РЖЕВСКАЯ 7-Я ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАДИВИЗИЯ

Окончание. Начало в №№ 9, 10, 11

ШТРАФНИКИ

О штрафниках в воздушных армиях нам почти ничего неизвестно, но сегодня и с этих материалов в архивах сбросили занавес. Московский писатель, историк Вячеслав Шалагинов добрался и до этих дел с грифом «секретно», где сохранился Приказ N№ 084 от 24 августа 1942 года. В нём говорилось: «…пилот
5-го гвардейского авиаполка старший лейтенант Карасёв Александр Акимович в полку с августа 1941 года. Дисциплинирован недостаточно. Совершил 230 боевых вылетов, 36 на штурмовку, сбил 8 самолётов противника. 1 июля 1942 года, как командир звена, потерял в воздушном бою двух ведомых. В марте того же года по недисциплинированности при взлёте разбил ЛаГГ-3. Отдаётся под суд Военного трибунала…».

А.А. Карасёв, участвуя в воздушных боях в штрафной группе, был ранен, кровью смыл свою вину, был возвращён в свою эскадрилью, за это время пополнившуюся новыми истребителями и лётчиками, и вскоре ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вот что рассказал участник воздушных боёв в небе Ржева полковник в отставке Иван Евграфович Фёдоров: «Первоначально командарм 3-й воздушной армии хотел создать истребительную эскадрилью на базе 21-го ИАП под командованием аса этого полка старшего лейтенанта Емельянова. Однако 19 августа Павел Антонович Емельянов погиб севернее деревни Губино. Асы из других полков отказались встать во главе штрафного подразделения…».

13_2Истребительную штрафную группу неожиданно вызвался взять заместитель командарма Громова по технике пилотирования, участник войны в Испании, лётчик-испытатель КБ Лавочкина майор Фёдоров. Коневу кандидатура понравилась.

Людям, приговорённым военным трибуналом к штрафбату, под командованием майора Фёдорова предстояло кровью искупить свою вину. С одного взгляда было видно, что терять этим ребятам нечего.

Следующий день — 20 августа — стал днём крещения этих асов, воздушных сорвиголов. «Как-то поведут они себя во время боевых заданий, с полными баками горючего и полным боеприпасом? Неужто попытаются удрать к немцам?» — эти мысли всю ночь не давали покоя Фёдорову. Наутро, чтобы не вызвать у братии недоверия к себе и лишних подозрений, Фёдоров сам, без своих помощников, решил вылететь на задание с группой штрафников. Риск, конечно, был огромный.

Ребята сработали в воздухе блестяще. Оберегали командира. Сомнения о ненадёжности штрафников у Фёдорова рассеялись…

13_1В штрафники попадали лётчики, нарушившие воинскую дисциплину: за саботаж, трусость, посадку на фюзеляж, уклонение от выполнения задания, самоволку из части и т.д. Обидно было, когда в штрафбат попадали асы, имевшие более сотни боевых вылетов и большое количество сбитых самолётов противника.

Первое время штрафная эскадрилья находилась в штате 21-го авиаполка Ржевской 7-й гвардейской истребительной дивизии. Лётчики из штрафбата нередко выручали во время сложных, возникавших в воздухе ситуаций. Искупив свою вину, возвращались вновь в свой коллектив.

Военное время строго спрашивало за самые незначительные нарушения воинской дисциплины.

Однажды в августе 1942 года Героя Советского Союза А.А. Ковалёва, гвардии лейтенанта Н.Ф. Макаренко и А.М. Уроденко вместе с комеском Героем Советского Союза Лавейкиным чудом не расстрелял командующий Калининским фронтом И.С. Конев.

Командующему 3-й воздушной армии Громову позвонил Конев и приказал привести в исполнение приговор военного трибунала о расстреле четвёрки лётчиков Лавейкина 5-го гвардейского авиаполка Ржевской авиадивизии. Михаил Михайлович не стал убеждать в обратном Ивана Степановича, а поручил это исполнить командиру эскадрильи штрафников майору Фёдорову, который второй раз за время войны поставил под расстрел свою жизнь. Теперь он не допустил исполнения несправедливого смертного приговора над одними из лучших в Ржевской дивизии асами, лётчиками-истребителями, равных которым не было.

Лётчики, получившие приговор военного трибунала, с удвоенным рвением проявляли себя в штрафной эскадрилье. И не случайно двое из них стали Героями Советского Союза. И.П. Лавейкин стал генерал-полковником. Лётчики, приговорённые к смерти, вернулись в свой полк и дошли до Берлина, став героями воздушных сражений, умноживших славу Ржевской 7-й гвардейской истребительной дивизии.

Но свято место пусто не бывает. Штрафная эскадрилья время от времени пополнялась военными «преступниками». Нередки были и случаи беспредела отдельных самодуров — полковых комиссаров и уполномоченных военной разведки по личному составу. Об одном таком случае и таком беспределе комиссара полка рассказал командир штрафной эскадрильи майор Иван Фёдоров:

«… И надо же такому случиться, что пилоту Землякову попалась вздутая банка тушёнки. За обедом он попросил снабженца заменить. «Ешь, что дают!» — услышал молодой командир звена от интенданта. Их недолюбливали даже солдаты, а не только лётчики, все звали их «тыловыми крысами». В ответ на такую наглость Земляков смачно в его адрес выругался, не заметив сзади стоявшего комиссара. Мы все замерли: что-то сейчас будет? Комиссар подозвал пальцем к себе командира эскадрильи и, тыча пальцем в сторону Землякова, приказал: «Расстрелять!» И тут же сам выхватил из кобуры пистолет и произвёл несколько выстрелов. Земляков не успел слова сказать в свою защиту, как повалился в траву мёртвым.

Самовольные расстрелы солдат и офицеров комиссаром Тутовым были не единичны. Вскоре этот дикий случай дошёл до командующего 30-й армии Д.Д. Лелюшенко. Он распорядился отправить комиссара в штрафной батальон, лишив его офицерских званий. Штрафники были окружены немцами и полностью уничтожены».

ШТУРМУЯ НЕБО ГОЛУБОЕ

…Тогда, в сентябре 1942, воздушные бои с нашими лётчиками вели асы фашистской эскадры. Решительным и смелым лётчиком-истребителем 5-го гвардейского авиаполка был командир первой эскадрильи (Ржевской 7-й гвардейской дивизии) Григорий Онуфриенко. Он заменил погибшего в воздушном бою в районе Духовщины Петра Коваца.

Самолётом Миг-3 Онуфриенко владел в совершенстве. Человеку всего 25, а за плечами 110 вылетов, 33 воздушных боя, большинство из них были проведены в небе Ржева и района. Им были сбиты девять самолётов противника.

…Во второй половине сентября командующий Ржевской 7-й гвардейской истребительной дивизией полковник Вячеслав Михайлович Забалуев, военком Иевлев были отстранены М.М. Громовым от руководства дивизией, после нагрянувшей инспекции полковника Василия Иосифовича Сталина с формулировкой «За нераспорядительность».

Странная формулировка. Ранее с такой же формулировкой был отстранён от должности командир 5-го гвардейского авиаполка Ржевской дивизии, подполковник Юрий Михайлович Беркаль и его комиссар. Тогда был назначен командиром 5-го гвардейского, командир эскадрильи В.А. Зайцев, Герой Советского Союза, закалённый ещё в советско-финской войне.

Зайцев совершил 299 боевых вылетов, уничтожил 22 вражеских самолёта, и к концу войны стал дважды Героем Советского Союза, первую звезду получил под Ржевом.

Следует вспомнить, что гвардии полковник Зайцев личным примером воспитал целую плеяду воздушных бойцов, мастеров, асов, одного имени которых боялись противники, увидев их краснозвёздные истребители в воздухе, в котором слышались в эфире их панические возгласы:

— Ахтунг! Ахтунг! В небе асы Зайцева!..

Враги боялись, когда появлялись в небе Ржева лётчики-истребители, гвардейцы Иван Павлович Лавейкин, Григорий Денисович Онуфриенко, Иван Петкович Бородин, Павел Антонович Емельянов, Виталий Иванович Попков, Иван Евграфович Фёдоров, Иван Иванович Мещеряков, совершивший два воздушных тарана, один из них над Ржевом, Пётр Семёнович Ковац, Анатолий Михайлович Соколов, политрук 5-го гвардейского, Николай Павлович Городничев, Александр Александрович Кондратюк, Павел Ильич Песков, Евгений Власович Быковский, Александр Иванович Орлов, совершивший 626 боевых вылета, провёл 56 боёв, лично сбил 14 самолётов противника, Василий Васильевич Ефремов.

Почти все они стали Героями Советского Союза, а В.И. Попков и В.А. Зайцев — дважды. Они были бесстрашными воздушными бойцами Ржевской истребительной дивизии, искусными тактиками воздушного боя, атаковали врага дерзко, решительно. И всегда побеждали.

В Ржевской гвардейской дивизии были и те, кто редко упоминается в оперативных сводках архива, но их имена стали известны из мемуарных источников. Это батальонный комиссар Виктор Петрович Рулин, первый командир 5-го гвардейского полка Тимофей Григорьевич Вихров. Его заместитель гвардии майор Комаров умножали славу полка у озера Хасан на Халхин-Голе.

P.S. К концу мая 1942 года в 5-м гвардейском авиаполку уже было 9 Героев Советского Союза, а к концу войны — 12. Восемь Героев — в 21-м авиаполку. 16 января 1942 года на полевом аэродроме под Торжком 5-му авиаполку было вручено Гвардейское знамя. В марте 1943 Ржевская 7-я гвардейская истребительная дивизия после получения новых истребителей Ла-5 продолжила свой боевой путь на Сталинградском направлении. К маю 1943 года только на Калининском фронте в составе 3-й воздушной армии Ржевская дивизия произвела свыше десяти тысяч самолётовылетов, лётчики-истребители в воздушных боях в небе Ржева и области сбили более 200 самолётов противника.

4 мая 1943 года 7-я гвардейская авиадивизия была удостоена почётного звания «Ржевской», а улица Садовая стала 7-й гвардейской.

За годы войны Ржевская дивизия была награждена орденом Красного Знамени, орденом Суворова, орденом Кутузова II-й степени.

Николай ШАПОВАЛ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *