КАКОЙ ЦИФРОВОЙ СЛЕД ОСТАВЛЯЕШЬ ТЫ?

В начале февраля киберуроки, посвященные вопросам цифровой грамотности, прошли в школах № 5 и № 13 Ржевского муниципального округа. Впервые такие уроки проводились под эгидой команды молодёжного цифрового омбудсмена. Молодёжный цифровой омбудсмен — первый цифрозащитник российской молодёжи.

Проведение киберуроков сегодня, бесспорно, важно. Они помогают детям понять, как защитить свои персональные данные, уберечься от онлайн-мошенничества и предотвратить кибербуллинг (травлю в интернете). В современном информационном обществе умение эффективно работать с информацией является, пожалуй, ключевым. Киберуроки помогают учащимся научиться фильтровать и проверять информацию для того, чтобы принимать обоснованные решения и формировать своё мнение.

Сегодня значительную часть своего времени люди проводят в онлайн-пространстве. Гаджеты, которые мы используем, можно сравнить с новым органом чувств, который связывает нас с виртуальным миром и позволяет нам ощущать его. Мы выросли и продолжаем развиваться вместе с интернетом — это стало естественной и неотъемлемой частью нашей жизни. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, это просто факт, то, с чем мы сталкиваемся каждый день.

Совокупность информации о нашей жизни, которая хранится в социальных сетях, на различных сайтах в интернете, называется цифровым профилем. Он отражает наши предпочтения, увлечения, цели, способы общения с людьми, а также наши плохие привычки и качества. Цифровой профиль является своего рода визитной карточкой каждого человека, выявляющей наши слабости и сильные стороны. Важно понимать, что цифровой профиль создаем в основном мы сами, самостоятельно принимая решения о том, какую информацию и с кем мы хотим делиться в сети, какие фотографии выставлять, какие видео записывать, что показывать в сториз и какие сообщения отправлять. Каждое принятое решение оставляет цифровой след в интернете, который потом используется алгоритмами цифровых платформ для формирования нашей личности.

Поэтому очень важно быть внимательным к тому, что мы выкладываем в интернете. Необходимо учиться создавать «чистый цифровой образ» и соблюдать правила цифровой гигиены.

Формируя цифровой профиль, мы оставляем в онлайн-среде и свой цифровой след, информацию об активности в интернете, которая может быть доступна другим людям. Киберуроки помогают учащимся осознать, что то, что они делают в интернете, может иметь долгосрочные и не очень приятные последствия для их репутации и будущей карьеры.

Увы, не все осознают, что виртуальный мир сегодня практически ничем не отличается от мира реального — в нём также есть свои законы и правила, есть и свои опасности. И, к сожалению, подростки продолжают считать социальные сети площадкой, где их действия никому не заметны и неизвестны, и то, что они пишут и транслируют останется безнаказанным. Конечно, сейчас и в реальном мире есть ребята, у которых отсутствуют какие-то границы дозволенного и понятия об элементарной вежливости и культуре поведения. В виртуальном мире такие границы стираются практически полностью. Вот один из недавних примеров. В официальную группу администрации обратился ребёнок, просивший передать полиции, что он с друзьями очень ждёт лета, чтобы «погонять» от сотрудников правоохранительных органов (мы сильно смягчили выражения подростка). Путём нехитрых манипуляций (а на странице было много фотографий, отметок, групп и сообществ) было установлено, в какой школе учится парень, а вдобавок выяснили, что он является администратором группы, продающей и помогающей обмениваться вейпами. Почти все пользователи группы — такие же школьники. Информация была передана педагогам и в органы профилактики. Вот уж точно, «наследили» так «наследили». Так что при грамотном подходе тех, кто следит за чистотой информационного поля, любое неприемлемое поведение человека в онлайн-среде может обернуться для него реальными наказаниями и последствиями.

А теперь ещё немного об ответственности и меняющемся в соответствии с требованиями времени законодательстве. За последние несколько лет популярным явлением стал «треш-стриминг» — обще-доступные трансляции, в которых опасные и просто больные люди издеваются над другими людьми или животными в прямом эфире. Настоящие садисты и живодёры. Действующее законодательство почти не содержит в себе механизмов, позволяющих бороться с распространением таких видеозаписей: возбудить уголовное дело, если не совершено тяжкое преступление, порой невозможно, а когда преступление совершено — становится уже поздно. Недавно в первом чтении было принято 2 законопроекта, вводящих уголовную и административную ответственность для авторов треш-контента:

— штрафы до 700 тысяч рублей;

— конфискацию оборудования;

— усиленную уголовную ответственность: включил камеру — больше срок;

— запрет на пользование интернетом до трёх лет.

Кроме этого, продолжается работа над законопроектом по профилактике подростковой агрессии (буллинга). Важно понимать, что почти 20 процентов подростков становятся жертвами именно кибербуллинга — травли в интернете. В ряде стран за кибербуллинг можно получить большие штрафы, предусмотрено и уголовное наказание.

Но вернёмся к киберурокам. Чтобы за свой цифровой профиль вам не было мучительно стыдно, а цифровой след не завёл пользователя в самые тёмные и страшные уголки интернета, детям и подросткам (взрослым — тоже) необходимо соблюдать простые правила.

  • Бережно и внимательно относитесь к своим паролям. Не давайте свой телефон незнакомым людям, которым якобы нужно срочно позвонить. Они могут узнать пароли, логины, закачать вредоносное программное обеспечение для отслеживания и получения информации.

Используйте длинные и надёжные пароли, а также биометрию (отпечатки пальцев, голос, изображение) и двойную систему подтверждения для платежей и денежных переводов. Нельзя, например, использовать даты своего рождения и близких родственников.

На различных цифровых платформах используйте разные пароли. Лучше их запоминать, а не записывать; если всё же решили записать, храните их в разных местах и не по соседству с цифровыми устройствами (например, не в чехле телефона).

  • Следите за своим «цифровым следом» и «обучайте» алгоритмы цифровых платформ. Следите за тем, что выкладываете в своих аккаунтах в социальных сетях, что и кому вы говорите, не сообщайте незнакомым свои личные данные.

Осознанно (а не «в один клик») добавляйте новые сообщества, страницы, друзей и так далее. У соцсетей есть алгоритмы, которые умеют давать то, что вам интересно, и убирать из ленты то, что неинтересно, на основании ваших посещений страниц, поставленных лайков, сделанных репостов.

Если единовременно вам понадобилась информация по теме, по которой потом вы видеть информацию больше не хотите, — используйте режим браузера инкогнито, алгоритмы «не увидят» этого «цифрового следа» и не покажут информацию по этой теме.

  • Выбрасывайте «информусор» и прощайтесь с «ненужными» людьми.

Отпишитесь от всех страниц, которые несут бесполезный для вас контент (критерии полезности индивидуальны).

Критически относитесь к получаемой информации, проверяйте её через различные источники (ресурсы).

Если сомневаетесь в полезности ресурса, отпишитесь, а затем некоторое время читайте его заходя на сайт (страницу) самостоятельно — вы узнаете, реально ли он для вас полезен.

Добавляйте в друзья людей, которые являются для вас авторитетом, которые опытнее, осведомлённее вас в интересующих сферах.

Систематически обновляйте список друзей, удаляйте тех, с кем не общаетесь, кого не знаете, кто публикует «бесполезный» по вашему мнению контент, который просто занимает ваше время. Не забывайте выражение: скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты!

  • Используйте разные цифровые платформы для разных целей в зависимости от интересов. Это позволит оптимизировать работу алгоритмов каждой из них и поможет исключить дублирование информации.
  • Следите за тем, какие приложения получают на ваших устройствах доступ и к чему. Например, внимательно относитесь к разрешению доступа к местоположению, вашим фотографиям, к камере, микрофону.
  • Обновляйте программы и операционные системы на всех устройствах.
  • Осторожно относитесь к поступающей почте, не открывайте письма с сомнительных адресов, не переходите по ссылкам от незнакомых отправителей. Там могут содержаться вредоносные программы.
  • Будьте аккуратны при использовании публичных сетей Wi-Fi, не используйте при подключении к ним мобильные банки.
  • Не скачивайте программное обеспечение, игры, приложения с неизвестных, сомнительных сайтов.
  • Контролируйте покупки в интернете. Попросите родителей завести для ваших онлайн-покупок отдельную карту и пополнять её на ту сумму, которую не боитесь потерять.

Обязательно повторите эти десять простых правил с детьми. Они разработаны командой молодёжного цифрового омбудсмена специально для ребят школьного возраста. И не забывайте, что для того, чтобы ваш ребёнок был в безопасности в реальном и виртуальном мире, вы должны быть ему и родителем, и другом. Очень часто высокий уровень доверия между родителем и ребёнком, спасает от многих проблем.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *