ПЕРВЫЕ В ОНЛАЙН

В Москве с 13 по 15 ноября прошёл круглый стол РДДМ «Движение Первых», тема которого была обозначена как «Воспитание и онлайн-среда в воспитательной работе «Движения Первых»: ресурсы и возможности для поддержания и развития коллективных и индивидуальных ценностей». Участниками круглого стола в этот раз были не подростки, а их педагоги, наставники, руководители первичных отделений и те, чьи профессиональные компетенции так или иначе связаны с работой в онлайн-среде.

Среди спикеров круглого стола были как именитые эксперты, так и сами его участники, которые смогли поделиться своим практическим опытом и наработками. Нельзя не отметить выступление Владимира Плешакова, автора научной теории киберсоциализации человека, киберпедагогики, киберонтологии и киберонтологического подхода в образовании.

Много говорится о том, что мы теряем детей в онлайн-среде. Но сложно не согласиться с тем, что мир онлайн давно стал неотъемлемой частью, нашей обычной жизни. Поэтому, возможно, просто не стоит воспринимать его как нечто чужеродное, лучше научиться жить с ним в мире и гармонии и грамотно использовать все его возможности и ресурсы.

В рамках круглого стола большое внимание было уделено тематике развития фиджитал. Фиджитал (phygital, от англ. physical + digital — физический и цифровой) — это термин, который пришёл к нам из маркетинга и описывает сочетание цифрового и физического опыта.

Развитие фиджитал — это процесс интеграции физического и цифрового мира для создания новых и улучшенных пользовательских опытов. Фиджитал объединяет в себе элементы физической реальности — предметы, места и людей — с цифровыми технологиями, такими как мобильные приложения, сенсоры и интернет вещей.

Одной из основных причин развития фиджитал является рост использования мобильных устройств и интернета. Люди проводят всё больше времени в онлайне, поэтому общественные организации, учебные заведения, в основном в сфере высшего образования, стремятся создать более привлекательные и удобные цифровые платформы для взаимодействия с пользователями. Однако физическая реальность по-прежнему остаётся важной частью нашей жизни, и поэтому фиджитал предлагает интеграцию обоих миров.

Сама же онлайн-среда предлагает детям и подросткам бесконечное количество развлечений, игр и социальных сетей, где они могут общаться с друзьями, делиться своими мыслями и интересами. Это помогает им развивать навыки коммуникации, расширять кругозор и находить единомышленников. Кроме того, интернет предлагает образовательные ресурсы, которые помогают детям получать новые знания и учиться самостоятельно.

Однако виртуальное общение может привести к отчуждению от реальной жизни и ухудшению навыков общения в реальном мире. Более того, в интернете дети и подростки могут столкнуться с негативными влияниями, такими как насилие, порнография или кибербуллинг. Это может повлечь  психологические проблемы, низкую самооценку и социальную изоляцию.

Воспитательная роль онлайн-среды важна для родителей и педагогов. Они должны осознавать, что интернет не только предоставляет ребятам возможности для развития, но и может стать источником проблем. Поэтому взрослые должны контролировать время, проведённое детьми в онлайн-среде, и обучать их правилам безопасности в интернете. Они также должны быть в курсе того, что их дети делают в сети, чтобы пред-отвратить возможные проблемы. При этом стоит учесть, что подходить к этим вопросам нужно не с точки зрения тотального контроля. Самое важное — воспитать в детях навыки саморегулирования в сети. Здесь всё точно так же, как и с основными правилами без-опасности, которые нам хорошо известны. Как переходить дорогу? Мы учим этому наших детей с ранних лет, однако со временем предоставляем им возможность делать это самостоятельно, учитывая полученные знания о правилах дорожного движения. С интернетом всё точно так же. Если будем постоянно заглядывать ребёнку через плечо, мы не научим его пользоваться онлайн-средой, и тогда до самой старости можем изводить его своей гиперопекой. Но, конечно, родителям тоже не стоит забывать о повышении своего уровня медиаграмотности и развитии критического мышления. У многих, к сожалению, есть в этих знаниях большие пробелы. А человек, не знающий сам основных правил кибербезопасности, не сможет уберечь своего ребёнка от угроз, которые существуют в онлайн-среде.

Педагоги также должны играть активную роль в обучении детей и подростков использованию интернета в полезных целях. Они должны обучать их критическому мышлению, чтобы дети могли оценить достоверность информации, которую находят в киберпространстве. Кроме того, педагоги должны помогать детям развивать навыки эмоционального интеллекта, чтобы они могли справляться с негативными эмоциями, вы-званными онлайн-средой.

Стоит отметить, что круглый стол РДДМ проходил сразу на двух площадках — в центральном офисе Сбера и в Государственном университете управления. Нужно ли говорить о том, что сама корпоративная культура и оформление пространства в зданиях Сбербанка произвели особое впечатление: тут и спортивные залы, и столовые, и небольшие кофейни, и, конечно, комфортные рабочие места. Но тем не менее большее впечатление на меня произвёл Государственный университет управления с его прекрасным музеем и шикарной библиотекой, в сокровищницах которой нам удалось побывать во время экскурсии.

ГУУ на протяжении столетия уверенно держит позиции лидера управленческого образования в России. В вузе обучаются более 12 тысяч студентов по 14-ти направлениям бакалаврской подготовки, 8-ми направлениям магистерской подготовки и аспиранты по 8-ми научным специальностям. В состав университета входят 6 учебных институтов, которые объединяют более 40 кафедр и научно-исследовательских подразделений. Ежегодно в ГУУ проходят переподготовку и повышают квалификацию около 4-х тысяч специалистов и руководителей предприятий. Государственный университет управления — это сформированный многоуровневый научно-учебный комплекс. Он по праву считается основателем управленческого образования в стране. Ему заслуженно принадлежит приоритет не только в открытии, но и в дальнейшем развитии подготовки управленческих кадров для нужд экономики страны.

На площадке ГУУ мы принимали участие в проектно-аналитической сессии, в результате которой были разработаны образовательные продукты, подразумевающие активное использование онлайн-среды.

И в завершение важно напомнить о важности темы обеспечения безопасности подростков в интернете. Мне удалось пообщаться с коллегами из других регионов, почти все они работают с детьми, но, к сожалению, никто из них не знаком с основными платформами, где можно не только найти важную информацию об онлайн-угрозах и способах противостояния им, но и, самое главное, обратиться за помощью в случае, если ребёнок стал жертвой кибербуллинга или заложником иной опасной ситуации.

Вот список этих ресурсов:

  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде: https://ncpti.su/materialy/
  • сервис подачи обращений для молодых людей, которые столкнулись с проблемами в интернете, проект «Цифропомощь» молодёжного цифрового омбудсмена: https://www.youthombudsman.ru/help
  • канал молодёжного цифрового омбудсмена Дмитрия Гуляева: https://t.me/internetteamrussia
  • проект «ВКонтакте» по проблемам кибербуллинга: https://kiberbulling.net/
  • альянс по защите детей в цифровой среде: https://internetforkids.ru/
  • академия киберсоциализации: https://vk.com/cybersocialization

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *