Архивы за День: 11.08.2020

Иван Дедов, выпускник школы № 9, золотой медалист: «СЛОЖНО ТОЛЬКО НАЧИНАТЬ, ПОТОМ СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНО»

— Иван, позволь поздравить тебя с окончанием школы, с золотой медалью и со столь впечатляющим успехом на итоговой аттестации — знаю, что на ЕГЭ по русскому языку и информатике ты набрал 100 баллов, это максимально возможный результат. Нарушая традицию, хочу сразу спросить о дальнейших планах. Куда собирается поступать стобалльник Иван Дедов?

— Думаю, что моих баллов по ЕГЭ вместе с индивидуальными достижениями достаточно для поступления в Высшую школу экономики на факультет прикладной математики и информатики или Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. Профессия программиста востребована, в дальнейшем можно будет пробовать себя в самых разных сферах деятельности.

— Почему именно программирование? Ведь это дано далеко не каждому. Что происходит в головах у математиков?

— Заставить полюбить математику и информатику, конечно, нельзя. Но, я думаю, научиться мыслить логически, математически может каждый, если он сам этого захочет. Самое сложное, как и в любом другом деле, это начать. А потом приходит понимание, пробуждается интерес, даже некий азарт. Составляешь план, намечаешь, какой конечный продукт ты хочешь получить, изучаешь теорию. Делаешь черновой вариант, а потом уже начинаются бесконечные проверки и доработки. Наиболее привлекателен для меня именно сам процесс решения задачи или составления программы, но и результат, который удается получить, тоже, конечно, радует и вдохновляет на что-то новое. Это как создание скульптуры, когда некий образ, мечта воплощается в реальные очертания.

— Ты как будущий программист считаешь, что можно запрограммировать все процессы и построить математические модели всего происходящего в нашем мире?

— Нет, конечно, не всего. Ведь были определены семь математических проблем, так называемых задач тысячелетия, решение которых до сих пор не найдено. Одну из них удалось решить Григорию Перельману. Он доказал гипотезу Пуанкаре. Остальные шесть задач пока остаются нерешенными. И будут ли они решены? Ответа на этот вопрос пока нет.

 — Тебя привлекает именно программирование, а не компьютеры?

— Да, мне интересна теория. Работать, как говорят, с железом, то есть, с самими компьютерами, у меня не очень получается.

— Правильность своего варианта решения экзаменационной задачи по информатике тебе пришлось отстаивать перед апелляционной комиссией. Ты настолько был уверен в своем решении?

— Был уверен, иначе бы не пошёл на апелляцию. Я знал, что буду сдавать информатику, еще в 9-м классе, а в 11-м начал основательную подготовку к ЕГЭ. В начале года я много учился по интернету, смотрел прямые трансляции (стримы). Чтобы успешно сдать информатику, нужно знать всего шесть-семь тем, но вы-учить их нужно очень хорошо и иметь сильную математическую базу. Все 23 задачи с кратким ответом из первой части я сделал минут за сорок. Вторая часть содержит четыре задачи с полными ответами. Три из них оказались достаточно простыми и тоже не вызвали затруднений. А вот 27-я решалась методом динамического программирования, который я хорошо знал. Я обрадовался и решил ее, как мне казалось, абсолютно правильно. После экзамена у нас начинаются сомнения в правильности своих ответов, но именно в последней задаче я даже не сомневался. И очень удивился, когда увидел, что потерял два первичных балла именно на 27-й задаче. Просмотрел сканы своих работ, все перепроверил, отправил решение тому человеку, с которым занимался на трансляциях, показал моей учительнице по информатике Ирине Степановне Куценко. Они тоже не увидели ошибки. И я пошел на апелляцию.

— Многие боятся этой процедуры и отказываются от нее, решая не рисковать.

— Нет, я не боялся и не сомневался. Меня поддержала Ирина Степановна, она уже раньше сталкивалась с подобными ошибками экспертов. Апелляция проводилась дистанционно, и мне пришлось ждать три часа, пока появится связь. А сама процедура заняла буквально минут пять-десять. Эксперт из конфликтной комиссии показал мне мои ответы и сказал: «Мы прогнали твою программу на тестах, все правильно, вот тебе твои четыре полных балла». Мне даже не пришлось ничего доказывать, хотя я был готов к тому, что придется отстаивать свою позицию, пояснять, как работает моя программа.

— Обрадовался?

— Я знал, что у меня всё правильно и должно быть 100 баллов. Можно сказать, я получил то, что заслужил. Это справедливо. Хотя осадок какой-то остался. Почему сразу не поставили четыре балла? Я решил для себя, что экзаменующий, должно быть, просто устал и подошел к проверке формально. Словом, не подать на апелляцию было бы глупо с моей стороны.

— По математике ты получил 92 балла. Не получилось 100?

— Вот как раз по математике я планировал максимальный результат. На самом деле, это вполне реально. Но мои учителя говорят, что все-таки мне не повезло с вариантом. Задание было, действительно, очень сложное.

— Ты уже прошел этот путь. Итоговая аттестация позади. Хотелось бы услышать твое, теперь уже взрослое и честное, мнение о ЕГЭ.

— Я считаю, что ЕГЭ — это плохо реализованная хорошая идея. Стоило бы многое изменить. Например, для того, чтобы сдать русский язык или историю, нужно сделать абсолютно все задания и написать сочинение. А стоило бы предоставить выпускнику возможность самому выбирать задание для получения того количества баллов, которое он определил для себя сам, исходя из своего уровня подготовки. Проверка экспертов должна быть более прозрачной, контролируемой. Это их работа, и они должны вникать в то, что проверяют, а не просто механически сверять с распечатанными критериями. Не только на ответ смотреть, а и на ход решения.

— Иван, судя по высшему баллу по русскому языку, твои интересы не замыкаются исключительно на математике и информатике? Что помогло получить 100 баллов на ЕГЭ?

— Проблем с грамотностью у меня не было никогда. Часто я просто интуитивно понимаю: вот здесь нужна запятая, без нее предложение просто не читается, а вот тут нужно написать именно эту букву, потому что иначе слово плохо выглядит.

— Врожденная грамотность — это хорошо. Но вот твоя учительница Людмила Васильевна Зуева утверждает, что ты настоящий трудяга и ни разу не пришел на урок с невыученным правилом или невыполненным домашним заданием.

— Правила, безусловно, нужно учить. Как же иначе? Я рано начал читать и делаю это постоянно. В отличие от многих ребят, всегда читал рекомендованные книги на летних каникулах. Считал, что когда-нибудь это может пригодиться. Каких-либо предпочтений при выборе книг нет. Смотрю отзывы и начинаю читать.

— Ты считаешь удачным выбор произведений для изучения в
школе?

— В целом, да. Школьная программа включает в себя произведения тех авторов, которые должен прочитать каждый. Но, думаю, некоторые стоило бы читать в более старшем возрасте. Например, я не смог прочитать в 6-м классе «Дубровского», мне совсем не понравился роман, но если бы знакомство состоялось несколько позже, то, возможно, я бы воспринял его по-другому.

— Знаю, что твои сочинения отличаются логической продуманностью и стройностью изложения. Это, очевидно, оценили и эксперты ЕГЭ. Но многие ребята, которые собираются в технические вузы, считают изучение литературы и подготовку к ЕГЭ едва ли не пустой тратой времени.

— В чем-то я с этой точкой зрения согласен. Зачем тому, кто собирается заниматься, например, теоретической физикой, писать сочинение на ЕГЭ? Считаю, для проверки его уровня достаточно декабрьского сочинения. Тем более оно позволяет более полно раскрыть свои мысли. Но человек любой специальности должен быть грамотным и хорошо владеть языком. Разве приятно читать безграмотный текст с ошибками? А ЕГЭ вполне отражает уровень грамотности. И потом, важно учить русский язык на протяжении всего школьного обучения, а не за два-три месяца до экзамена.

— Поделись с теми, кому еще предстоит сдавать экзамены, как правильно к ним готовиться?

— У меня не было репетиторов. Я готовился самостоятельно по трансляциям в интернете. Это очень хороший способ подготовки, но здесь важна самодисциплина. Я не очень понимаю тех, кто рассказывает, что сидит за учебниками по 24 часа в сутки. Для меня это просто нереально. И я не думаю, что такая работа «на износ» способна принести хорошие результаты. Главное — регулярность занятий. Я пытался составить для себя план подготовки, но его сложно соблюдать. И вообще, подготовка к экзамену — это дело очень индивидуальное. Каждый решает, как лучше для него самого. Во время учебы стоит принимать участие в олимпиадах. Это отличный способ проверить свои знания, психологически подготовиться к ЕГЭ. И такой тренировкой можно заниматься каждый год.

— Иван, все вокруг меняется, обновляется. Как ты считаешь, нужно ли меняться школе? Каким должно быть образование в XXI веке?

— Думаю, многим учителям нужно искать новые подходы к преподаванию. Объяснение материала должно быть не только понятным, но и интересным. Ведь иногда ученику необязательно зубрить все подряд. Стоит объяснить, когда нужно выучить, а когда понять, помочь применить какие-то новые методы запоминания.

— Но ведь молодежь, которая могла бы учить по-новому, в школу не идет…

— Дело в очень маленьких зарплатах. Если человек получил хорошее образование, он вправе рассчитывать, что за свой труд, который он добросовестно выполняет, будет получать достойное вознаграждение. Это совершенно нормально, правильно. Тем более что с детьми работать действительно сложно. Не стоит валить на учителей все свои неудачи. Сейчас возможностей для самообразования более чем достаточно.

— А если пофантазировать, что зарплаты учителей вдруг чудесным образом станут достойными? Ты пришел бы в школу после окончания вуза?

— Да. Мне довелось иногда заменять учителя. Я старался максимально интересно и доходчиво объяснить материал. Правда, жаль, что большинству ребят все это просто не нужно.

— О какой студенческой жизни ты мечтаешь?

— Хочется оказаться среди ребят, которым интересно то, чем они занимаются. Чтобы мы все оказались на одной волне.

— Желаю исполнения всех надежд и планов! Спасибо за интервью.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

БОЛЬШЕГРУЗЫ ПУСТИТЬ В ОБЪЕЗД

Вопрос об ограничении движения большегрузных машин на территории Ржева, рассмотренный 30 июля на заседании комиссии по безопасности дорожного движения, назрел давно. Фуры едут через Ржев днем и ночью, создавая неудобства для других участников движения и нанося урон городским дорогам. Если междугородные трассы изначально рассчитаны на то, чтобы выдерживать большой трафик и весовую нагрузку, то сказать этого о дорогах местного значения нельзя. Кроме того, бремя их содержания ложится на местный бюджет, тогда как наибольший ущерб дорожному покрытию и основанию наносит именно тяжелый транспорт. И не только верхнему слою полотна, но и расположенным под ним коммуникациям и конструкциям. Таким, например, как водопропускная труба (дамба) по ул. Краностроителей. А сколько раз фуры застревали под виадуком по дороге на Осташков и обратно, напрочь перекрывая движение на несколько часов?

ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕПОПРАВИМОЕ

В последних числах июля в Калязинском районе произошло страшное ДТП. Столкнулись два автомобиля и скутер, на котором ехали дети. Все трое детей погибли: двое на месте, один по дороге в больницу. Водитель автомобиля, который для обгона вышел на встречку и столкнулся там со скутером, был трезв.

ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ О РАЗНОМ

29 июля глава Ржева провёл очередной приём по личным вопросам

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

АЛИМЕНТЫ И ПОСЛЕ 18-ТИ

Право на алименты могут распространить на 18-летних учеников до окончания общеобразовательной школы. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. Семейный кодекс предлагается дополнить новой статьей 85.1, в которой прописывают обязанность родителей содержать своих трудоспособных совершеннолетних детей до получения ими общего образования. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, их размер должен быть определен судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что ст. 80 СК РФ предусматривает обязанность родителей по содержанию только несовершеннолетних детей (не достигших 18-летнего возраста), а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Однако на практике совершеннолетие не всегда совпадает с финансовой независимостью человека, поскольку среднее школьное образование предусматривает 11-летнее обучение и часто ребенку исполняется 18 лет в период учебы в 10-11-х классах. В этом случае бремя содержания ребенка ложится только на одного родителя, с которым он проживает, что не соотносится с нормами закона. Кроме того, достигшему совершеннолетия трудоспособному учащемуся средней школы практически невозможно совмещать работу с учебой. Принятие законопроекта позволит решить эту проблему — родителей обяжут содержать своих трудоспособных совершеннолетних детей до получения ими общего образования.

НЕ ИНДЕКСИРУЕШЬ — НАКАЖУТ

Роструд ответил на вопрос о последствиях непроведения работодателем индексации заработной платы (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 мая 2020 года № ПГ/24272-6-1). В ведомстве напомнили, что в силу ст. 134 Трудового кодекса обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права; другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Порядок индексации заработной платы в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, может быть установлен в том числе коллективным договором. Ответственность за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору установлена ст. 5.31 КоАП.

Однако, как подчеркивают в Роструде, при неиндексации заработной платы в сроки и размерах, предусмотренных коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, работодатель также нарушает ст. 22, ст. 136 ТК РФ. В итоге Роструд пришел к выводу, что непроведение индексации оплаты труда работников организации, повлекшее выплату заработной платы в неполном объеме, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а не ст. 5.31 КоАП РФ, так как указанными действиями организация нарушает нормы ТК РФ, регулирующие отношения, связанные с индексацией и выплатой заработной платы.

ТЕСТИРОВАНИЕ — ЗА СЧЁТ РАБОТОДАТЕЛЯ

По мнению Федерального фонда ОМС, взятие мазка из носо- и ротоглотки для проведения обследования на COVID-19 работникам медицинских организаций, которые имеют риск инфицирования при профессиональной деятельности, но не имеют симптомов COVID-19, осуществляется за счет средств работодателя.

Согласно абз. 12 ч. 2 ст. 212 и ч. 2 ст. 213 Трудового кодекса работодатель за счет собственных средств обязан организовать проведение в том числе обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров некоторых категорий работников, в том числе работников медицинских организаций, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Федеральный фонд ОМС обозначил свою позицию и по вопросу оплаты лабораторного обследования на выявление COVID-19 за счет средств ОМС.

По его мнению, не относится к страховому случаю и не может финансироваться за счет средств ОМС:

— обследование на COVID-19 контактных лиц с больными COVID-19, не имеющих симптомов инфекционного заболевания (источник оплаты указанных исследований ФФОМС в письме не раскрывает);

— обследование на COVID-19 лиц, прибывших из регионов или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, не имеющих симптомов инфекционного заболевания (источник оплаты также не раскрыт);

— обследование на COVID-19 работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности, не имеющих симптомов COVID-19 (напомним, что этим лицам взятие мазка из носо- и ротоглотки для проведения обследования на COVID-19 осуществляется за счет собственных средств работодателя).

Обоснование следующее: эти исследования не предусмотрены положением об организации медицинской помощи, клиническими рекомендациями и порядком оказания медицинской помощи, а также стандартом медицинской помощи.

ОФОРМЛЕНИЕ КАРТЫ «Мир» ПРОДЛЕНО

Постановлением Правительства РФ переходный период, в течение которого пособия можно перечислять на карты иных платежных систем, продлен до 1 октября. Это касается и пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС России.

После указанной даты пособия будут перечисляться только на карты платежной системы «Мир» либо на банковский счет, к которому не привязаны пластиковые карты других расчетных систем, либо почтовым переводом.

Ранее постановлением Правительства РФ № 1466 предписывалось, что все выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, и пособия по материнству должны зачисляться на карты «Мир» с 1 мая 2019 года. Был установлен и «переходный период»: если до 1 мая 2019 года работник уже получал перечисленные пособия на карту иной платежной системы (например, Visa и MasterCard), то выплаты можно было переводить на ту же карту. Делать это разрешалось до наступления более ранней из дат: окончания срока действия карты или 1 июля 2020 года. Предполагалось, что окончательный переход на карты «Мир» для получателей пособий завершится к 1 июля 2020 года. Теперь этот срок продлен на три месяца — до 1 октября.

«НАРОДНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ» В ДЕЙСТВИИ

В бюджетное законодательство были внесены поправки, касающиеся закрепления правовых основ инициативного бюджетирования. Новая редакция Бюджетного кодекса вступает в силу со дня официального опубликования закона.

Так, в частности, предусматривается дополнение перечня неналоговых доходов бюджетов инициативными платежами, которые будут использоваться для финансового обеспечения инициативных проектов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Напомним, под инициативными платежами подразумеваются добровольные платежи юридических и физических лиц в целях реализации инициатив жителей по решению конкретных вопросов местного значения.

Кроме того, урегулируется вопрос отражения в местных бюджетах инициативных платежей — они будут относиться к неналоговым доходам и исключаться из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов в целях обеспечения направления указанных средств исключительно на реализацию инициатив жителей.

Минфин России наделяется полномочиями по осуществлению методического обеспечения планирования расходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) на реализацию инициативных проектов, а также методическому обеспечению формирования информации о соответствующем бюджете в доступной (понятной) для граждан форме.

НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРИЁМА В ВУЗЫ

К учебному 2021/22 году Минобрнауки России готовит новый порядок приема в вузы. Соответствующий проект размещен для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных актов Минобрнауки России. Планируется, что новый порядок вступит в силу уже 1 сентября текущего года, но применяться будет при приеме в 2021/22 учебном году.

Порядок во многом схож с текущими правилами: сохраняется использование результатов ЕГЭ, количество вузов для подачи документов, сроки приема и зачисления практически не меняются. Использование суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» оставлено на усмотрение вуза.

Утверждение нового порядка связано с необходимостью учета развития многопрофильности образовательных программ, развития дистанционных технологий и электронных форм взаимодействия вузов с абитуриентами.

СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ И СОЦРАБОТНИКИ ПО СЕРТИФИКАТАМ?

Принят федеральный закон о государственном (муниципальном) социальном заказе на предоставление государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Основная идея принятия — доступ негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление соцуслуг населению. У потребителя появится возможность выбора исполнителя услуги, что должно повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг в образовании, здравоохранении, соцзащите, занятости населения, спорте и туризме.

Исполнители услуг отбираются на конкурсной основе среди государственных и негосударственных организаций и предпринимателей.

Физическому лицу, имеющему право на бесплатную услугу или с частичной оплатой, выдается сертификат на оказание услуги (электронный или бумажный, может быть оформлен сразу на несколько услуг). С этим сертификатом можно обращаться к понравившемуся исполнителю, сведения о котором есть в специальном реестре.

Закон вступает в силу 1 сентября 2020 года в отдельных регионах и действует до 1 января 2025 года.

ИЗМЕНИЛИСЬ УСЛОВИЯ САМОИЗОЛЯЦИИ

14-дневная изоляция распространяется только на лиц, вернувшихся в Россию вывозными международными рейсами. Иностранцы и апатриды также должны соблюдать самоизоляцию со дня прибытия в Россию.

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ

Минтруд определил прожиточный минимум в целом по России за 1-й квартал 2020 года. На душу населения его величина составляет 10843 рубля, для трудоспособного населения — 11731 рубль, для пенсионеров — 8944 рубля, для детей — 10721 рубль.

Подготовила Светлана КУДРЯВЦЕВА