НЕ ПРОЖИВАЕШЬ — ВЫПИШУ!

Когда Нине В. было 12 лет, а её брату Егору три года, в автокатастрофе погибли их родители. Нину на воспитание взяла тётя, а Егора — бабушка, проживающая в другом городе. К сожалению, семейное положение взрослых родственников не позволяло сделать так, чтобы брат и сестра жили вместе. Они росли в разных городах, виделись редко, потому особых родственных чувств друг к другу не испытывали.

У погибших родителей Нины и Егора своего жилья не было — семья снимала квартиру. Нина получила от одинокой тёти в дар однокомнатную квартиру и после смерти опекунши стала единственной и полноправной владелицей 42-х квадратных метров. Егору повезло меньше: у бабушки, которая воспитывала мальчика, уже было составлено завещание, и мальчик в число наследников не входил.

Дети выросли. Нина вышла замуж и родила сына, а Егора призвали в армию. Юноша вернулся со срочной службы и попытался устроиться на работу в родном городе, где жила сестра. В приглянувшейся Егору организации было обязательное требование: местная прописка. Егор пришёл к Нине, рассказал о сложившейся ситуации и попросил сестру прописать его на некоторое время. Объяснил, что обременять своим присутствием семью родственницы не собирается — будет снимать квартиру, а вот часть платы за коммунальные услуги намерен вносить регулярно. Нина, посовещавшись с мужем, согласилась — не бросать же родного брата в беде.

Часть обещания Егор выполнил: после получения штампа прописки в паспорте больше в квартире сестры не появлялся. Но и платы за содержание жилья Нина так и не дождалась. На звонки сестры парень не отвечал, а через месяц сим-карта Егора оказалась заблокирована.

Шли месяцы, а Егор так и не выходил с сестрой на связь. Тем временем Нина и её супруг задумались о рождении второго ребёнка. Да вот вчетвером в однушке точно будет тесновато. Следовательно, надо приобрести квартиру побольше. Некоторые накопления у семьи были, и, если продать однокомнатную квартиру, вполне хватит на более просторное жильё. Вот только как быть с прописанным Егором? С таким обременением квартиру продать невозможно.

Через общих знакомых Егора найти не удалось. Связь он ни с кем не поддерживал, в городе его давно не видели. В организации, куда трудоустраивался парень, сообщили, что он уволился почти сразу после оформления.

Ввиду того, что связь с братом была утрачена, Нина обратилась в отделение полиции с заявлением о розыске родственника. Однако через некоторое время было вынесено постановление об отказе в возбуждении дела: в ходе оперативно-розыскных мероприятий местонахождение Егора В. было установлено. С разыскиваемого было получены ходатайство о прекращении его розыска и объяснение: он находится на постоянном месте жительства в другом городе и не хочет, чтобы сестра знала адрес его проживания.

Тогда Нина обратилась в суд с исковым требованием к брату о признании его не приобретшим права пользования жилым помещением. Среди прочего истица пояснила, что Егор никогда в квартире не проживал, вещей, ему принадлежащих, в квартире не имеется, ключей от принадлежащей ей недвижимости у брата нет, и плату за коммунальные услуги он никогда не вносил. Связь с братом полностью утрачена, Егор перестал быть членом семьи Нины: они совместно не проживают и не ведут общего хозяйства. Несмотря на то, что регистрация ответчика в принадлежащей ей квартире была произведена на основании закона как члена её семьи, фактического соглашения о порядке пользования жилым помещением, намерений на возникновение жилищных правоотношений, прав и обязанностей между ними достигнуто не было. Регистрация ответчика по месту жительства носит формальный характер. При данных обстоятельствах Нина считает, что у Егора не возникло право пользования квартирой и она не обязана сохранять за ним регистрацию по месту жительства. Сохранение же за ответчиком регистрации в квартире, принадлежащей ей по праву собственности, следует рассматривать как обстоятельство, препятствующее в полнообъёмной реализации принадлежащих ей прав распоряжения и пользования имуществом, что нарушает её права и законные интересы.

На судебное заседание ответчик Егор В. не явился, хотя в адрес его фактического проживания (предоставленного отделением полиции) направлялись копии искового заявления и определения о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, и повестки. Однако судебные извещения возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения — адресат за ними в отделение почтовой связи не явился.

Но суд счёл ответчика надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте заседания и принял решение рассмотреть дело в отсутствие Егора В. по представленным Ниной доказательствам.

Согласно законодательству факт прописки или регистрации лица на жилой площади с согласия проживающих на ней собственников является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь. Часть 1 статьи 31 ЖК РФ гласит, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему помещении его супруг или супруга, а также дети и близкие родственники. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи, если они вселены собственником в качестве членов семьи.

Егор В. с сестрой не проживал (что подтвердили показания свидетелей), адрес своего фактического местонахождения сообщить родственнице отказался, зарегистрированного права на объекты недвижимого имущества у ответчика не имеется. Доказательств, что ответчик является членом семьи истца, ведёт с собственником квартиры общее хозяйство, оказывает помощь по содержанию квартиры и оплачивает коммунальные услуги, суду представлено не было. Доказательств того, что Егору В. чинились препятствия во вселении и проживании в спорное помещение, также не представлено.

Так как регистрация ответчика была произведена без намерения проживания в помещении, такая регистрация по месту пребывания или жительства является фиктивной. Поэтому Егор В. не приобрёл право пользования спорным жилым помещением, и требование истца признать ответчика не приобретшим права пользования жилым помещением было удовлетворено. Решение суда стало основанием для снятия Егора В. с регистрационного учёта в принадлежащей сестре квартире.

Имена и события по этическим причинам изменены, все совпадения случайны. Публикация подготовлена по материалам Ржевского городского суда.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *