Отец космонавта — герой Ржева

Мы много знаем о войне, героях, сражавшихся с врагом в небе Ржева. Журналисты, краеведы находят всё новые неизвестные (или малоизвестные) страницы о тех, кто приближал день освобождения города на верхней Волге.

Одним из тех, кто в 1941-1943 годах прикрывал с воздуха наши наземные войска от фашистских налётчиков при освобождении Ржева, был отец космонавта Александра Лавейкина, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Иван Павлович Лавейкин.

Судьба героя Ржева в августе 1942 года чуть было не закончилась по причине скоропалительно принятого решения командармом И.С. Коневым…

В начале декабря 1941 года весть о победе Красной Армии под Москвой и провале гитлеровского плана окружения советской столицы обрадовала наших воинов, радовались все народы многонациональной страны.

Но до полной победы было далеко. Фашисты зверствовали. «Удерживая наступления немцев под Москвой, лётчики совершили 1,416 боевых вылетов, сбросили на врага 79,700 авиабомб. Экипажи авиаполков уничтожили 188 вражеских самолётов, 155 танков и бронемашин, 17 цистерн с горючим, более 400 автомашин с грузами и войсками противника». (А.А. Дубровин «Пикировщики», Воениздат, 1988 г.).

Этой победе способствовала даже сама природа. Люди, пережившие войну, помнят, как уже в ноябре мороз крепко сковал землю Верхневолжья. Как немцы портками спасали обмерзающие уши. В декабре валил снег, буйствовали метели. Вражеская техника была завалена сугробами, дорог не было видно. А после снегопада, когда небо ночью покрывалось звездами, мороз зашкаливал за 30-градусную отметку.

8 января 1942 года Калининский фронт начал Ржевско-Вяземскую операцию.

«Умрём, но не пропустим врага к Москве!» — клялись у знамени полка командиры, лётчики, техники 5-го гвардейского, стоявшего у деревни Ладьино.

— Фашисты пожалеют, что пришли на нашу землю, — сказал на коротком митинге командир эскадрильи капитан Иван Лавейкин. Ещё не окончился митинг, как с КП поступила команда:

— Эскадрилья капитана Лавейкина, на старт!

Через несколько секунд поднялись в воздух истребители. Группа фашистских самолётов приближалась к полевому аэродрому. Огненные трассы Лавейкина пропороли брюхо ведущему мессеру. Круто заложив вираж, комэск вновь зашёл в атаку…

Вспоминая тот воздушный бой его шестёрки, Иван Павлович скажет: «Мессеры крутились за нами, как лиса вокруг ежа. Их было девять, нас — шестеро. Эта воздушная круговерть закончилась для противника потерей трёх машин».

Ветераны Великой Отечественной помнят, как в том же январе 1942-го закончились мытарства на рубежах обороны под Москвой и Ржевом. Здесь был похоронен гитлеровский план «молниеносной войны». Враг вынужден был, сопротивляясь, оставлять занятые рубежи.

12_2Враг упирался, держась за Ржев. Напряжённую борьбу с авиацией противника вели советские лётчики. Зенитчики помогали прикрывать небо от фашистских бомбардировщиков. Среди прославленных мастеров воздушного боя был будущий отец космонавта Александра Лавейкина, Иван Павлович Лавейкин, его боевой друг Николай Павлович Дмитриев, Василий Васильевич Ефремов, Павел Ильич Песков, старший лейтенант Караев.

Об одном из самых тяжёлых воздушных боёв в небе Ржева писала газета «Комсомольская правда»: «…Восемь дней наши войска дрались на окраине Ржева у села Полунино. Неоднократные попытки овладеть этим мощным узлом не увенчались успехом, — пишет А. Илларионов. — Из-за опасных лётных условий авиация не могла оказать наземным войскам эффективной помощи. Погода препятствовала и работе бомбардировщиков.

При малейших признаках просветления в небе, самолёты вылетали на боевые задания, заранее определённые командованием. Войска, сражавшиеся под Ржевом и Зубцовом, требовали прикрытия с воздуха. Фашисты стремились остановить наступление, выпускали в воздух большие группы бомбардировщиков, их прикрывали десятка два, а иногда и больше, мессершмиттов.

Это было в марте. Группу советских истребителей «ЛаГГ-3» возглавил командир эскадрильи гвардии капитан Лавейкин. Два звена после выполнения боевого задания возвращались на базу. Над Ржевом они встретили восемнадцать фашистских бомбардировщиков «Ю-87» и двенадцать мессершмиттов, сопровождавших их.

Несмотря на многократное численное превосходство, комэск решил созорничать. Он рассредоточил свою группу истребителей так, что ослеплённые фашисты не успели их сосчитать. Шестёрку Лавейкина они приняли за превосходящую их численность, струсили. «ЛаГГ-3», оснащённые реактивными снарядами, вполне могли разнести их в щепки.

После первой атаки группы капитана Лавейкина, когда к земле стали уходить сбитые вражеские самолёты, бомбардировщики стали избавляться от смертоносного груза, поспешили унести ноги на занятую ими территорию. Увидев, как один за другим загораются их юнкерсы, фашистские истребители, не ввязываясь в бой, позорно бежали. Семь бомбардировщиков зарылись в землю на поле боя».

«ДОГНАТЬ И АТАКОВАТЬ…»

Таков был принцип лётчика-истребителя, гвардии капитана авиации Ивана Лавейкина. В книге «В небе над Ржевом» автор этих строк лишь вскользь упомянул имя этого боевого лётчика. Участие Ивана Павловича в боях за Ржев оказалось недостаточно раскрытым.

Отец будущего космонавта, участник воздушных боёв за Ржев, генерал-майор авиации Иван Павлович Лавейкин родился 2 августа 1921 года в Смоленске, в семье рабочего. Окончил среднюю школу, ФЗУ и местный аэроклуб. Работал на заводе фрезеровщиком. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии, направлен на учёбу в Одесскую военно-авиационную школу, которую окончил в 1940 году. На Калининский фронт прибыл в июне 1941 года, когда ещё Ржев не был занят фашистами. Свой первый вылет на боевое задание сделал с ржевского аэродрома. В составе 129-го авиаполка в районе Ржева сбил первый вражеский самолёт «Ю-88».

Потом были в прицеле его истребителя «Ме-109-й» и «ХШ-126-й». Не единожды вступал в воздушное единоборство с «мечеными тузами» немецкой авиации и выходил из боя победителем.

Иван Павлович Лавейкин под Ржевом получил свою первую боевую награду — орден Красного Знамени. Тогда 129-й авиаполк отражал налёты вражеской авиации на Ржев. В одном из завязавшихся воздушных боёв при троекратном преимуществе противника, при первой же контратаке, группа Лавейкина сбила три мессера.

С января 1942 года 129-й авиаполк под командованием капитана Юрия Михайловича Беркаля совершал боевые вылеты на задания с аэродромов Торжокского района. За два с половиной месяца 1942 года боевых действий лётчики 129-го (5-го гвардейского) авиационного полка уничтожили в воздушных и наземных боях на аэродромах противника 82 самолёта, 120 автомашин, подавлены 12 зенитных батарей противника.

В апреле-июне 1942 года стояла ненастная погода, но вылеты наших истребителей и бомбардировщиков не прекращались. Немцы в такую погоду пьянствовали, не рисковали своими самолётами. Для советского лётчика такая погода, хоть и с большим риском, была самая подходящая для уничтожения вражеских самолётов на их аэродромах. На эту рискованную «охоту» на врага любил ходить со своей группой капитан Лавейкин. Результат был ошеломляющий. Группа Ивана Павловича на длительное время вывела из строя ряд аэродромов и находившиеся на них самолёты, подготовленные к участию в наступательной операции на Ржевско-Сычёвском направлении.

Что же касается Ржевско-Сычёвской операции, послужившей началу интенсивного наступления наших войск, то она преследовала цель облегчить тяжёлое положение под Сталинградом — оттянуть на себя силы вражеских войск, сковать резервы врага и воспрепятствовать их переброске к берегам Волги.

О январских боях 1942 года в военных мемуарах сказано немного. В итоге периода Ржевско-Вяземской операции в районе Оленино в окружении оказались семь немецких дивизий, девять — в районе Ржева и Сычёвки. Здесь наши лётчики прошли суровую, но настоящую школу боевого мастерства. 2 августа, в день своего рождения, командир эскадрильи майор Иван Лавейкин сбил под Ржевом восьмой самолёт противника. Это был достойный пример командира молодым пилотам.

Лётчикам полка Баранову, Зудилову, Томильченко, Боровых едва исполнилось по двадцать.

«Молодые, но это были лётчики лучше бывалых, — вспоминал спустя годы Иван Павлович. — Они в короткое время освоили новые образцы истребителей и достойно выдержали испытание в воздушном бою».

…Обстановка на Калининском фронте требовала от командующего 3-й Воздушной Армией Громова нещадно эксплуатировать имеющуюся в его распоряжении летательную технику и личный состав. Очередная встреча пятёрки Лавейкина с вражескими летунами состоялась 19 августа. Рассредоточившись в пространстве над сражавшимися на земле войсками, пятёрка Лавейкина выполняла боевую задачу по прикрытию наших войск в районе деревни Бурково Ржевского района.

Помешать выполнению боевого задания осмелился в одиночку «Ме-109 ф». Он атаковал лётчика-истребителя группы Лавейкина, старшего лейтенанта Емельянова. Атака вынырнувшего из облаков фашиста была настолько неожиданной, что лётчик не успел даже подать сигнал своим товарищам. С дистанции 50-60 метров мессер почти в упор нанёс удар по «ЛаГГ-3». Машина Емельянова загорелась и с переворотом ушла к земле севернее деревни Губино.

Комэск Лавейкин с опозданием увидел случившееся с его лётчиком, и пытавшегося скрыться бегством фашиста, догнал его и принудил убегавшего труса принять бой. «Догнать и атаковать убегающего врага» было неписаным правилом для эскадрильи Лавейкина. Завязался воздушный бой. Увернуться фашисту не удалось. Лавейкин зашёл к мессеру с хвоста, нажал на гашетку. Очередь поразила баки с топливом. Взрыв был таким сильным, что «ЛаГГ» Лавейкина отбросило в сторону. Огненный шар покатился к земле. «Смельчак» наказан. Воспользоваться парашютом фашист не смог.

На конец августа 1942 года, по официальным данным, 5-м гвардейским авиаполком было сбито вражеской летательной техники 111-ть единиц.

Одна атака следовала за другой. Немцы забыли о своём предназначении прикрывать бомбардировщиков. Имея численное превосходство, они увлеклись «охотой» за пятёркой Лавейкина. В этой неравной схватке Иван Павлович сбил ещё один «Хенкель», а Ефремов мессера. Ещё один мессершмитт-111-й сбил удачным манёвром Борис Журин… Двадцать минут шёл этот тяжёлый поединок советской и вражеской авиации. Противник недосчитался пяти самолётов. Израсходовав все боекомплекты, дал стрекача. Группа гвардейцев Лавейкина вернулась на базу без потерь.

По версии военных историков, 23 августа — определённая дата окончания Ржевско-Сычёвской операции — условно-приблизительная. Бои с немецко-фашистскими захватчиками на Ржевском направлении на земле и в воздухе шли и весь сентябрь, и часть октября. 24 сентября 1942 года (как говорится в военной энциклопедии) была последняя отчаянная попытка войск Калининского фронта овладеть Ржевом. Но, как известно, и на этот раз немцы удержали город, боясь потерять возможность и мечту восстановить путь на Москву.

Николай ШАПОВАЛ

Продолжение

в следующем номере

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *