РЖЕВ. ОЧЕРКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ЛИЦА И СУДЬБЫ

(Вторая половина XIX — первая половина XX века)

Продолжение. Начало в № 47

Ещё один ржевский художник, а больше историк искусства, коллекционер, организатор музейного дела и охраны памятников Яков Тепин написал картину «Сцены купеческой жизни». По ней и был воссоздан интерьер купеческого быта конца XIX — начала XX века в экспозиции Ржевского краеведческого музея в 2006 году.

Яков Алексеевич родился в Ржеве Тверской губернии (около 1883 — 1952 год). В ранней молодости был с головой втянут в революционную деятельность: занимался изготовлением подложных документов в интересах московской боевой организацией РСДРП, используя свои навыки художника-гравёра. Он сумел увернуться от обвинений в сотрудничестве с опасной для царского режима организацией, признав только подделку документов и за то получив лишь недолгую ссылку в Красноярск. Там в 1902 году он познакомился с художником Василием Суриковым, официально решил отойти от политики и заняться исключительно профессиональной самореализацией.

После ссылки Тепин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и скоро стал известен как художественный критик и художник-гравёр. О его участии в деятельности ржевской подпольной типографии тогда так и не стало известно, хотя он продолжал ей активно помогать.

Вместе с отцом, ремесленным головой Ржева, искусным столяром Алексеем Ивановичем, они соорудили компактный типографский станок, который был помещён в том числе в помещениях писчебумажного магазина Тепиных на Екатерининской улице. Осенью 1903 года уже действовал новый станок с тяжелым металлическим валом, катящимся по рельсам. Он давал производительность 50 оттисков в час, но диким лязгом неконспиративно разрывал тишину ночного Ржева, и Яков приложил немалые усилия, чтобы сделать его голос более «нежным». Возможно, тогда Яков Тепин с Евгением Комаровым, потомственным дворянином, революционером и студентом, решили назвать свою типографию «Голос труда». Она находилась под строжайшей конспирацией, много раз ей грозил провал. Заказчиком был сам Центральный комитет РСДРП, в типографии отпечатывали статьи и брошюры — работы самого вождя В. Ленина «Две тактики», «К деревенской бедноте», «Что делать?», проект программы РСДРП. Сама типография осенью 1907 года неожиданно была обнаружена полицией в результате пожара.

В 1910 году Я. Тепин дебютировал как критик по вопросам искусства (печатался в журналах «Аполлон», «Рампа и жизнь», газете «Биржевые ведомости»). Был сотрудником художественно-критического отдела журнала «Аполлон».

После революции большевистские заслуги продвинули его в число одного из наиболее активных участников деятельности по выявлению, учёту и вывозу историко-культурных ценностей в Москве, Московской губернии, Туле, Иваново-Вознесенске, Смоленске. В октябре 1918 года вывез из московского дома С. Рябушинского и передал в филиальное хранилище Румянцевского музея коллекцию икон, книги, собрание изделий из фарфора, хрусталя и бронзы.

С января 1920 года Тепин был старшим хранителем открывшейся в Смоленске 1 мая того же года картинной галереи, в создании которой сыграл важнейшую роль (используя связи в отделе по делам музеев и охране памятников Наркомпроса, способствовал комплектованию галереи первоклассными произведениями искусства).

Принимал он участие и в проходившей с 30 декабря 1926-го по 20 января 1927 года в Ржеве вы-ставке московских и местных художников, где наряду с собственными работами показал произведения столичных мастеров из своего собрания (Ватагин, Ефимов, П. Кончаловский, М. Кончаловский, Е. Крутикова, Н. Крымов, И. Нивин-ский и другие).

* * *

Яркий культурный след в художественной жизни Ржева оставил Алексей Шведов (1880-1970-е годы) — сын бедного крестьянина Смоленской губернии, отданный в ученики булочника в Царском Селе, где он лепил свои фигурки из теста тайком от хозяина. Знакомство с художником Большаковым, после — училище живописи и ваяния в Пензе и школа поощрения художеств в Петербурге, где преподавателями были лучшие художники России. Польша. Белосток. Преподавание в женской гимназии рисования, любовь к одарённым детям. Первая мировая война. Эвакуация в Ржев в 1914 году. Это всё вехи его биографии.

Он — организатор Ржевского филиала ассоциации художников революционной России. Его стезя — волжские пейзажи, натюрморты, бытовые зарисовки. В копилке мастера цикл работ «Безвозвратно уходящее прошлое» (1928-1939 годы), жанровая картина о ржевских женщинах «Водоноски». Были картины и о советском настоящем: «Первое заседание Ржевского горсовета», «Первомайская демонстрация во Ржеве», цветная литография «На Ржевской льночесальной фабрике».

К началу 30-х годов с произведений Алексея Шведова выпускаются многочисленные репродукции и открытки. Самая знаменитая из них — «На Ржевской льночесальной фабрике», к которой поэт Демьян Бедный написал стихи — ответ на письма бывшего хозяина фабрики Рябушинского.

Была работа по контракту с Калининским художественным фондом. Потом война, эвакуация в Бугуруслан. На этом ржевский период творчества заканчивается. Далее — плодотворный труд в искусстве и орден Ленина, выставки, поездки. Путешествия на склоне лет по Европе, африканским странам, зарисовки, картины. И — картины ржевского периода, утраченные во время войны.

В советское время его называют старейшим художником. К 90-летию в Москве открылась большая выставка, на ней было более ста картин. Среди них — и работы ржевского периода. В июне — июле 1970 года выставка экспонировалась в Ржевском музее в здании Оковецкого храма.

* * *

В 1927 году занимался в ржевской студии А. Шведова шестнадцатилетний Геннадий Бабиков (1911-1993).

Он родился в Раненбурге Рязанской губернии (ныне Чаплыгин). В 1928-1931 годах уже рисует в центральной студии при «Ассоциации художников революции» (АХР) в Москве у Ф. Невежина, И. Машкова, П. Соколова-Скаля.

С 1935 года Бабиков жил в Ашхабаде (Туркмения), где первоначально оформлял книги для Туркменского книжного издательства. Геннадий Федорович был приверженцем русской реалистической школы, автором пейзажей, натюрмортов, графических работ и живописных тематических полотен. Его работы хранятся в Музее изобразительных искусств Туркмении, а сам он является заслуженным деятелем искусств Туркмении.

В период жизни в Ржеве он создал акварельные работы «Парашютная вышка», «Арка», они хранятся в РКМ.

* * *

В войну Ржев также не остался без художника. Им стал Франц-Йозеф Лангер. (1916-1984). Он учился на художника-декоратора, в 1940 году был мобилизован вермахтом на войну. Художник-
акварелист, хороший рисовальщик, служил под началом командира, восторгавшегося искусством, и поэтому получал освобождение от военной службы. Так было и во время военных действий под Ржевом в 1941-43 годах. После его смерти уже в 90-е годы его дети нашли в родительском доме дневники и картины.

В 1997 году в городском выставочном зале 86 работ составили выставку немецкого художника. Для пожилых людей, горожан, эта выставка стала эмоциональным потрясением, они возлагали к этим картинам живые цветы. А для сына Лангера Вольфгана это послужило прологом к идее — издать дневники отца. Книга вышла в 2002 году с названием «Картины, отвоёванные у войны».

Что же в этих картинах немецкого художника? В основном это портреты, которые написаны с явной симпатией к русскому человеку, к его горю войны. И — пейзажи. В них художник ищет крупицы гармонии среди хаоса и разрушения войны. Франц создаёт свои работы под обстрелами, бомбардировками, в морозы, в холода. Именно живопись и любовь к жене, к которой он из Ржева пишет письма, делает его жизнь светлее и возвышенней среди ужасов войны. Об этом обязательно рассказывают на экскурсии по Ржевской битве в краеведческом музее.

Виктория КУЗНЕЦОВА, член СП России

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *