УБИЙСТВО ПО-СОСЕДСКИ

Хорошо ли мы знаем наших соседей? Большинство на этот вопрос ответит утвердительно. Осведомлены, чем занимаются живущие рядом люди, что у них происходит в семье. И мало кому придёт в голову ждать подвоха от соседа, с которым состоишь в хороших отношениях и здороваешься каждый день. И уж тем более нельзя подумать, что хорошо знакомый человек, которому ты не сделал ничего плохого, может лишить тебя жизни. За что? А просто так.

Николай З. был многодетным отцом — так уж у цыган принято. На иждивении Коли и его гражданской супруги было аж семь ртов, которые нужно как-то кормить. Николай старался, даже временами работал. Потому что деньги были нужны не только на питание и одежду, но и на оплату съёмной квартиры в старенькой двухэтажке, — своего жилья не было. Устроиться на постоянную должность у мужчины не было возможности, так как в силу обстоятельств он не окончил даже первый класс, поэтому читать и писать не умел. Паспорта у Николая тоже не было, так как за его получением он даже не обращался.

С соседями Николай поддерживал хорошие отношения, не скандалил, всегда здоровался. А с 80-летней пенсионеркой Людмилой Петровной даже подружился. Заходил справиться о самочувствии, проверял, всё ли в порядке на кухне: иногда соседи чувствовали запах газа, доносящийся из квартиры. Вызывали газовую службу, но та утечки не находила. Однако живущие рядом бдительные люди за соседкой всё же присматривали.

Людмила Петровна Н. жила одна. Несмотря на возраст, на здоровье практически не жаловалась: немного побаливала голова, только и всего. Близких родственников у неё не было, но пенсионерку навещали племянник и его супруга. Один-два раза в неделю привозили продукты, готовили еду, наводили порядок в квартире. Чтобы семья племянника могла обеспечивать пенсионерку всем необходимым и оплачивать коммунальные услуги, Людмила Петровна предоставила в распоряжение родственников банковскую карту, на которую зачислялась скромная пенсия. Небольшую сумму наличными, одну-две тысячи рублей, племянник оставлял тёте, чтобы та в случае необходимости могла купить себе хлеба, молока и сладостей к чаю.

Однажды вечером Николай З. проводил досуг с приятелем в одном из городских парков. Времяпровождение скрашивала бутылка пива — на более крепкий алкоголь не хватало денег. Когда спиртное кончилось, приятели разошлись. Николай к семье не торопился — душа требовала продолжения возлияний.

В долг Николаю давно уже не давали, зная, что неработающий мужчина денег не вернёт. Но тут З. вспомнил, что среди его знакомых есть человек, у которого он ещё не просил деньги — соседка Людмила Петровна. К ней и отправился.

Заглянул к старушке, которая уже собиралась ложиться спать, порасспрашивал о житье-бытье и попросил триста рублей буквально на три дня. Пенсионерка сказала, что рада бы помочь, да только нечем — банковская карта у племянника, а наличных дома нет.

— Ну на нет и суда нет, — развёл руками сосед и вышел из квартиры.

Людмиле Петровне Николай не поверил. Все знают, что пенсионеры буквально спят на сокровищах, и после смерти в их квартирах находят сотни тысяч. А тут триста рублей на самогон пожалела. Раз так, он сам найдёт и заберёт деньги, и не триста рублей, а гораздо больше.

Дверь Людмила Петровна запирала редко, боялась, что, если с ней что-нибудь случится, родственники не смогут попасть в квартиру. Да и ценностей в жилье не хранилось. Николай, заглядывая со двора в «однушку» пожилой женщины, дождался, пока та заснула, тихонько вошёл в открытую дверь. Поиски начал с кухни. Не спеша заглядывал в настенные шкафы, под клеёнку стола, в банки с крупами и даже холодильник. Денег не было. Значит, они находятся в комнате, где спит старушка. Рискованно, конечно, но в комнате темно, если действовать тихо и на ощупь, бабушка не проснётся.

Но у пожилых людей сон чуткий. Людмила Петровна проснулась сразу, как скрипнула дверца шкафа, которую открыл Николай. Пожилая женщина включила находящийся у кровати ночник, увидела незваного гостя, встала с кровати и крикнула:

— Коля, а что это ты тут делаешь?

— Деньги ищу. Ты же сама не дала, значит, я сам возьму.

— Нет у меня никаких денег, я же тебе говорила. Уходи. Сейчас кричать начну!

— Будешь кричать — убью. Отдай деньги по-хорошему, много не возьму.

— Говорю же, нет у меня денег. Помогите!!!

Испугавшись, что на крик пенсионерки сбегутся люди, Николай подскочил к женщине и попытался заткнуть ей рот. Но пенсионерка не сдавалась, отчаянно сопротивлялась и вырывалась из рук соседа.

Как позже установило следствие, З., «осознавая фактический характер и общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления последствий в виде смерти Н. и желая их наступления, умышленно, с целью причинения смерти, нанёс женщине не менее шести ударов по лицу, после чего взял обеими руками за шею и начал сдавливать её до тех пор, пока Н. не перестала сопротивляться и подавать признаки жизни. Своими активными действиями Николай З. причинил Людмиле Н. следующие телесные повреждения: кровоподтёки на веках глаз, на переносице, в правой скуловой области, на верхней губе, на подбородке, три кровоподтёка на шее, кровоизлияния в мягкие ткани шеи; двойной перелом подъязычной кости, пять переломов щитовидного хряща и три перелома перстневидного хряща. В результате полученных телесных повреждений Людмила Н. скончалась на месте происшествия. Причиной смерти явилась механическая асфиксия от сдавливания органов шеи руками».

Убедившись, что лежащая на полу Людмила Петровна не подаёт признаков жизни, Николай продолжил поиски денег. Методично перетряхивал квартиру: рылся на полках серванта и шкафов, разбрасывал одежду, переворачивал мебель. Потратив час на разгром, не обнаружил ни рубля. Пришлось убийце отправляться домой не солоно хлебавши: продолжать возлияния было не на что.

Зайдя в свою, то есть съёмную, квартиру, Николай ни слова не сказал гражданской жене о произошедшем и спокойно лёг спать. А утром вновь отправился на место преступления, чтобы окончательно убедиться, что соседка мертва.

Увидев, что квартира и труп женщины находятся в таком же состоянии, что и вчера, Николай позвонил в квартиру напротив. Вышедшему мужчине объяснил, что он только что зашёл навестить Людмилу Петровну, чтобы проверить, всё ли у неё в порядке, а там… Сосед отправился с Николаем в квартиру пенсионерки, чтобы удостовериться в правдивости слов последнего, и вызвал полицию.

Изобличить убийцу не составило труда: Николай даже не стёр отпечатки пальцев с находящихся в квартире предметов. Осознав, что отпираться бесполезно, сознался в содеянном.

Николай З. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку) и приговорён к наказанию в виде восьми лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Имена и события по этическим причинам изменены, все совпадения являются случайными. Материал подготовлен по информации Ржевского городского суда.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *