КАРТОЧНЫЕ ВОРЫ

Похитить деньги с наших банковских карт проще простого. Для этого нет необходимости проникать в квартиры или воровать кошельки из сумок в общественном транспорте. Достаточно безалаберности — нашей или людей (и даже организаций), которым мы доверяем.

Для хорошего человека ничего не жалко

Николай Г., работающий на одном из городских предприятий, пошёл в долгожданный отпуск. По случаю этого радостного события решил устроить небольшой банкет. Так как молодой человек был не женат и проживал один, то пригласил к себе в квартиру приятелей Олега и Сергея, с которыми был знаком несколько лет.

Чисто символически отметить отпуск не получилось: спиртное быстро закончилось, а душа требовала продолжения праздника. Три товарища отправились в ближайший супермаркет, купили водки и закуски (за всё платил Николай) и вернулись в квартиру Г. Но ненадолго: купленной водки опять оказалось мало. Пришлось вновь одеваться и выходить за «добавкой». Олег отказался продолжать возлияния и отправился домой отсыпаться — на следующий день ему нужно было идти на работу, а Николай и Сергей пошли в магазин. Возле торговой точки встретили общего знакомого Виктора С., который на вопрос: «Третьим будешь?» — с радостью дал положительный ответ.

Застолье вновь продолжилось втроём. Сергей, устав от столь усердного употребления спиртного, уснул за столом, а у Николая и недавно присоединившегося к компании Виктора опять закончилась водка. Пришлось, оставив в квартире спящего собутыльника, в третий раз отправляться в магазин. Вновь купили водки, и вновь за спиртное расплачивался Николай посредством банковской карты. Он пояснил Виктору, что может себе позволить угостить друзей, так как утром на карту поступили «отпускные» вы-платы. Виктор порадовался за приятеля и посетовал, что свой финансовый вклад в пьянку внести не может:

— А вот я, как назло, на мели. До зарплаты три дня, а в карманах пусто. Может, одолжишь мне тысячи полторы до получки? Как деньги будут, сразу верну!

— Конечно, в чём вопрос! Для хорошего человека ничего не жалко! — без раздумий согласился изрядно за-хмелевший Николай.

Офис банка находился неподалёку. Николай сказал, что, так как он уже в сильном подпитии, то заходить в банк ему неудобно. Может, Виктор сам снимет деньги с банкомата?

На том и порешили. Николай дал Виктору свою банковскую карту, назвал пин-код и остался ждать приятеля на улице. Когда, сняв одолженные полторы тысячи рублей, Виктор вышел из банка, собутыльники вновь отправились домой к Николаю. Как и когда уходил из его квартиры Виктор, Николай так и не вспомнил.

А Виктор покинул гостеприимного хозяина, «забыв» вернуть его банковскую карту. Дойдя до ближайшего торгового центра, где был расположен банкомат, снял с карты Николая 13 тысяч рублей, а также, расплачиваясь ею, приобрёл алкоголь и продукты. По дороге домой забрёл в другой торговый центр, где также снял с банкомата значительную сумму. Всего причинённый Николаю ущерб составил 35 тысяч 650 рублей.

Проснувшись на следующее утро, Николай, естественно, своей банковской карты не обнаружил. Исследовав сообщения банковского приложения в мобильном телефоне, понял, что почти все деньги с карты сняты. Позвонил в офис банка, заблокировал карту и отправился писать заявление в полицию. Найти злоумышленника не составило труда.

Суд признал Виктора С. виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 3 статьи 158 РФ (кража, совершённая с банковского счёта, а равно в отношении электронных денежных средств) и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на один год. Так как за Виктором уже числилась не отбытая условная судимость за кражу, по совокупности наказаний С. был осужден на один год и шесть месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Кто виноват?

Пенсионерка Ирина Ивановна алкоголь не употребляла, пин-код своей банковской карты посторонним лицам не сообщала и вообще являлась юридически грамотным человеком. Но от хищения принадлежащих ей электронных денег это не спасло.

Около трёх лет назад Ирина Ивановна решила сменить мобильного оператора — качество предоставляемой им мобильной связи оставляло желать лучшего. Женщина обратилась в офис мобильного оператора и попросила заблокировать принадлежащий ей абонентский номер телефона, пояснив, что впредь будет пользоваться услугами мобильной связи другой организации. Её требования были выполнены, сим-карту с абонентским номером заблокировали, после чего бывшая владелица сломала карту и выкинула. Так как к прежнему номеру телефона была привязана услуга «Мобильный банк», пенсионерка обратилась в банк, который обслуживал карту пенсионерки, и попросила переподключить услугу к новому абонентскому номеру другого мобильного оператора.

Через несколько месяцев Дмитрий П., проживающий в соседнем городе, приобрёл в салоне мобильной связи сим-карту с телефонным номером, который ранее принадлежал Ирине Ивановне, и зарегистрировал сим-карту на своё имя. Дмитрий вставил «симку» в свой телефон, и через какое-то время ему пришло смс-сообщение с банковского номера о списании денежных средств с неизвестной мужчине банковской карты (в это время Ирина Ивановна покупала в магазине продукты и расплачивалась картой). В смс-сообщении озвучивалась и сумма средств, оставшихся на чужом счету: 22 тысячи 300 рублей.

Дмитрий понял, что к телефонному номеру приобретённой им сим-карты подключена услуга «Мобильный банк», привязанная к номеру банковской карты предыдущего пользователя номера мобильного телефона. Не раздумывая, он перевёл посредством «Мобильного банка» с карты Ирины Ивановны на свою сначала 4500 рублей, а потом 3500 рублей.

Перевести оставшиеся на счету пенсионерки деньги на свой счёт Дмитрий не успел: об уже осуществлённых злоумышленником финансовых операциях тут же стало известно Ирине Ивановне. Из приложения «Мобильный банк», которое было установлено на её новый телефонный номер, поступило сообщение о том, что с её счета с периодичностью в несколько минут сняты средства в размере соответственно 4500 рублей и 3500 рублей на имя неизвестного ей лица. Ирина Ивановна тут же позвонила на горячую линию банка, услугами которого пользовалась, и объяснила оператору ситуацию. Оператор заблокировала банковскую карту пенсионерки и пояснила, что к карте до сих пор, наряду с новым телефонным номером, был привязан и её старый. По каким причинам его не аннулировали, несмотря на её обращение в банк после смены мобильного оператора, так и осталось неизвестным.

Суд признал Дмитрия виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ, и назначил мужчине наказание в виде лишения свободы на один год
условно с испытательным сроком в два года.

Мама, дай позвонить!

Ольга Петровна М. после развода с мужем воспитывала сына Игоря одна. Отсутствие отцовского внимания старалась компенсировать сыну усиленной материнской заботой. Игорь знал, что мама всегда будет на его стороне. Когда мальчик учился в школе, беспрекословно принимала на веру его слова о придирчивости якобы занижающих оценки учителей; позже осуждала преподавателей колледжа, которые не хотели отпускать сына с занятий, когда у ребёнка сильно начинала болеть голова. А уж работодатели попадались Игорьку такие суровые, так много требовали от юноши со слабым здоровьем, что мама сама настаивала, чтобы сын уволился от тиранов, которые на ребёнке чуть ли не воду возят. Ничего, зарабатывает Ольга Петровна неплохо, на питание и одежду хватает, проживут как-нибудь, а там видно будет.

Но Игорю М. было мало того, что он одет, обут и накормлен. Ведь и погулять хочется, и девушку в кафе сводить, и пива попить с друзьями. А тех денег, которые выделяла молодому работоспособному человеку мама, хватало разве на шаурму. Значит, средства нужно добывать самостоятельно. А как, если работать не хочется?

Компания молодых людей собиралась устроить вечеринку в складчину. Игорь тоже был приглашён — конечно, при условии финансового участия. Мама сыну денег дать отказалась: мол, до зарплаты ещё далеко, а те деньги, что лежат на карте, трогать нельзя, они копятся на ремонт.

— Придется позвонить друзьям и отказаться, — вздохнул Игорь. — А у меня на счету деньги кончились. Мама, можно с твоего телефона позвонить?

Получив родительский «Самсунг», Игорь зашёл в приложение «Мобильный банк» и перевёл со счёта мамы 10 тысяч рублей на свою банковскую карту. Делая вид, что переписывается с друзьями, удалил сообщение от банка о переводе денежных средств. Теперь на гулянку хватит, и даже не на одну. А пропажи денег мама хватится не сразу.

Ольга Петровна об исчезновении со счёта крупной суммы узнала на следующий день. История переводов, сохранённая в мобильном приложении, сразу указала на виновника. Игорь отпираться не стал. Сказал, что для него была очень важна эта вечеринка, на ней были нужные люди, которые обещали устроить его на хорошую работу. Раскаялся и обещал больше так не делать. Мама, конечно же, простила сына.

Но взрослый мальчик обещание не сдержал. История повторилась через неделю: Игорю потребовалось позвонить с маминого телефона будущему работодателю. В этот раз со счёта Ольги Петровны испарились 12 тысяч рублей, а Игорь исчез из дома на три дня: отправился в загул. Вернувшись, получил от разгневанной матери головомойку и предупреждение: если ещё раз пропадёт хоть копейка, Ольга Петровна обратится в полицию.

В третий раз деньги пропали ночью, когда женщина спала. Игорь, знавший пароль от телефона, снял с маминого счёта последние 6500 рублей и опять пропал. Ольга Петровна обещание сдержала и написала заявление в правоохранительные органы.

Суд признал Игоря М. виновным в совершении трёх преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ и назначил наказание за каждое в виде одного года лишения свободы. Путём частичного сложения назначенных наказаний Игорь получил два года лишения свободы условно с испытательным сроком в два года.

Имена и события по этическим причинам изменены, все совпадения являются случайными. Публикация подготовлена по материалам Ржевского городского суда.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *