ТЕНЬ — ЯВЛЕНИЕ ЗАГАДОЧНОЕ …И ЗАВОРАЖИВАЮЩЕЕ СВОЕЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬЮ

Помните детские развлечения: сложить руки и пальцы так, чтобы из тени на стене получились фигурки животных: собака, кошка, зайчонок, осел, петух… Целые театральные действа устраивали мы с друзьями на импровизированном, созданном из покрывала, экране.

С годами о волшебстве под рукой подзабылось. Повседневные заботы и хлопоты разве что позволяли увидеть свою тень на дороге, реже на стене дома (для этого надо посмотреть по сторонам, поднять голову).

И вот, как будто случайно, я попадаю в санкт-петербургский музей теней.

Искусство теней — молодое направление, оно зародилось в 60-70-х годах ХХ века в США и с тех пор набирает большую популярность. Иорданцы Басал Ал Селави и Мейсун Масалха используют для создания своих картин скульптуры стихов из Корана. На стене слово в интересном каллиграфическом исполнении, а стоит к нему прикоснуться светом, оживает, превращаясь в удивительную теневую картину.

Дит Вигман за основу своих творений берет осколки стекла, проволоку, пластик. Разглядеть, какой авторский замысел скрывается за спутанными элементами конструкции, невозможно. Ответ — в подсветке под нужным углом.

Бесформенные мотки стальной проволоки американец Ларри Каган превращает в предметы мебели, животных, людей.

Бельгиец Винсент Баль создавал сюжетные картинки, используя тени обычных предметов.

Многие инсталляции британского дуэта Тима Мейбла и Сью Вебстер сделаны из мусора. Такой подход позволяет по-новому взглянуть на то, что в нашем привычном понимании мы называем «мусор». Подключая свет, каждый становится свидетелем «рождения» произведения искусства из груды хлама.

Талант, воображение, усидчивость мастеров творят теневые шедевры.

Итак, мы в комнате музея, подходим к первой экспозиции. (К слову, экскурсия проходит в темноте. Экскурсовод Иван держит в руках телефон с включённым фонариком).

— Что видите перед собой? — спрашивает он посетителей, указывая на постамент. На нескольких рваных, исписанных чернилами желтых листах — нечто из проволоки, жестяной губки для чистки посуды, фольги, пружины…

— Что может появиться в тени?

— Все, что угодно…

— В тени важно направление света, — говорит экскурсовод и направляет фонарь на композицию сверху. Ничего особенного. А потом меняет положение телефона — и перед нами портрет Александра Пушкина.

Следующее открытие. Знаменитое узнаваемое шишкинское «Утро в сосновом лесу».

Стоит сказать, что авторов у картины двое, Иван Шишкин и Константин Савицкий. Шишкин не был анималистом и написал пейзаж. Соавтора собственноручно стёр с картины коллекционер Третьяков, когда покупал её для своей галереи, и за ней закрепилось авторство только Шишкина.

— Столицей России всегда считалась Москва, Питер оставался в тени и вот… Он перед вами! — сказал экскурсовод, наводя на скульптуру свет. За разведенными створками моста мы увидели шпиль Петропавловской крепости.

Далее скульптура чем-то напоминала дракона — приглядевшись, увидели, что она сложена из арабских надписей. Одна означает «стремительный», «молниеностный», другая — «красивый», «изумительный». За всем этим скрывался любимый конь пророка Мухаммеда.

При свете портреты следующих персонажей узнали сходу — Петр Первый и Николай Гоголь.

— Уверены, что Гоголь? Кто-то видит Ломоносова, Лермонтова, а кто-то — молодого президента Белоруссии Лукашенко, — попытался пошатнуть нашу уверенность экскурсовод.

Портреты созданы из зубочисток разного размера, расположенных на определённом расстоянии друг от друга. Примечательно, что при создании этой работы нельзя было ошибиться, иначе бы на основе остался след, который мешает восприятию.

— А почему в музее портреты именно этих знаменитостей? — заинтересовался один из посетителей.

— Петр Первый Санкт-Петербург любил, создавал и созидал, а Гоголь считал его серым и неприятным, — пояснил гид.

Скульптуры двух, с развевающимися гривами, арабских скакунов превратились в двух склонившихся лбами друг к другу влюбленных.

Когда тайна очередной скульптуры была разгадана (свет открыл нам изображения коня и его хозяина), экскурсовод попросил обратить внимание на световые пятна и назвать, что увидели. Я сходу определила идущего на задних лапах кота.

— Мы называем его танцующий котик, — дополнил мои наблюдения Иван.

Выгнутая определенным образом и покрытая эпоксидной смолой деревянная дощечка без декора при подвижной подсветке снизу и сверху открыла (а потом закрыла) разводной мост с видом на Петропавловскую крепость.

А вот и куча хаотично на первый взгляд скомпонованного мусора: жестяные банки из-под кошачьего корма, упаковки из-под молока, сливочного сыра, йогурта, обёртки от шоколада, конфет, чая. С появлением света перед зрителем плывут, склонив головы, красавцы лебеди.

Во что превратятся перевернутые, одна на другую накиданные цифры — мы уже и не предполагали. Эти тени оказались отражением эмоций человека. (Помните, психиатр Карл Юнг считал, что тень — наше второе «я», и также участвует в формировании фундамента личности).

Затем нам открылись портреты исторических личностей, персонажи книг и фильмов, выполненные из проволоки, фольги, расправленных пружин. Тень мегаполиса оказалась выстроена из вертикально поставленных косметических баночек и бутылочек. Улыбка чеширского кота — отражение, извлечённое светом из пластиковой банки, друг Маленького принца Лис (произведение А. Экзюпери) — это степлер и еловая шишка. Горбы верблюда — тень от заколки со стразами. Удивителен наш мир, безгранична человеческая фантазия, каким необычным может быть восприятие окружающего. Используя свет, художники теней преобразили предметы, подали посыл того, над чем человек может и должен поразмыслить.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *