БУРМУСОВО
Живописная деревня Бурмусово затерялась среди леса, хоть и расположена не так далеко от трассы Ржев — Сухуша. В её истории, как в зеркале, — вся жизнь Ржевского района. Как многие небольшие деревни, Бурмусово переживало в своё время и расцвет, и запустение. До Великой Отечественной деревня была огромная, после войны её отстраивали заново. А сейчас, к счастью, и возрождение.
Добиралась я туда с большой опаской: осень ведь, распутица, как там дорога? Тем более что местные жители предупредили — проехать будет сложно. Поэтому первый вопрос, который мне задала староста деревни Марина Кирина при встрече, был такой: «Как Вы доехали?» На что я ответила: «Вы ещё в окрестностях Ржева не были, в Путейце, например! Вот там действительно нет дорог».
Но подъезд к населённому пункту и правда неважный. Старая асфальтовая дорога давно пришла в негодность. И полкилометра пути до деревни очень проблематичны для водителей. Бурмусово спасает то обстоятельство, что деревня не сквозная, за последним домом уже начинается лес, и огромного потока транспорта нет. К тому же, надо отдать должное
администрации сельского поселения Хорошево, к которому относится деревня, за дорогами следят — в меру возможностей, конечно.
Нынче дорогу до деревни ремонтировали дважды за лето, засыпали ямы, но опять всё размывается. Ежегодный ямочный ремонт не дает никаких результатов. Сейчас у жителей стоит на повестке вопрос о вступлении в ППМИ с ремонтом проблемного участка дороги до деревни.
В Бурмусово более двадцати домов, в девяти домовладениях — жильцы постоянные, все — местные жители. В недалеком прошлом деревня начала возрождаться именно за счёт дачников с местными корнями. Покупали или строили дома, селились в родовых гнёздах сначала на лето, а потом и постоянно. Кто-то из жителей сменил ржевскую прописку на Бурмусово и ежедневно отправляется на машине на работу в город. Кого как привела судьба в эту деревню, но люди не бросают её, живут.
Вот Марина Кирина, можно сказать, местная, родилась в Знаменском, а бабушкин дом здесь, в Бурмусово. Вся жизнь прошла в Москве, но, выйдя на заслуженный отдых, Марина Васильевна вернулась в родные края. Вместе с мужем Сергеем Михайловичем они построили дом и живут здесь уже давно. Два года назад жители доверили Кириной заботиться о деревне в качестве старосты.
Мы прогуливаемся по единственной деревенской улице, и Марина Васильевна попутно рассказывает мне о том, как живет Бурмусово. В каждой деревне есть так называемое лобное место, где обычно проводят собрания, сходы, а порой и праздники. Место сбора в каждой деревне своё. Такое лобное место в Бурмусово — возле первой водоразборной колонки. Здесь же и доска объявлений. Колонки в деревни две. Вторая — в самом конце. Я с удивлением узнала, что центрального водопровода в Бурмусово нет. Поэтому когда зиму и весну одна колонка работала с перебоями, жителям пришлось тяжко. Но летом нашли-таки причину, обнаружили порыв и наладили водоснабжение с помощью администрации поселения. От водонапорной башни проложили новую трубу до колонки.
Электрическая подстанция (трансформатор) здесь древняя. Это беда почти всех деревень в Ржевском округе. Староста говорит, что сейчас проблем с электроснабжением стало меньше, но отключения все же не редкость.
— Электричества в сети нам порой не хватает, — говорит Марина Кирина. — Я, конечно, не специалист, но здесь и обывателю понятно, что с напряжением в сети есть проблемы. Когда в деревню все съезжаются, напряжение падает так, что электроприборы не работают. А вот с уличным освещением в Бурмусово всё в порядке. Наша деревня светлая. Едешь домой вечером, кругом темень, а деревня светится!
Но основная проблема — это газ. Вернее, его отсутствие. Несколько населенных пунктов — Гришино, Редькино, Грешниково, Бурмусово, Зарубино — очень ждут газ. Население здесь в основном немолодое, поэтому самостоятельно заготавливать дрова людям сложно. Покупать же очень дорого. Машина дров стоит 13-14 тысяч рублей, а их на зиму надо две-три. Люди выходят из положения кто как может. А вот одиноким старикам очень тяжело.
— Вопрос газификации деревни поднимается уже давно. Я не знала, какой должен быть алгоритм действия с газификацией, поэтому решила поэтапно писать обращения во все инстанции, — объясняет Марина Васильевна. — Последнее обращение было адресовано депутату Госдумы Васильеву. Он ответил, что нужно подать заявку на 2024-25 годы, чтобы Бурмусово включили в план газификации. Представители инициативной группы деревни, наши активные жители Михаил Николаевич и Лилия Павловна Пасечник побывали на приёме у главы округа Романа Крылова с этой целью. Роман Сергеевич пообещал, что администрация будет рассматривать возможность внести изменения в генеральную схему газоснабжения и газификации Тверской области, дополнив её нашей деревней.
Эта семья тоже обустроила дом в Бурмусово лет десять назад и приезжает постоянно. А в ближайшие год-два Лилия Павловна и Михаил Николаевич планируют перебраться сюда на постоянное место жительства. Но много в Бурмусово и тех, кто возвращается в отчий дом.
— Знаете, как корни тянут! — восклицает Марина Васильевна. — Я никогда не думала, что буду жить в деревне после сорока лет жизни в столице. Но теперь, когда бываю в Москве, стараюсь поскорее вырваться оттуда. И дело, может быть, не столько в природе, тишине, сколько в атмосфере Бурмусово. Деревня у нас сплочённая, дружная. В трудную минуту люди поддерживают друг друга, если радость — все также спешат поздравить и порадоваться за соседа.
Староста создала группу в «Ватсап» для жителей Бурмусово. Теперь все вопросы и проблемы обсуждаются онлайн. Удобно, особенно если большая часть деревенских в отъезде в зимний период.
Но, безусловно, переписка в чатах живого общения не заменит. Как без этого в деревне! А уж в теплое время года — тем более, когда друг к другу с рассадой, с семенами, с урожаем. И самые главные праздники — так же вместе, коллективно.
День деревни нынче отмечали в Бурмусово с размахом — на праздник собралось 50 человек. Марина Васильевна показала мне участок рядом с колонкой — выкошенное поле, где и праздновали всей деревней. Погода выдалась в тот день дождливая, но мужчины быстро соорудили каркас из молодых берёзок, натянули тент, и получился отличный навес. На праздник в Бурмусово пригласили ансамбль гармонистов «Тальяночка», а глава поселения Михаил Белов привёз в подарок деревенским жителям фейерверк. Воспоминаний о празднике теперь на целый год хватит.
Марина Кирина показала мне два деревенских пруда. Они рукотворны, жители копали их своими силами еще в 90-х. И с тех пор за водоёмами следят, чистят, окашивают вокруг. Пруды в деревне не только для красоты, но и для безопасности — противопожарной.
В каждом населенном пункте — своя атмосфера. А уж в деревне и подавно. В Бурмусово она такая спокойная и тёплая, что уезжать не хочется. Места-то благодатные и люди душевные! Будет газ, так сюда народ ещё охотнее поедет жить. Историй о том, как дачники становятся постоянными жителями деревень, уже очень много в наших ржевских краях. Кто знает, может, лет эдак через десять и Бурмусово разрастется вдвое.
Светлана КУДРЯВЦЕВА