В ХОРОШЕЙ ПОСУДЕ И ЧАЙ ВКУСНЕЕ
«Чай пить — не дрова рубить: вспотеешь, но не устанешь». «Выпей чайку — позабудешь тоску»… Каких только пословиц и поговорок не придумал русский народ про любимый бодрящий напиток, без которого не обходится ни встреча друзей, ни семейное застолье!
По торжественным случаям в любой семье доставали нарядный сервиз. Любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня или бани. Обычай на Руси ходить в гости друг к другу на чаепития насчитывает уже сотни лет.
24 октября в ДК «Железнодорожник» состоялась презентация выставки заварочных чайников и чашек.
Ведущая программы, художественный руководитель ДК «Железнодорожник» Наталья Андреева, рассказала много интересного из истории чая и чайных традиций. Участники встречи представили свои коллекции заварочных чайников и чашек. Признаюсь, такого количества разнообразной чайной посуды я раньше не видела. Среди привычных глазу советских фаянсовых и керамических сервизов выделяется своей оригинальной формой голубой чайничек под «Гжель». Как и в любом чайнике, в нём есть носик и ручка, а вот основная часть — это кухонный столик в миниатюре или комод, где есть изящные дверцы с ручками, а сверху расположены книги, часы, какие-то флакончики и бутылочки.
Привлекает внимание и глиняная посуда, в которой, как утверждают специалисты, чай получается особенно вкусным, ароматным и сохраняет полезные свойства. Кстати, один из таких чайников оказался довольно-таки увесистым, прямо настоящий богатырь.
Внимательный посетитель выставки обязательно остановит взгляд на изящном сервизе с дивными синими цветами на белой керамике. Похоже, это изделие гжельских умельцев. Узоры, выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом, с переливами, придают необыкновенный сказочный вид чашкам и чайнику, которые кажутся воздушными.
Непременно порадуют детвору (да и взрослых) забавные разноцветные заварочные чайники весёлых расцветок, украшенные фигурками животных. Один из оригинальных вариантов русского узора, похожий на тот, что видим на глиняных игрушках из Дымки (с жёлтыми, зелеными, синими кругами, точками, полосками, волнистыми линиями) придает особую выразительность чайному сервизу в жёлто-зеленых тонах, где изображен добрый молодец за чашкой чая.
Есть на выставке и заморские гости. Их безошибочно определяем по яркому витиеватому восточному рисунку. Один из экспонатов, напоминающий верблюда, приехал в Ржев из Египта. А изысканная, нежная белая кружка с бело-синими полосками внутри — из Германии.
Но настоящий фурор произвела фарфоровая посуда отечественного производства, изготовленная в конце XIX века! У ржевитянки Виктории Половецкой сохранился этот уникальный сервиз, только без фирменного клейма. Виктория Викторовна рассказала, что он достался ей от бабушки мужа.
А дело было так. На заре XIX века, ещё до революции, дед мужа поехал в Кронштадт работать. Его жена отправилась вместе с ним, вела у богатого хозяина домашние дела. А барин в знак благодарности за хорошую работу подарил ей чайный сервиз — изумительной красоты фарфор розового цвета с нежными белыми цветками яблонь. Тончайшая работа русских мастеров. Но без клейма. Оказывается, клеймо не ставили на дарственных экземплярах. Вполне возможно, что таким сервизом хозяин предприятия, производящего эту красоту, поощрял труд своих работников. Интересна и дальнейшая история этого сервиза. В Великую Отечественную войну, в Ржеве, во время эвакуации, семейную реликвию закопали в огороде, рядом с домом на улице Энгельса. И он благополучно пролежал там несколько лет, дожидаясь возвращения хозяев. И вот это чудо перед нашими глазами! Прошло более века, но фарфоровый сервиз по-прежнему великолепен, не утратил своей прелести и красоты.
«Лекарство против насморков»
С большим вниманием слушали зрители «Чайные истории». Наталья Андреева поведала, что в России первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 года. Именно тогда боярский сын Василий Старков привёз чай от одного из монгольских ханов в подарок царю Михаилу Федоровичу. Напиток быстро обрел популярность при дворе.
Чай сначала использовался как лекарство. Есть сведения о том, что придворный лекарь чаем вылечил царя Алексея Михайловича от болезни желудка и ещё вынес такое заключение: «Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и главоболений».
Уже в 1679 году посол Головин договорился с Пекинским двором о постоянных поставках чая в Россию. До XVIII века его можно было купить только в Москве на Макарьевской и Ирбитской ярмарках. Пили чай по большим праздникам, стоил он очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати. Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение «чайком побаловаться».
Как ритуал русского чаепития этот процесс получил повсеместное распространение с начала XIX века. Стала появляться специальная чайная посуда, сервизы. Чаепитие стало символом добрых отношений и гостеприимства.
Известно, что императрица Екатерина Великая пила чай из фарфоровых сервизов Императорского фарфорового завода. Партии были небольшие, для избранных. Посуда к королевскому двору изготавливалась и расписывалась по индивидуальным эскизам. Массовым выпуск чайных наборов стал лишь во второй половине XIX столетия, когда производством занялись и частные фабрики. Крупнейшим среди них было Товарищество Кузнецова, в которое входили заводы по производству фарфоровых и фаянсовых сервизов. Слава Поповского и Кузнецовского заводов была ничуть не меньше известности изделий Фаберже.
Украшение сервизов в России и Европе менялось согласно веяниям моды. В XVIII веке был популярен китайский стиль. В начале XIX века, после похода Наполеона в Египет, в моду вошли египетские мотивы, а также сервизы с портретами правящих монархов и полководцев. Популярными мотивами были пейзажи, сюжеты греческой и римской мифологии, цветы и цветочные узоры. Было принято, чтобы весь сервиз был выдержан в общем стиле и посвящён общей теме, однако на каждом предмете одного сервиза мог присутствовать разный портрет или разный пейзаж.
Первые чайные сервизы из фарфора появились в Китае, предположительно это было XIV столетие. Тонкие полупрозрачные фарфоровые изделия ценились дороже драгоценных металлов — не зря их называли «белым золотом».
В Европе первые наборы для чаепития появились ближе к концу XVII столетия — после того, как купцы из Голландии привезли китайский чай.
В начале XVIII века немецкие ученые разгадали формулу фарфоровой массы, и европейские мануфактуры начали выпускать собственные сервизы.
За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали ни один серьёзный вопрос. Владимир Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров в книге «Москва и москвичи». За чаем грелись извозчики, а коммерсанты заключали сделки. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Льва Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни один праздник.
Особенно любили чай в купеческих кругах. Купцы, люди часто совершенно невоздержанные, за одно долгое застолье могли выпить более 20 чашек чая. В середине XIX века в Москве и во многих других городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. У нас, в Ржеве, тоже любили пить чай и пили его с нашими, местного изготовления, пастилой и ржевским пряником.
Как известно, русское чаепитие располагает не только к дружеской беседе, но и к пению задушевных песен. Эту славную традицию участники встречи продолжили вместе с ансамблем «Тальяночка» (рук. Ольга Кузьмина).
С творческим подарком на открытии выставки выступили ржевский исполнитель Виктор Сомов и поэт Виктор Киселёв, авторское стихотворение читала Виктория Половецкая.
Подготовила Елена СООЛЯТТЭ
Фото автора и Натальи АНДРЕЕВОЙ