Александра Сергеевна БОНДАРЕВА, учитель биологии средней школы № 5 им. Воинов 100-й и 101-й отдельных стрелковых бригад: «ДАВАЙТЕ ПОСТАРАЕМСЯ СДЕЛАТЬ НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД УСПЕШНЫМ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ»

— 1 сентября — начало новой ступени в жизни первоклашек, их родителей, а ведь это ещё и новая ступень для молодого учителя. Волнуетесь, Александра Сергеевна?

— Сильного волнения не испытываю, у меня уже был опыт работы в школе, представление о профессиональной деятельности учителя имею.

— Где прошли педагогическое крещение?

— Работала в двух смоленских школах, училась на 5-м курсе и писала выпускную квалификационную работу — всё одновременно. Получила бесценный опыт работы с детьми, не разочаровалась в профессии и готова к предстоящему учебному году.

— В Ржеве выбрали 5-ю школу, почему?

— По нескольким причинам. Во-первых, интереснее работать не там, где ты учился. Коллектив новый, значит, у меня не будет к коллегам предвзятого отношения. Буду узнавать людей постепенно. А вторая причина — в 5-й школе работает моя тётя Юлия Александровна Стрижова, она сказала, что здесь дружный коллектив, хорошее отношение к молодым специалистам.

— В детстве я усаживала за стол игрушки и вела для них урок, писала за каждого «ученика» палочки, крючочки, ставила отметки. Повторяла, как ведут уроки дедушка, мама, а потом… окончила пед-институт. Для Вас педагогика — следствие чьего-то влияния?

— Нельзя сказать, что какого-то конкретного человека. В детстве обожала играть в учителя, играла одна, с подружками. Когда стала ученицей средних классов, восхищалась работой некоторых педагогов. Они невольно показали и доказали, что профессия учителя — это возможность совмещать приятное с полезным: работать с детьми, используя творческие подходы для лучшего понимания ими школьного материала. В старшей школе ходила в пришкольный лагерь, много времени проводила с ребятами, поняла, что общение с ними мне нравится, увлекать их у меня получается.

— По диплому Вы — учитель биологии?

— Получила образование с двумя направлениями: география и биология. В школьные годы обожала географию, она была мне ближе любого другого предмета, а вот к биологии особых чувств не испытывала. В вузе преподаватели показали всю многогранность и значимость биологии, можно сказать, открыли мне на эту науку глаза. И я могу вести и географию, и биологию, причем оба предмета с любовью.

— В том числе и манера подачи материала преподавателем поспособствовала развитию интереса к биологии?

— Да, получение информации в школе и университете принципиально разные. Возможно, с тем, как я углублялась в материал, постепенно появлялась любовь к предмету. В вузе изучала предметы, связанные с биологией, которые помогали отвечать на мои вопросы к предмету. Наверное, это и поспособствовало развитию интереса.

— Для того чтобы заинтересовать ученика своим предметом, нужно, чтобы он нравился тебе самому, правда?

— Безусловно! Чтобы добиться качественного обучения, учитель обязан любить предмет, который он ведёт, хорошо в нём разбираться, чтобы удовлетворить вопрос каждого «почемучки». Только в таком случае развить интерес к тому или иному предмету можно у большинства детей. Если не любить свой предмет, то сложно преподавать его интересно. Выглядит такой урок скучно, натянуто, дети это увидят и почувствуют.

— Если школьник скажет: я не сдаю ЕГЭ по биологии, географии, мне хватит удовлетворительной отметки, будете настаивать, чтобы относился к предмету серьёзнее?

— Не вижу в этом смысла. У меня был подобный опыт. Ученик подошёл с похожими словами, родители сразу забили тревогу. Мы созванивались, виделись и обсуждали его отношение к предмету. Я старалась развить интерес, но всё это не имело смысла. Дети разные, у каждого свои интересы. Не хотят знать на отлично биологию, но потрясающе считают, сочиняют, поют, танцуют… Не надо наседать на детей своим предметом, не всем интересна биология — это нормально. Главное — дать базовые знания, чтобы они не потерялись во взрослом мире.

— В каком вузе Вы учились? Где проходили практику?

— В Смоленском государственном университете на естественно-географическом факультете. Проходила несколько практик, а также проработала целый год в двух школах одновременно (в основном 5-8-е классы). В начале года дети приняли меня по-разному: те, что помладше, были довольны новым молодым учителем, светились от счастья, когда проводила урок. С 8-м классом немного сложнее: ребята отнеслись ко мне с некоторой осторожностью, «прощупывали» на каждом уроке. В конечном итоге мы нашли общий язык, хорошо работали вместе, и когда я уезжала из города, расставаться было грустно нам всем.

— Испытывали Вас на знание материала и выдержку, значит… Какие способы налаживания взаимоотношений использовали Вы?

— Способов много. Главное — быть с ребятами на одной волне, узнавать их вне уроков. Я проводила игры, посвящённые биологии, выстроила их так, чтобы у детей была возможность самовыражения. Они делились своими интересами, показывали способности, работали в команде или были одиночными игроками. Взаимоотношения учителя и учеников — важный аспект, он влияет на атмосферу в классе, поможет настроить детей на учёбу, привлечь к изучению предмета, дать мотивационный заряд учителю.

— Если бы Вам предложили вести уроки в 10-11-х классах, согласились бы?

— Предлагали, но согласилась я только на 10-е. Признаюсь, брать на себя такую ответственность, как подготовка к ЕГЭ, страшновато. В этом году поработаю с 9-ми и 10-ми классами. Это опыт в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Для качественной подготовки детей к экзаменам необходимо узнать их ближе, определиться с тем, какой нужно избрать подход, как лучше преподнести материал.

— Из вашего набора в вузе сколько человек пришли учиться на 1-й курс и сколько дошли до диплома?

— На первом курсе нас было восемнадцать. Как выражались преподаватели, «не все дожили до 5-го курса». Получили дипломы десять. Постепенно люди отсеивались, и к завершению нашего обучения остались самые стойкие.

— Наверняка Вы разговаривали с выпускниками о том, кто пойдет или не пойдет работать в школу, что говорили молодые дипломированные специалисты?

— Да, эту тему с одногруппниками мы поднимали достаточно часто. В школу пошли единицы. Их основные аргументы против: низкая заработная плата, безответственность родителей школьников, чрезмерно строгие требования к учителю.

— Когда я пришла работать в школу после института, коллектив встретил меня довольно приветливо, в качестве наставника выступила завуч.

— Вам повезло. В школе, где работала я, столкнулась с нетактичным отношением к молодому специалисту. Некоторые более опытные учителя почему-то считают, что стаж и возраст дают им право грубить, унижать молодого сотрудника. Конечно, в коллективе быть такого не должно. Администрация и большинство учителей всегда были на моей стороне, старались, чтобы в школе мне было комфортно. Настроение учителя непосредственно влияет на качество обучения, а когда вокруг тебя систематически напряженная атмосфера, проводить занятия в приподнятом настроении, с позитивным посылом невозможно. В том числе и по причине, что встречаются такие некомпетентные коллеги, молодые учителя и уходят из профессии.

— Престиж профессии учителя оставляет желать лучшего, оплата труда в провинциальных городах отличается от столичной зарплаты в несколько раз. Согласитесь, несправедливо.

— Соглашусь. Профессия учителя многогранна, человек отдаётся ей эмоционально, физически. Учительство забирает много свободного времени, и оплата труда несоизмерима с расходом времени на подготовку к урокам, внеклассную, внешкольную работу с детьми. Почему наше правительство не обращает на этот факт внимания? Вопрос остаётся для меня открытым. Надеюсь, что с 2023 года, который объявлен в нашей стране как Год педагога и наставника, ситуация с оплатой труда учителей в регионах начнет меняться в лучшую сторону.

— Александра Сергеевна, возможно ли быть идеальным учителем? Какими качествами он должен обладать?

— Идеальные учителя существуют, но их крайне мало. Чтобы стать таким, необходимо в правильной пропорции сочетать ряд качеств. Самое главное — любовь к детям. Без этой любви полностью состояться в преподавании невозможно. Не менее важны терпение, понимание, ответственность, чувство справедливости, доброта, требовательность к себе в первую очередь и умеренная строгость.

— Строгость в сочетании с неподдельной любовью к детям и вызывают у них уважение. Говоря о любви, Вы, наверное, о послушных детях, о тех, кто не нагрубит, не нахамит?

— Нет, обо всех. Дети разные. Они не могут быть удобные или нет, хорошие или не очень. Учитель должен смотреть на ученика сердцем, тогда увидит в каждом такого, как и он когда-то сам, ребенка.

— Классное руководство у Вас есть? Планировали классный час?

— Нет. В этом году мне дают серьёзную для молодого учителя нагрузку, направлю все силы непосредственно на преподавание. Поэтому и классного часа не будет, но я с огромным удовольствием украшу кабинет ко Дню знаний. Мне кажется, уютная обстановка в помещении способствует развитию нестандартного и творческого мышления.

— Так и есть. А кто был Вашим классным руководителем?

— Ирина Степановна Куценко. Она учила нас правильным поступкам, давала дельные советы. Огромное спасибо, что привила любовь к познанию. Но самое главное, Ирина Степановна показала, что работа учителя, если эффективно распределять время, может быть увлекательной и интересной.

— Уверена, и о Вас скажут такие добрые слова, как Вы о своем педагоге. Каким видите предстоящий учебный год?

— Этот год будет определённо сложным, но я знаю, что смогу получить удовольствие от своей работы, от знакомства с коллективом, с учениками, их родителями. А еще год будет интересным, насыщенным. Намерена зарекомендовать себя как перспективного учителя. Готова к трудностям, так как люблю свою профессию.

— Какое напутствие всем коллегам к 1 сентября Вы бы дали, Александра Сергеевна?

— Дорогие коллеги! Каждый из нас играет важную роль в жизни школы, наши усилия влияют на образование, на развитие каждого ребенка. Давайте постараемся сделать учебный год запоминающимся и успешным для всех наших учеников. Пусть школьники учатся с удовольствием и преуспевают.
1 сентября мы войдем в новый, яркий учебный год, который запомнится на долгие годы!

— В добрый путь, Александра Сергеевна! Удачи!

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *