ЗАПАХ ВЕСНЫ

С живописью Натальи Кузнецовой многие хорошо знакомы. Совсем недавно «Ржевские новости» рассказывали о творчестве этой интересной художницы, выставка которой проходила в Центральной библиотеке им. А.Н. Островского.

В ДК «Железнодорожник», помимо уже знакомых картин, в экспозиции представлено несколько новых работ, о которых хотелось бы рассказать.

Четыре лиричных, очень поэтичных пейзажа и один натюрморт с полевыми цветами Натальи Кузнецовой поведают зрителю о неброской красоте нашего края. Порой в суете дней мы не замечаем этого лазоревого неба, фиолетовых теней на мартовском снегу; не слышим звона апрельских ручьев и не знаем, о чём говорит берёзовая роща.

— У каждого из нас, кто любит и понимает природу, есть своя берёзовая роща, — поясняет Наталья Николаевна. — Когда длительное время живешь в деревне (а мы с семьей живем по полгода в летний период уже много лет), начинаешь сильно чувствовать и понимать природные явления. Видишь рассветы так, как в городе их никогда не увидишь. Когда встаёт солнце, то сначала начинают петь птицы. Робко, тихонько… Потом к ним присоединяются ещё и ещё, громче и громче, и постепенно все сливается в дружный птичий гам. Причем каждая из птичек старается петь выразительнее других. Видимо, так они приветствуют восход солнца. Потом сгущается туман, становится холоднее, чем ночью. Поднимается ветер, и туман рассеивается. Или падает, если ветра нет. Птицы прекращают свой неистовый хор и занимаются своими делами. Если же среди дня собирается дождь, то тоже изменения в природе воспринимаются очень ярко. Надвигается туча и гонит впереди себя ветер, деревья шумят все сильнее и сильнее. Каждое дерево шумит по-своему, и получается этакая полифония Баха, как в оркестре. Природа так устроена, что есть в ней гармония, как в музыке. И эта гармония во всем. Шум дождя, ливень — все музыкальное. И это ощущаешь, слышишь и видишь только тогда, когда вокруг тебя поле, лес, речка, роща.

На картине «Березовая роща. Горшково» — весна. Снег уже подтаял. Проталины в первую очередь появляются во-круг деревьев. Деревья живые, теплые, к тому же начали набирать влагу в предвкушении весны. Листьев ещё нет, но уже набухли почки у кустарников, поэтому, если приглядеться, увидим мягкий, нежно-зеленый ореол вокруг веточек. Солнце припекает всё сильнее и сильнее и дает уверенность в наступающей весне и неизбежном лете. Природа оживает. Воздух становится пьянящим, свежим, вкусным…

Запах весны, запах коры деревьев, уже набухающих почек и… подснежников, которых нет ещё, но скоро будут, ощущаем и в другой картине художницы. Ещё снег лежит, холодно, но задний план освещается солнцем, он уже теплый, и деревья, и кусты уже не прозрачные, они уже чуть распушились и поэтому светло-охристые. Тени же на переднем плане холодные, но сквозь сосну пробиваются лучики солнца. Ждем весны и вдыхаем первый ее запах.

— Те, кто рос в районе, называемом «Семь ветров», непременно осваивали и зимой и летом маленькую речушку Холынку, которая была для нас, детей, всем, — рассказывает художница. — Летом мы лазили по горам этого «каньона» и представляли себя то индейцами, то бледнокожими, то «даками», то партизанами. Ловили раков (представьте, они там были) и мелкую рыбёшку, строили запруды из камней и переправы из обломков деревьев. Зимой надо было съехать вниз на санках и непременно провалиться. Если лёд крепкий, то его надо было обязательно продолбить. Остались воспоминания — морозный, но уже весенний воздух, солнце, речка уже течёт, и запах… Запах весны.

Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *