АЛЕКСАНДР КАШИНЦОВ. ИМЯ В ИСТОРИИ РОССИИ

Лет пять тому назад, объезжая на пасхальную неделю последние пристанища предков, мы обнаружили в Спас-Митькове, близ разрушенной церкви, гранитный монолит некогда величественного памятника. Посреди косогора, обильно заросшего сухим бурьяном борщевика и порыжелой сныти, валялась среди изувеченных могил, по-видимому, сброшенная с постамента памятная стела. Убрав мох и пожухлую листву, с трудом прочитали: «Здесь покоится прах Александра Ивановича Кашинцова». Ещё одна строка разбиралась совсем неважно. На обратной стороне памятника значилось: «Скончавшийся 1821 года 1 мая». Вот и всё, что осталось от нашего предка, воевавшего за мою, твою, нашу общую родину, своей жизнью передавшего потомкам бесценное право на будущее. Это было последнее пристанище генерала русской армии, героя войны 1812 года, защитника российского Отечества. Мы не могли в это поверить. Но правда жизни лежала под нашими ногами.

Мы стали упорно разыскивать хотя бы мельчайшие детали из жизни нашего земляка. Сначала дело шло туго, но поездки в областной архив оказались не напрасными. Впрочем, как всегда.

Наш город, вступивший в свое девятое столетие в истории России, имеет множество фактов к сопричастности с нею. Лучшие сыновья всегда всегда были родине надежной опорой и мужественной твердыней: А. Сеславин и Ф. Лутковский, К. Дунаевский и В. Александровский…

Сегодня мы расскажем об одной из уникальнейших личностей России — Александре Кашинцове (1788-1821) — российском военном деятеле. В свои 30 (!) лет он стал генералом, имел четыре высших ордена императорской армии и ещё один королевский орден Пруссии.

Родом генерал-майор был из ржевских — здесь жили более семи поколений его предков.

Согласно писцовым книгам Ржевского уезда (1614, 1624 и 1625 годы) и жалованным грамотам на поместья, выданным в эпоху царствования Михаила Романова (1596-1645) — первого русского царя из династии Романовых, значилось, что за Иваном Кашинцовым имелись земли, прежде входившие во владения вдовы Василисы Сабуровой. Иван, его братья Григорий и Михаил уже тогда прочно осели на Верхневолжье, род которых и в XIX веке здравствовал на ржевской земле.

Сын Ивана Адриан был женат на Аксинье Чаплиной, дочери древнего дворянского рода, ведущего начало от польского шляхтича Чаплинского, выехавшего к великому князю Михаилу Тверскому во второй половине XIV века. Потомки его стали называться Чаплиными в середине XV века.

Их внук Иван Кашинцов, подпоручик, в жены взял Марфу Сеславину, фамилия которой известна в Ржеве. Один из её племянников — Никита Сеславин — стал впоследствии ржевским градоуправителем и отцом Александра Сеславина, героя войны 1812 года.

Сыновья Ивана Митрофановича избрали разный жизненный путь. Сергей служил капитаном второго ранга. Иван был надворным советником в гражданском ведомстве, его сын Яков стал коллежским советником. Именно эти Кашинцовы впоследствии окончательно обосновались на юге России — в Воронежской и Харьковской губерниях.

Женитьба Ивана Кашинцова на Дарье Ивковой, дочери известнейшего дворянского рода, также имевшего свои древние корни в Ржевском уезде, ещё больше укрепила знатность двух фамилий. Кроме того, Ивковы имели значительные наделы земли, что и сказалось на большом приданом невесты.

Как показали исторические документы тверского архива, ещё один внук Адриана Ивановича — Захарий Кашинцов (о нём известно из документов 1740 года), и являлся отцом поручика Ивана Захарьевича и дедом Александра Кашинцова — того самого героя России.

Сыновья Захария Митрофановича Иван и Егор были военными, входили в офицерский состав, соответствовали чину (званию) лейтенанта.

Егор Захарович (1761 — после 1802) на 1800 год был вдовцом, вышел в отставку и один воспитывал четырёх детей: двух сыновей — Александра (1785) и Платона (1796) и двух дочерей — Екатерину (1780) и Авдотью (1795). После скоропостижного упокоения жены Анны постоянно проживал в сельце Марьино Ржевского уезда в своём имении.

Его старший брат Иван Кашинцов служил в морском батальоне прапорщиком, в самом конце восьмидесятых годов XVIII века он вышел в отставку в звании поручика. Был женат на благородной девице Екатерине Страховой, дворянский род которой исчислялся с XVI века. Её отец Гаврила Иванович служил надворным советником (гражданский чин VII класса в Табели о рангах в России, соответствовал чину подполковника и капитана II ранга).

С учреждением Ржева (в 1796 году) уездным центром Тверской губернии, Иван Захарович служил в городе начальником полиции городского квартала. Вспомним, что его прямой родственник, племянник его бабушки Никита Сеславин (1756-1816) в это же время служил в Ржеве градоначальником.

Кашинцов имел в городе дом и сельское поместье (на 1789 год владел 101 крестьянской душой). В семье росли дочери и сыновья. Все семьи Кашинцовых были дружны, дети порой росли вместе и мальчики учились в одних и тех же заведениях, связанных с будущей воинской службой.

Как показывают источники, Александр Кашинцов родился в 1788 году и первые азы обучения прошёл дома в Ржевском уезде. В 16 лет поступил в чине подпрапорщика в пехотный полк, сформированный только три года назад в Москве как Навагинский мушкетерский полк. Через два года произведён в прапорщики с переводом в третий егерский полк (Западная армия).

С декабря 1806 года участвовал в сражениях русско-шведской войны под Пултуском. В баталиях под Прейсишь-Эйлау (27 января 1807 года) он был ранен пулей в ногу, но армию не оставил и принял бой при Гутштадте (28 мая), Гейльсберге (29 мая) и Фридланде (2 июня). В этом же году получил свою первую боевую награду — золотое оружие «За храбрость», причисленное к статусу государственного ордена.

В 1809 году назначен адъютантом при военном министре — и это, когда Александру был всего 21 год! В этой должности надо иметь природный ум, находчивость, смелость, отважность, быструю реакцию. И самое главное — стать верным и надежным помощником военноначалия.

Новые боевые походы Александра Ивановича были связаны с Отечественной войной 1812 года. За участие в легендарном Смоленском сражении (24 и 26 августа) представлен к чину штабс-капитана. В бою был ранен и получил сильную контузию в грудь. В 1812 году получает орден Святого Владимира IV степени и денежное вознаграждение.

Через год, в 1813-м участвовал в заграничном походе русской армии и взятии крепости Торна под командованием Барклая де Толли. 7 мая того же года произведён в капитаны.

За сражение под Лейпцигом произведен в полковники. В 1813 году получает два ордена: Святой Анны 2-й степени за храбрость и Святой Анны 2-й степени с алмазами — государственными наградами. Орден Святой Анны 2-й степени — это авторитетная гражданская награда России, которая давалась за безупречную и беспримерную службу на высокой государственной должности более 10 лет.

С 15 января 1814 года пять лет служит командиром Малороссийского гренадерского полка. За усердие и заслуги в службе награждён в 1814 году орденом Святого Владимира 3-й степени и прусским престижным военным орденом «Голубой Макс». 29 января 1819 года произведен в генерал-майоры, с увольнением за ранами от службы с мундиром и пенсией…

А через два года его не стало. 1 мая 1821 года на ржевском погосте близ Осташковского тракта своё вечное пристанище нашёл доблестный и бесстрашный воин, настоящий гражданин России — Александр Кашинцов.

Похоронен Александр Иванович при Спасо-Преображенской церкви с северной стороны старинного храма, расположенного недалеко от села Спас-Митьково. Большое каменное строение было сооружено в 1787 году. Это был приходской храм для всей многочисленной округи.

Церковь имела три престола: холодный Преображения Господня, два теплых: Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В Тверском архиве сохранились её документы: опись 1848 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1829 года и план на землю.

* * *

В ноябре 2023 года Тверской областной архив открыл для нас новые эпизоды биографии А. Кашинцова. Это были документы генерал-майора по его духовному завещанию от 1821 года, подписанному от 1 января.

Чувствуя слабость своего здоровья, ржевский помещик Александр Иванович заблаговременно составляет распоряжение о выделении личных денежных капиталов своим родственникам и боевым со-товарищам. Прямых наследников у него, по всей вероятности, не было. Наследников объявилось около десяти человек. В их числе, например, упоминаются Иван и Алексей Закревские, с которыми Александр Кашинцов преодолел много военных дорог Отечественной войны 1812 года.

В Тверском Верхневолжье Закревские родились и выросли (Зубцовский уезд, село Берниково). В семье было три брата: Алексей, Арсений, Иван. Все они, как отец, избрали военное поприще и прошли хорошую армейскую школу. Звание полковника Иван Закревский и его брат Алексей получили при выходе в отставку после окончания воны 1812 года.

Следует сказать, что с 1825 по 1835 годы Иван Закревский — майор и кавалер ордена Св. Георгия, являлся городничим Ржева.

Иван женился на Екатерине, дочери коллежского советника Ивана Строева и княжны Аграфены Гагариной (Вотчина Гагариных — сельцо Глебово). Екатерина Ивановна похоронена вместе со своей снохой Марией Закревской/Давыдовой в Ржеве на Смоленском кладбище.

История не оставила нам окончательного решения последних дней Александра Кашинцова. Но мы уже знаем о нём, помним его славные дела и воинские подвиги во имя и для процветания России. Наш земляк имеет полное право остаться в памяти соотечественников и быть не забытым на своей родине.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *