ЕГО ПЛЕНИЛА РУССКАЯ ПЕСНЯ

Государственный деятель Российской империи, действительный тайный советник, публицист, собиратель русского фольклора…

12 января в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый нашему выдающемуся земляку, Почётному гражданину Ржева Тертию Филиппову (1826-1899).

Сотрудники библиотеки Ирина Берентова и Татьяна Жукова совместно с Майей Бойцовой, Эмилией Степниковой и Игорем Гоманюком подготовили интересное мероприятие о человеке, чьё детство прошло в Ржеве, а жизнь была служением Отечеству.

Тертий родился 5 января 1826 года в семье мещанина-аптекаря. Здесь, на берегу Волги, на благодатной почве пустили корни его талант, любовь к музыке и литературе, гражданское мужество и преданность России. Тертий Филиппов известен России как государственный деятель, который отличался честностью и принципиальностью, возглавлял Государственный контроль России, то есть достиг чина действительного статского советника в ранге министра.

Тертий Иванович — благодарный сын Ржева, все годы он не прерывал связи с городом, приезжал в свой отчий дом с друзьями.

Филиппов писал, что ещё в Ржеве с отроческих лет он познакомился с произведениями народной поэзии и усвоил их самобытные и разно-образные напевы. Что-то он услышал от своей матери-старообрядки, что-то — от уличных певцов. В юношеский возраст перешёл с богатым песенным запасом и с той поры не переставал думать о сохранении «носимых моею памятью сокровищ». В вышедшем в 1882 году знаменитом сборнике «40 народных песен», собранных Т. Филипповым и гармонизированных Н. Римским-Корсаковым, большинство песен было услышано в Ржеве. В эпиграф предисловия сборника вынесены слова:

«Зачем вы начертались так

На памяти моей.

Единый молодости знак,

Вы, песни прежних дней?»

Биограф А. Островского (с писателем Тертий Иванович был дружен) В. Лакшин отмечает: «Выше всех в песне, и именно в русской народной песне, был Тертий Филиппов. Его высокий звенящий тенор, в котором слышались удаль, тоска, разгул и упоение… хватал за душу». В молодости он исполнял русские песни в Москве, в трактире Гурина «Печкинская кофейня», участвовал в состязаниях с певцами-любителями. Вся Москва сбегалась слушать Филиппова. Среди его поклонников были Федор Достоевский и поэт Аполлон Григорьев. А Аполлон Майков посвятил Тертию Ивановичу такие строки:

«По службе вознесяся быстро,

Ты стал товарищем министра.

И дорогое имя Тертия

Уже горит в лучах бессмертия».

Самобытные напевы звучали и на памятном вечере в ржевской библиотеке. Поразили слушателей музыкальные подарки от Ольги Кузьминой, руководителя народного ансамбля «Тальяночка», которая исполнила а-капелла старинные русские песни, записанные в Тверской области во время студенческих экспедиций. Ольга Михайловна рассказала о том, как в её жизни Тертий Филиппов сыграл знаковую роль. В 1979 году она была студенткой академии Гнесиных, и первую курсовую работу выполняла по сборнику Римского-Корсакова, куда вошла книга Филиппова «40 народных песен». Эту книгу Ольга Михайловна купила в букинистическом магазине и бережно хранит до сих пор. А курсовая работа была первым шагом к постижению личности Тертия Филиппова и его огромной роли в сохранении народной песни.

— В сборнике много песенных образцов, услышанных Тертием Ивановичем именно в родных краях, — поясняет Ольга Михайловна. — Книга выстроена по строгой классической схеме: духовные стихи, исторические песни, баллады, протяжные, обрядовые, бытовые. Это издание народных песен, да ещё с возможным инструментальным сопровождением, было в числе первых «ласточек», делавших музыкальную народную культуру регионов России достоянием и объектом изучения и восхищения.

Великие русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков включали в свои опусы музыкальные темы-напевы, записанные с голоса Тертия Ивановича. Позже в творчестве Шаляпина также найдут отражение песни, напетые ржевитянином. Композитор Балакирев посвятил Филиппову свою 1-ю симфонию. Братство «Могучая кучка» (1862-1875 г.) объединившее гениев русской музыкальной культуры: М. Балакирева, А. Бородина, А. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, многим обязано Тертию Филиппову. Его домашние вечера в Санкт-Петербурге стали «заповедными» местами, где проходили встречи музыкантов, где впервые «на людях» проигрывали на фортепиано музыкальные новинки, делали наброски будущих работ. Об этой странице из жизни Тертия Филиппова интересно рассказала Майя Бойцова. Дружба, уважение друг к другу особенно тесно связывали Тертия Филиппова и Модеста Мусоргского, который родился и вырос в недалеком от Ржева Торопецком уезде. Когда композитор оказался без средств к существованию, именно Филиппов пригласил его к себе «бывать запросто», затем устроил на службу в лесной департамент, чтобы тот смог продолжить работу над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Перед кончиной Мусорского, выполняя обязанности душеприказчика, Тертий Филиппов выкупил все его музыкальные произведения у родственников за 2100 рублей серебром и передал в фонд государственной публичной библиотеки. Оказал Филиппов поддержку и Василию Андрееву при создании первого Великорусского оркестра русских народных инструментов.

Мы благодарны нашему земляку за его гражданскую творческую идею и деятельность по сбору, записи и восстановлению народной музыкальной культуры. Именно Тертий Иванович, будучи действительным (а затем почётным) членом Императорского русского географического общества, создал Песенную комиссию, главной задачей которой было определение «истинных ценностей народной культуры». Во «Всеподданнейшей записке» к императору от 25 ноября 1896 года (где рукой Николая II написано «Согласен») Тертий Иванович обосновывает острую необходимость изучения, освоения, сбора, правильной записи и издания «Песен русского народа». План экспедиции предполагал сбор устного народного творчества начать с северных губерний, Архангельской, Вологодской, Олонецкой, позже были Костромская, Тверская, Владимирская, Рязанская. И так, охватывая всё большую территорию, спускаясь к южным границам государства. Кроме того, Тертий Иванович пишет государю о необходимости глубокого освоения народной певческой культуры посредством введения её в учебные программы школ, училищ, а также в музыкальный быт Государева войска.

Первые результаты своих творческих дерзаний Филиппов ощутил уже при жизни. Император одобрил его действия и помыслы по развитию культурного наследия России, из казны на нужды Песенной комиссии выделяются ежегодные необходимые пожертвования на фольклорно-этнографические экспедиции. Из печати выходят «Песни русского народа»: I том — 100 русских песен (северные губернии); II том — 105 песен, 20 из которых записаны в Сибири. Подготавливаются к печати ещё четыре тома, в основу которых положены записи, сделанные в центре России.

Отзвуки тех экспедиций мы слышим и сейчас в народных песнях, звучащих на больших и малых концертных площадках, с телевизионных экранов, в школах и на музыкальных занятиях в детских садах.

Народная песня в разных её вариантах всегда была в приоритете на домашних вечерах Тертия Филиппова. Так, 5 января 1895 года (Тертию Ивановичу исполнилось 69 лет) на таком вечере впервые присутствовал никому не известный 22-летний Федор Шаляпин, пение которого поразило Филиппова до глубины души. Шаляпин исполнил две песни: «Ноченька» и «Эй, ухнем!». (Известно, что Тертий Иванович помог Шаляпину, устроив дебют в лучшем столичном оперном театре, после чего Шаляпин был принят в состав Мариинской труппы).

Почувствовать сегодня глубинный смысл и мощь этих народных шедевров помог нам замечательней ржевский исполнитель Игорь Гоманюк. Возможно, если бы Тертий Филиппов услышал это потрясающее пение, возможно, как когда-то Шаляпину, он открыл бы дорогу к всемирной славе и ржевскому самородку, которому по плечу такие сложные произведения, как романс Милия Балакирева на стихи Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» (посвящён дочери Тертия Филиппова Наталии Корибут-Дашкевич), или ария Бориса из оперы Мусоргского «Борис Годунов» и другие, что звучали в этот январский день, как и много лет тому назад в Петербурге. Ещё раз браво!

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора и из архива Центральной библиотеки им. А.Н. Островского

(использована книга «Филиппов Тертий Иванович»)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *