УРОКИ ДОБРА

10 октября в гостях у юных ржевитян побывала настоящая сказочница, московская писательница Наталья Тукачева (псевдоним — Аннет Бризо). На сцене ДК «Железнодорожник» была показана интерактивная сказка «Волшебное сердце». Мастер слова и сценической речи погрузила детей в атмосферу чуда и волшебства. Вместе с Марком и его друзьями ребята отправились в увлекательное путешествие. Это были своеобразные уроки добра, на которых дети учились быть честными, справедливыми и храбрыми.

В сказке «Волшебное сердце» показывается проблема — детская, но очень значимая для маленького человека. Проблема, которую он в состоянии решить здесь и сейчас. Выступая в роли рассказчика, в определенный момент (там, где сюжет совершает «поворот»), Наталья Владимировна отходила от повествования и вступала с юными  зрителями в диалог, который строился в игровой форме. Ребята обсуждали поступки героев, загадывали заветные желания, вспоминали волшебные слова и даже слушали биение собственных сердец. Дети не просто наблюдали за происходящим, они творили сказку вместе с писательницей. А чтобы сказочные герои были зримыми, оформила «Волшебное сердце» удивительный художник-песочный аниматор Марина Баечни, музыку написала композитор Ирина Красавина. Сказка была представлена на большом экране в формате видеоинсталляции, словно ожившая книга. Живое авторское слово, художественные образы и волшебная музыка создавали необыкновенную атмосферу.

После спектакля удалось задать Наталье Тукачевой несколько вопросов. Оказалось, что моя собеседница пишет не только для детей, но и пьесы для взрослых. А ещё выступает в роли режиссера и сценариста, иногда продюсера.

Берегите солнышко в сердце!

— Наталья Владимировна, Вы очень легко общаетесь с детьми. Ребята слушали сказку, затаив дыхание, а затем активно участвовали в обсуждении. Как удается найти подход к озорным девчонкам и мальчишкам?

— Звучащее слово слушать весьма непросто. Но я убеждена, что дети должны уметь слушать речь, воспринимать классическую музыку и посидеть на стульчике сорок минут, внимая тому, что происходит на сцене. В это время активно работает воображение и фантазия ребенка, в голове возникают художественные образы. И задача автора, сказочника — подать материал так, чтобы ребенку было интересно. Тогда он не будет ерзать на стуле, мечтая скорее покинуть зал.

— Вы педагог по образованию?

— У меня два образования: педагогическое и режиссер телевидения. Но, поскольку я с детства занимаюсь театром, то и проекты у меня театральные. Так что фактически я работаю для взрослой аудитории, исключение составляют две сказки: «Волшебное сердце» и «Тайна волшебного сна».

— Почему Вы работаете в формате «диалога»?

— Я сознательно выбрала такой формат. Детям так непросто адаптироваться в мире взрослых! От ребёнка ждут конкретный результат, подчас ставя его в жесткие рамки, где ситуация требует  мгновенного действия. Попадая под давление обстоятельств, ему бывает сложно принять правильное решение.

Но в историях про Марка акцент намеренно ставится не на сам конфликт, а на гармоничный выход из непростой жизненной ситуации.

Сказка интерактивная, отчасти иммерсивная. Это сказочный урок, на котором мы создаём художественный образ доброты в виде солнышка, которое живёт в сердце каждого человека.

— В каких городах Вы успели побывать со сказками?

— С 2013 года выступили более чем в пятидесяти городах: это Москва и Московская область, Кострома, Сочи, Тверь, Великий Новгород, Калуга, Владимир. А теперь и Ржев.

— Когда Вы поняли, что можете сочинять увлекательные истории?

— Пожалуй, в то время, когда училась в школе телевидения Останкино, осваивая профессию режиссера. Мой педагог неустанно повторяла: «Режиссер должен владеть словом. Если вы хотите снять хорошую передачу, садитесь и пишите». И мы писали, учились излагать свои мысли. Мои первые книги «Жрец» и «Крон и Ари» вышли в 2008 году. Они написаны для взрослых. Детская сказка «Волшебное сердце», которая у меня родилась еще в девяностых, стала основой масштабного проекта для детей.

— Расскажите о нем.

— Это детский проект, который был запущен ещё в 2013 году. Работаю с детьми блоками: дважды в год по 1-2 месяца, в остальное время как режиссер-постановщик и драматург — пишу и ставлю для взрослых. Работаю также и над киносценариями.

Где-то в 2009 году я свою сказку переписала, расширила, чтобы получилась книжка. А моя подруга Марина Баечни её проиллюстрировала. Причём необычным способом — с помощью песочной анимации. Мы сделали видеоинсталляцию, в итоге получилась ожившая сказка. И с программой «Сказочные уроки добра» мы начали ездить по школам Москвы и Подмосковья, а потом и по всей России. За несколько лет слушателями и участниками проекта стали тысячи детей более чем из пятидесяти городов.

— В чем особенность этих уроков?

— В интерактивной форме подачи материала. Сказка «Волшебное сердце» — это своеобразный художественный образ доброты. Через историю главных героев — девочки Софи, её двоюродного брата Марка и его друзей, дополненную ожившими образами на экране, мы говорим детям о том, что у каждого человека в сердце живёт солнышко. И от него исходят лучики добра, любви, терпения, мудрости, храбрости. Важно их в себе заметить и сберечь.

— А будет ли продолжение сказочной истории?

— Продолжение книги уже вышло. Вторая сказка называется «Тайна волшебного сна» и рассчитана на детей постарше. Она о дружбе и преодолении. Здесь главный герой, уже знакомый нам мальчик Марк, занимается в секции плавания и мечтает стать чемпионом. Но он никак не может преодолеть в себе страх и, наконец, спрыгнуть с тумбы в воду. На протяжении истории мальчик неоднократно попадает в трудные ситуации, в которых необходимо проявить характер, принять верные решения. И благодаря поддержке друзей и близких, ну и, конечно, капельке волшебства, он понимает, что безвыходных ситуаций не бывает.

— Наталья, где прошло Ваше детство?

— Я выросла в Костроме. Родители были спортсменами. Мама преподавала физкультуру в школе. По их стопам пошла старшая сестра. Сейчас она работает тренером по плаванию в Подмосковье, готовит олимпийских чемпионов. Мне же с детства была близка сцена. Я занималась театральной деятельностью, участвовала и побеждала во всевозможных конкурсах. Детство было советское, пионерское, задорное! В наше время для детей, развития их творческих способностей, делалось очень многое. Причем все было бесплатно, доступно. Талантливый ребенок, который проявлял себя в той или иной сфере, не мог остаться незамеченным. В детстве и юности я объездила множество городов Советского Союза, не-однократно бывала на Кремлёвской ёлке, а однажды даже посчастливилось в «Орлёнке» отдохнуть. Я с большим теплом, радостью и ностальгией вспоминаю это время.

— У Вас очень красивый творческий псевдоним — Аннет Бризо.

— Придумать псевдоним порекомендовала мой редактор и продюсер ещё в 2008 году. Поскольку в педагогическом институте я изучала французский язык, мне казалось, что и псевдоним мой должен звучать изысканно, мелодично, по-французски! Слово «бризо» я нашла в мифологическом словаре. Это древнегреческая богиня, которая является в женские сны с пророчествами. Имя Аннет заимствовала у бабушки Анны.

— Вы в Ржеве впервые?

— В вашем городе я уже была однажды. Несколько лет назад участвовала в концерте, который проходил в Осташкове. Обратно возвращались в Москву через Ржев. Помню, как тогда меня поразили высокие берега Волги и храмы! Захотелось вернуться в этот город, побывать здесь ещё раз. Я выросла на Волге. В Костроме она широкая и величественная, но таких красивых высоких берегов у нас нет. И, конечно, запомнился танк. Я родилась в советское время. Мое прошлое связано с пионерскими приветствиями, с поездками по родному краю. И этот памятник, который стоит в самом центре города, вызывает патриотические чувства.

— В каких жанрах пишете? О чем Ваши пьесы?

— В пьесе «Лифт. Включите свет» — переплетение жизненных ситуаций. Там есть и философские, и комические моменты. «Зеркало» — мелодрама с глубоким смыслом, побуждающая зрителя к размышлениям. В ней — он и она. В попытке разобраться в своих отношениях они вынуждены проиграть несколько жизненных ситуаций, примерить на себя разные роли. «Человек» — моноспектакль для одного актера. Это философский спектакль-концерт. Герой находится в непростой ситуации и старается разрешить свои жизненные проблемы.

В 2012-м была поставлена пьеса «Без кавычек» (психологическая новелла). В том же году у меня вышли две книги для взрослых: «Жрец» и «Крон и Ари». Сценарий пьесы «Без кавычек» был написан по мотивам этих произведений. Обе книги про Атлантиду. Это фантастика.

Сейчас идёт работа над спектаклями «Лифт» и «Проводница».

— Что для Вас служит вдохновением?

— Открою вам большую тайну — вдохновение, как и аппетит, приходит во время еды — работы. Чтобы оно появилось, нужно просто сесть и настроить себя на плодотворную работу. Вдохновение я скорее рассматриваю как награду за труд.

— Спасибо за интересную беседу. До новых встреч в Ржеве!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *