВОЁ!

Ржевские художники приняли участие в пленэре на торопецкой земле

В красивейших окрестностях деревни Косилово, что под Торопцом, с 7 по 9 июля проходил художественный пленэр. На него приехали художники, профессионалы и любители из трёх городов Тверской области: Ржева, Андреаполя и Западной Двины.

Такую роскошь творческого и человеческого общения им устроили не муниципальные бюджеты этих городов, а крепкие дружеские связи организаторов, помноженные на радение о подлинной культуре провинции. Это были: известный краевед и поисковик, директор МКУК АКМ имени Э.Э. Шимкевича Валерий Линкевич и торопецкий краевед Людмила Пажетнова, а также принимающая сторона в лице директора АНО «Торопецкая экологическая станция «Чистый лес» Эльвиры Пажетновой со своими сотрудниками.

Оказалось, что это был уже двенадцатый(!) по счету подобный пленэр, устроенный энтузиастом своего дела Валерием Линкевичем; до этого художники писали окрестности Андреаполя, Нелидово, Западной Двины и ближайших к ним мест: озера Охват, реки Жаберки, памятного места Ивановой горы и других… И теперь — восхитившие всех уникальные озера Чистое, Ручейское и то, что в Бубоницком бору, глубиной до двадцати семи метров!

Каждая такая встреча художников — это ещё и знакомст-во с местной историей и географией. Вот и на этот раз для «погружения в материал» была устроена великолепная экскурсионная прогулка по окрестностям. Её провела сотрудница «Торопецкой экологической станции «Чистый лес» Екатерина Куракина. После шестичасовой дороги на колесах участники вдохнули не только чистейшего хвойного воздуха, но и почувствовали себя частью этого уникального заповедного места. Для нас, например, удивительным было рассматривать в лупу с 60-кратным увеличением мхи и лишайники, дивиться, в каком гармоничном сочетании друг с другом находятся здесь растения и животные. Екатерина видела гораздо больше нас и запросто различала встречающиеся по пути редкие виды и подвиды растений вокруг.

Особенным непередаваемым ощущением стало здесь незримое присутствие хозяина тайги — бурого медведя. Нам рассказывали, что совсем не исключена встреча с ним на тропе, и говорили, как узнать его «след», что сразу же стало предметом всевозможных шуток, которыми хотелось за-тмить существование некоего страха: а вдруг и правда?..

Здесь нам подробно рассказали, как в центре спасения медвежат-сирот их специально подращивают и возвращают в дикую природу, и что в данный момент их там пятнадцать. Это было совсем рядом, в нескольких километрах, но, как оказалось, их никто не должен видеть, как и они не должны видеть того человека, кто их кормит. В этой многолетней методике легендарного Валентина Пажетнова минимизируются даже запахи человека, чтобы позже зверь не выходил к людям за едой, а сам ее добывал.

Оказавшись здесь, мы попали в иной контакт с природой: мы слышали, как на болоте кричал ястреб, беспокоясь за свое гнездо, видели птенцов деревенской ласточки прямо под навесом летней кухни, кто-то впервые увидел жука-усача, цаплю. Вечером на обочине дороги зажгли свои огоньки светлячки, а утром на озере раскрылись у берега кувшинки и кубышки.

Представьте себе, как на сфагновых болотах растет тундровое растение морошка, как десятками лет во мхах хранятся семена будущих елей и сосен, как живут здесь двадцать видов папоротника-орляка и сто видов одуванчика… Местность эта вся изрезана грядами и холмами, а каждое болото когда-то было озером… Кустистые лишайники, древние урочища, полосы лесоповала от смерча, черная ольха, болотные растения чистик и насекомоядная росянка… Не случайно, как говорила Людмила Пажетнова, к ним сюда люди приезжают, а потом остаются здесь жить.

Сама она много лет отдала педагогике, была директором Загорской школы, а теперь — краевед с 20-летним стажем, автор книги «Чтобы знали, чтобы помнили». Сейчас трудится над уникальным биографическим словарем «Торопецко-Холмская земля», что должен выйти к 950-летию Торопца. В него войдет около 300 статей о различных деятелях культуры, науки, государства, представителей купечества и церкви, начиная от преподобного Исаакия Печерского (1074 год) и заканчивая персонами первой четверти 21 века. Уже больше десяти лет Пажетнова знакома с Валерием Линкевичем и давно приглашала его сюда с художниками на пленэр.

Основой же технической базы пленэра стала территория ежегодной летней полевой экошколы для детей и подростков «Медвежата» (АНО «Торопецкая биостанция «Чистый лес»), которая сущест-вует около 20-ти лет. Было важно создать для проживания художников ком-
фортные условия и атмо-сферу, благоприятствующие творческому настроению, по возможности максимально удалить от них бытовые заботы, и это получилось сделать в полной мере.

Итак, участниками пленэра на торопецкой земле стали ржевитяне: Светлана Азаренкова, член СХ России, Андрей Гриц, член Творческого союза художников, Ирина Прямова и Ирина Бусуринова, Руслан Бурцев и Всеволод Глущенко.

К ним присоединились члены СХ России Евгений Ефимов и Юрий Никаноров (Андреаполь и Западная Двина), а также их коллеги-земляки, художники-любители Людмила Иог и Валентина Слесарская.

Всеволод Глущенко с радостью поделился впечатлениями, так как для него это был первый многодневный пленэр:

— Здесь мы все учимся друг у друга, и только со временем можно оценить успешность своего труда, так как пока картина дышит твоими эмоциями и чувствами, ты не в силах отделить себя от неё и можешь быть необъективен. А позже обязательно придет понимание, насколько пленэр тебе помог, чтобы двигаться вперед. Здесь мы не только смотрим, кто и как работает, но и обсуждаем. Идет живой процесс, где можно что-то подправить, пока масляная краска еще не высохла…

Это и есть школа мастерст-ва, ведь пленэр не проводится для того, чтобы кто-то «забронзовел» и получил очередную «медаль», а только лишь ради совершенствования художника, которое неизбежно происходит в процессе позитивного общения.

— Чем интересна эта команда, с которой Вы уже встречались на предыдущем однодневном пленэре?

— Они все — оптимисты, которых объединяет одна общая цель: работать на такой располагающей природе, где из нас почти никто не был, и открывать её для себя. Здесь можно писать интересный этюд, буквально выйдя на крыльцо. Это и озера, и деревянные постройки, и часовня, здесь можно увидеть сюжет в обыденных, привычных вещах: скамейка и цветущий куст также навевают теплые чувства.

 — У современного пленэра совершенно другие задачи, чем те, которые были в самом начале его появления в середине ХIХ века. Тогда нужно было уйти от канонов академизма, совершить революционный порыв. Это стало новым словом в искусстве, а здесь — в чем новизна?

— Думаю — работать в моменте, передавать жизнь в движении, динамике, запечатлевать не идеализированное изображение, а его незаконченность «здесь и сейчас»… У академиков была иерархия жанров, где пейзаж был на четвертом мес-те, а у импрессионистов он был уже на первом и так постепенно стал полноценным.

Благодаря этому художест-венный след от этого пленэра останется и в Андреапольском музее, и в торопецком крае. Это делается для того, чтобы в провинции жила художественная культура, ведь во все времена у живописцев и графиков были свои меценаты, которые их поддерживали. Здесь же таковыми выступают люди не с громкими именами и не с большими кошельками, но именно они дарят такую возможность трудиться и писать нечто новое.

На торопецкой древней земле пленэр проводился впервые, и наверное, каждого, кто приезжает сюда, поражает тишина этого заповедного края, где возникает чувство расслабляющего покоя уединённых мест и чувство добросердечия людей
окрестных деревень.

Конечно, казалось, мало трех дней, чтобы «надышаться», и поэтому многим пришлось писать недельный объем, вставая в 4-5 утра. Шёл своего рода интенсив, но именно такое погружение и не давало появиться обычному чувству усталости в конце дня.

А если сюда добавить ещё и суп из сушёных сморчков, и уху из свежепойманной рыбы, и запах костерка, то получится совсем идеализированная картинка. Однако это был, в первую очередь, многочасовой труд художника: и поймать свет, и выстоять на жарком солнце, и не раздражаться на постоянное присутствие комаров и слепней, доводя начатое до завершения.

Поделилась своими мыслями о пленэре и Светлана Азаренкова:

— Нам, художникам, а особенно художникам-женщинам, такие «командировки» особенно нужны, потому что, помимо творчества, мы, как и все женщины, несем бремя домашних хозяйственных забот. У женщин гораздо меньше времени остается на творчество, и ты, бывает, видишь красоту и хочешь её написать, но не имеешь возможности. Свободу пленэра мы чувствуем особенно остро, она нам дает шанс заниматься творчеством, ведь кругом красивые места, чудесные люди, и мы общаемся и пишем.

Подвел итоги пленэра на состоявшемся вернисаже и его главный вдохновитель Валерий Линкевич:

— Конечно, для биостанции такое количество художников было неким новым явлением, а та значительная научная экскурсия, которая была проведена Екатериной Куракиной, заложила основу понимания уникальности этого места. В эту поездку я понял одну вещь: здесь слишком много света, солнца, дождя, воздуха, неба, травы, изначально много впечатлений, поэтому я без лишних слов радовался умиротворению в ваших глазах от общения друг с другом, с природой и собственным творчеством. И колоссальное впечатление получил, когда увидел, сколько своих работ вы принесли на закрытие.

Валерий Линкевич отметил персонально те или иные работы каждого из участников, найдя нужное слово, это и немудрено, ведь кому как не ему знать их творчество. «Выставочные работы, равнозначные по смыслу и значению», «украшение любого каталога», «великолепные», «гвоздь пленэра» — примерно так это звучало. Какие-то из своих работ каждый художник мог подарить, кто-то привез картину в подарок, уже побывавшую на выставках и показанную зрителю. Основное условие: дарение — добрая воля художника, ведь извест-но, что всякий дар совершенен свыше есть…

Особые проникновенные слова на закрытии мы услышали и от художницы Ирины Прямовой:

— Нас погрузили в эту среду, с самого начала рассказав так много, что этим дали толчок и импульс, и мы ходили заветными тропами и рассматривали, и сердце наше возликовало, душа возрадовалась, и зазвучали и музыка, и гармония. Когда мы работаем на природе и воспеваем нашу Родину, пропускаем это через свое сердце. Творчество — это всегда награда за труд, и важно в нём показать живую связь поколений.

И остается только добавить, что продолжение следует, так как был анонсирован следующий выезд художников, на этот раз в Нелидовский район, во второй половине сентября. Народный пленэр — он такой!

Виктория КУЗНЕЦОВА, член СП России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *