СДЕЛАНО В СССР!

В первый зимний день в Ржевском музейно-выставочном центре было по-семейному тепло и уютно. Малый зал, словно по волшебству, превратился в скромную, но такую трогательную и до боли знакомую комнату 60-80-х годов прошлого века, которую непременно украшали ковры на стене и полу, и на почётном месте стоял круглый стол, покрытый хлопчатобумажной разноцветной скатертью с бахромой (за ним собиралась по вечерам вся семья). А вот стулья и кресла с деревянными ручками — старая удобная мебель ещё не один год прослужит верой и правдой. Как, впрочем, и редкой красоты жаккардовые декоративные покрывала, что видим в этой необычной экспозиции. «Дачное», «Цветочное», «Арабески», «Византия», «Садко» — какие красивые названия у этих изделий, которые были, наверное, в каждой советской семье. А новогодние игрушки? Свечи и хлопушки? Карнавальные маски, детские пластмассовые наборы, футляры для швейных машин «Волга», чемоданчики, покрывала, простыни, полотенца, махровые халаты, пуговицы, различные хозяйственные мелочи…

Сделаны эти и другие добротные вещи в СССР, на Ржевском комбинате жаккардового ткачества (раньше назывался Ржевский горпромкомбинат).

В этом году, 3 марта, исполнилось 80 лет с того дня, как пошёл послевоенный отсчёт деятельности этого известного на всю страну предприятия.

Бывшие работники горпромкомбината обратились в администрацию Ржевского муниципального округа с инициативой рассказать об истории предприятия, которое много лет успешно работало в Ржеве, снабжало нужной продукцией страну. Предложение было услышано, и в результате плодотворной совместной работы сотрудников Ржевского музейно-выставочного центра, которые собрали необходимый материал, и бывших работников предприятия, родилась эта интересная экспозиция, возвращающая нас в старые добрые советские времена —

На нашу улицу в три дома,

Где все просто и знакомо…

Помимо разнообразных изделий, производимых на Ржевском горпромкомбинате (без преувеличения, сегодня это уже раритеты), в экспозиции представлены газетные вырезки и фотографии, рассказывающие об истории предприятия и людях, которыми по праву гордится Ржев.

Уверена, заинтересуют посетителей портреты руководителей комбината, почётных граждан Ржева: Антипа Хренова (работа заслуженного художника РФ Анатолия Бурова) и Марии Сафоновой (работа Владимира Соловьёва).

Как известно, третьим (и последним) директором КЖТ («Колорит») после развала Союза был Юрий Камышов, которому в сложные 90-е удалось наладить работу уже почти бездействовавшего предприятия. На «Колорите» стали изготавливать дорожки и покрывала для экипировки фирменных поездов. Благодаря этим заказам комбинат запустил ткацкий и ковровый цеха. Стал выпускать новый вид продукции — гобелены. Однако работать в условиях рыночной экономики и жесточайшей конкуренции оказалось непросто. В 2007 году комбинат прекратил своё существование.

«Это наша с тобой биография…»

Татьяна Конышева трудилась на комбинате жаккардового ткачества двадцать шесть лет. С комбинатом её связывают самые теплые воспоминания.

— В то время для нас на первом месте был труд, а потом семья, — говорит она. — Мы бросали все свои дела. Не считались со временем, делали то, что нужно было городу. И старожилы рассказывали, что в послевоенное время труд тоже был в приоритете. Труженики предприятия после основной работы уезжали на расчистку завалов, на стройку. Ещё живы те из наших коллег, кто строил кинотеатр «Октябрь». Работа для нас была всегда главным делом.

Свою историю Ржевский городской промышленный комбинат начал почти сто лет назад, в 1925 году. Однако документальные материалы (до 1942 года) были утрачены в Великую Отечественную войну.

Первым директором был назначен партизан Антип Хренов (директор комбината в 1943-1963 годах, Почетный гражданин Ржева), который вместе с работниками восстанавливал предприятие в самые трудные военные и послевоенные годы.

Его воспоминания читаем в книге «На Ржевской земле»: как в марте 1943 года группа из десяти человек вошла в освобожденный Ржев, облюбовав на улице Гоголя двухэтажный дом без крыши, дверей и окон. Там Ржевский горпромкомбинат возобновил работу. И уже 7 марта он снабдил ржевитян первой партией продукции кожевенного и сапоговаляльного производств.

На улице Кривощапова заработали первые слесарно-механическая и кузнечная мастерские, где ремонтировали кровати, делали топоры, кухонную посуду и другие вещи домашнего обихода. Начала функционировать столярная мастерская, где делали табуреты, столы, шкафы, парты.

Прямо на улице установили колесо, и из собранной отовсюду пакли начали вить верёвки. Первые итоги деятельности предприятия были подведены спустя девять месяцев. В коллективе комбината работали 107 человек, изготовили 494 и отремонтировали 3826 пар обуви, изготовили 4,4 тонны гвоздей, 180 кроватей, обучили 47 человек.

Самые сложные 1944-1945 годы: нехватка людей, оборудования, машин. Но руки не опускали! Заработали пуговичное, швейное и ткацкое производства.

С приходом мастера В. Коллара возродилась пиротехническая мастерская, которая расположилась в помещении на ул. Садовая (участок № 2). В дальнейшем она выросла в большой цех культизделий. Набирало обороты мебельное производство. В 1956 году столярная мастерская горпромкомбината вошла в состав Ржевской мебельной фабрики. В состав Ржевского ГПК вошли местные артели «Коммунар» и им. Лебедева, «Молот». Ткацкий цех был преобразован в ткацкую фабрику на самостоятельном балансе.

В начале 1960-х годов Ржевский горпромкомбинат — это большое современное пред-приятие, имеющее в своём составе ткацкую и швейную фабрики, цеха культизделий и металлоизделий, футлярный и механический цеха, пуговичное производство.

В июле 1963 года пришёл новый директор — Мария Сафонова (директор комбината в 1963-1995 годах, Почётный гражданин Ржева) — мудрый и грамотный специалист, и Горпромкомбинат укрепил свои позиции градообразующего предприятия.

С 1 июля 1976 года Ржевский горпромкомбинат переименован в Ржевский комбинат жаккардового ткачества (КЖТ).

Так уж повелось, что ткацкое производство, сложное и трудоёмкое, стало монополией советских женщин. Женщины не просто работали на станках — они соревновались за досрочное выполнение плана. «Первый трудовой день нового года для ткачихи Зинаиды Смирновой был не-обычным. Она перешла на обслуживание трёх станков и добилась рекордной выработки. Вместо 28-ми передовая работница изготовила 40 ковров. Такой выработки еще не знали на ткацкой фабрике», — писали в местной прессе в середине 70-х годов.

На комбинате трудилось много молодежи: в цехах, бухгалтерии, в отделах управления. Директор Мария Сафонова приветствовала привлечение молодых специалистов: им выделялось место в общежитии, жильё в новостройках.

Одной из важных составляющих трудовой деятельности работников предприятия было участие в социалистических соревнованиях. Коллектив комбината активно включался в борьбу за экономию, рациональное использование материальных ресурсов, повышение производительности труда.

Особое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции. Производство росло, комбинат развивался. В начале 80-х годов наблюдался дефицит рабочих кадров. Стал широко использоваться надомный труд. Компенсировать дефицит рабочей силы получалось, привлекая подопечных Ржевского дома-интерната для престарелых и инвалидов и исправительной колонии № 7. Они занимались изготовлением игрушки «Вертушка», «Пистолет Ф4», мотали пряжу для штопки, точили наковальни для игрушки «Пистолет-автомат».

Школьники на уроках труда клеили упаковочные пакеты для конфетти и бенгальских огней.

Мария Васильевна на 8 Марта каждому члену комбината дарила ткани на портьеры или покрывала. Поэтому эти бесценные предметы прошлого века до сих пор сохранились во многих ржевских семьях. Директор знала каждого работника в лицо, интересовалась жизнью и бытовыми условиями. Забота о людях была в то время не на словах, а на деле. Говоря об истории КЖТ, нельзя не вспомнить и о детском оздоровительном лагере «Зарница»: лучший пионерский лагерь города, лагерь Ржевского КЖТ.

Свою славную историю он начал в 1952 году как пионерский лагерь имени Семашко. В 1984-м был открыт новый двухэтажный жилой корпус со всеми удобствами. Введено в эксплуатацию комплексное здание столовой и спортивный зал, и целый ряд других сооружений. Свежими продуктами питания — молоком, мясом, овощами — лагерь обеспечивало подсобное хозяйство комбината, расположенное неподалеку. В «Зарнице» отдыхали дети не только из Ржева и Тверской области, но и других регионов и даже стран, например, из Германии. В годы рыночных реформ лагерь, как и большинство предприятий и объектов города, пришёл в упадок. А в 2003 году перешёл в собственность администрации города. Яркая и красивая история лагеря «Зарница» продолжается и по сей день. И это не может не радовать.

Бесспорно, интереснейшая и богатейшая история комбината жаккардового ткачества достойна быть сохраненной в памяти и сердцах ржевитян.

Выставка работает до 3 марта 2024 года.

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

(использована книга «На Ржевской земле», Калининское книжное издательство, 1963 год)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *