Архивы за День: 02.09.2020

Ольга Александровна Дудкина, заведующая Ржевским краеведческим музеем: ИСТОРИЯ НЕ ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫХ

— Ольга Александровна, очень часто, разговаривая с людьми, по-настоящему влюбленными в свою работу, с удивлением узнаю, что выбор профессии был случайным.

— Да, в музей попала случайно. По образованию я историк, работала в сельской школе. И ровно 32 года назад, в сентябре 1988 года, пришла в музей временно заменить одну из сотрудниц. Я очень благодарна Валентине Григоренко за это приглашение, которое определило мою судьбу. Она стала моим наставником, а я нашла дело своей жизни.

Музейная экспозиция в нынешнем здании музея к тому времени была открыта уже пять лет. Я многому научилась у Валентины Николаевны: особому подходу к экспонатам, проведению экскурсий, общению с людьми.

— До прихода в музей Вы занимались краеведением?

— О краеведении я не знала ничего, как, в общем-то, и большинство из нас. В школе историю родного города не изучали. И даже когда я пришла в музей, мы занимались в основном военной тематикой. Хотя, конечно, собирали экспонаты по дореволюционной истории, советскому периоду, готовили тематико-экспозиционные планы в надежде, что рано или поздно в городе появится краеведческий музей. Случилось это только в 2006 году. Большой плюс — то, что мы являемся филиалом Тверского объединенного государственного музея, в котором трудятся опытнейшие сотрудники, такие как Светлана Герасимова. Поэтому в плане научной поддержки и помощи в создании экспозиции нам очень повезло. И когда к нам приезжают из столиц, областного центра, первоначальное отношение к музею как к провинциальному, маленькому, а значит, не очень интересному, меняется при его осмотре. Наш музей — современный, с интересной и грамотно продуманной экспозицией. Музей высокого уровня именно по содержанию.

— Но ведь мы не можем похвастаться какими-то уникальными старинными экспонатами?

— Не можем. И я обычно в самом начале экскурсии рассказываю, что у нас действительно нет таких экспонатов, что наша уникальная музейная коллекция была утрачена во время войны и все, что вы видите, было собрано уже в послевоенное время. Но после осмотра люди обычно удивляются, как интересно подобрана экс-позиция, какие оригинальные и неповторимые экспонаты им удалось увидеть. А ведь в запасниках музея находятся тысячи единиц хранения.

— А если бы свершилось чудо, и город смог вновь обрести свою утраченную музейную коллекцию?

— О, это был бы музей совсем другого уровня! И у нас есть надежда! Светлана Александровна много работала над поиском утраченных в годы войны экспонатов, и ее стараниями музей выиграл грант на проведение археологических исследований на горе, где стояло здание городской управы. Наши тверские археологи готовы провести раскопки. Если всё сложится удачно, то, во всяком случае, мы сможем исключить версию о том, что именно там, в подвалах, и находится наша музейная коллекция. Хотя мы абсолютно уверены, что сотрудники готовились к эвакуации, упаковали ценности, но просто не смогли их вывести. А после войны никто этим просто не занимался. На месте управы остались руины, которые разровняли и никто до последнего времени эту тему не поднимал.

— Как хочется на это надеяться! Но разве тот факт, что периодически находятся разрозненные экспонаты, не опровергает версию нахождения коллекции в подвалах городской управы?

— У нас есть предположение, даже, скорее, сведения, о том, что какие-то ценные вещи директор музея раздал на сохранение своим знакомым, надежным людям. Именно эти экспонаты к нам и возвращаются. Если смотреть по книге поступлений, то, например, экспонаты, попавшие в музей в 60-е годы, входят в опись довоенной музейной коллекции. Где эти вещи были? Скорее всего, хранились у частных лиц.

— Это удивительная загадка истории Ржева. Будем надеяться, что она будет разгадана. Тем более что гости нашего города интересуются Ржевом дореволюционным, Ржевом купеческим.

— Конечно, интересуются. Хотя большинство наших гостей все-таки приезжает к нам для знакомства с историей Ржевской битвы. Но, тем не менее, есть спрос и на экскурсии в краеведческий музей. Хотя возможностей удовлетворить его для всех желающих на сегодняшний день у нас нет из-за огромной загруженности экскурсиями по Ржевской битве. В настоящее время экскурсии проводят только два человека — я и наш молодой сотрудник Тимофей Харкунов. Он еще продолжает свое обучение в вузе, но уже досконально изучил историю Ржевской битвы, нашу экспозицию и получает самые положительные оценки и восторженные отзывы от наших посетителей.

— Но ведь помимо экскурсий у музейщиков немало и текущей работы по обновлению экспозиций, пополнению фондов, проведению научных исследований.    

— Конечно, мы собираем экспонаты, пополнение фондов идет постоянно. Сейчас обновилась экспозиция по военной тематике — появилась новая инсталляция в первом зале. Художник Олег Хомутов поработал над обновлением диорамы. Но суть экспозиции осталось прежней, она до сих пор актуальна, хотя и сделана была еще к 60-летию Победы. Например, сейчас постоянно говорят о новой, якобы, самой последней официальной цифре потерь в боях под Ржевом — миллион триста тысяч погибших. Эту цифру озвучивал Президент. Но в нашей экспозиции эта цифра стоит с 2005 года.

— Мы, ржевитяне, всегда знали, какой страшной и кровопролитной была та битва. Эта память передавалась от отца к сыну.

— Да, мы знали. И к нам приезжали очевидцы, рассказывали, подтверждали. Но на официальном уровне царило безмолвие. Теперь, конечно, всё изменилось. О кровопролитном сражении, предрешившим исход войны, узнала вся страна. И, думаю, такого интереса к Ржеву никто не ожидал. Конечно, люди ехали к нам всегда. Но в основном это были частные поездки на могилы погибших здесь родственников. А сейчас мы с огромным трудом справляемся с потоком экс-курсантов. В день иногда бывает до 10 экскурсий. В Ржев приезжают люди со всей страны, всех возрастов — от семей с маленькими детьми до пенсионеров очень преклонного возраста. Очень радуют молодые посетители. Молодежь у нас замечательная — начитанная, серьезная, испытывающая большой интерес к истории страны, своего города, своей семьи.

— Какие моменты вызывают наибольший отклик в сердцах людей, наибольший интерес?

— Конечно, интересуются ходом боевых действий. А наибольший отклик находят какие-то личностные истории. Например, история художника Франца Лангера. Или героический поступок генерала Ефремова, который, будучи раненым и имея возможность улететь и спасти свою жизнь, остался со своими солдатами до конца, за что с воинскими почестями был захоронен немцами. О том, как горожане переживали оккупацию и как жили после освобождения. Когда мы показываем ордера, которые выдавались на заселение в землянку, люди испытывают настоящее потрясение. Шок вызывают фотографии освобожденного разрушенного Ржева.

— А каков уровень осведомленности наших гостей о Ржевской битве?

— Очень разный. Есть те, кто практически узнает о Ржеве заново. А есть такие, у которых мы сами порой можем чему-нибудь научиться. Многие, например, читали книги Светланы Герасимовой и владеют очень серьезной объемной информацией. Очень радует, что среди таких «продвинутых» экскурсантов немало детей.

— А у ржевитян отмечается возросший интерес к истории родного края?

— К сожалению, в городе ещё бытует равнодушное отношение к музею: мол, что там смотреть? Но когда к ржевитянам приезжают гости из других городов и им приходится сопровождать их, то они бывают буквально потрясены — музей становится для них неким открытием. В последнее время очень часто приходят родители детей, которые с детским садом или школой посетили музей, и так увлекательно рассказывали дома об экскурсии, что мама и папа тоже решали наконец-то посетить музей. И они уходят очень впечатленные. Сейчас вообще большой спрос на такие семейные экскурсии.

— Несмотря на то, что в целом концепция экспозиции остается неизменной, появляется что-то новое?

— Да, конечно. Вот сейчас, например, у нас развернута мини-выставка, посвященная первому салюту. Мы знаем, что приказ о салюте Сталин подписал именно в Ржеве. И вот, буквально в июле этого года, внук человека, который организовывал приезд генералиссимуса, передал Светлане Герасимовой уникальные документы. Его искали очень давно и долгое время ничего не знали об этом человеке. Разыскивали по фамилии Смагин, потому что на документе первая буква читалась как С. А оказалось, что его фамилия Жмакин. Он был сотрудником НКВД. Долгое время его родственники не находились. И вот буквально месяц назад Светлане Александровне позвонил его внук и рассказал, что на чердаке дома, где жил его дед, в старом чемодане обнаружены документы, которые как раз и связаны с приездом Сталина в Ржев. И он принял решение передать их именно Светлане Герасимовой, зная, что она долгие годы занимается этой темой. В одном из залов у нас сейчас и представлены эти «записки из чемодана».

— Но ведь музей, как Вы уже упомянули, мог бы значительно расширить экспозицию. Запасники музея постоянно пополняются. В чем проблема?

— Конечно, в помещении. Давно назрела необходимость в новом здании. Часть музея находится в пристройке к жилому дому, а хотелось бы единое здание. Мы с завистью наблюдаем за коллегами из Старицы, которые буквально за три года получили новое, приспособленное под музейные нужды здание.

— Как музей пережил период карантина?

— Скучать нам не пришлось — ремонт, я очень благодарна всем нашим сотрудникам: Зинаиде Кириенко, Марине Кокшаровой, Татьяне Вилковой, Светлане Кашиной, Алле Каменской. Им пришлось переносить экспонаты, убирать за рабочими мусор, работать практически без выходных, но никто не возмущался, не жаловался. Люди с честью справились с этими очень не простыми задачами.

— Ольга Александровна, музейное дело захватывает человека?

— Думаю, да. Тот, кто однажды переступил порог музея, меняется навсегда. Человек начинает увлекаться историей, меняется его взгляд на жизнь. Это затягивает. Наши смотрители, например, могут вполне квалифицированно отвечать на вопросы посетителей, поддержать разговор. Уходят из музея только случайные, совсем равнодушные люди.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

ПРО НОВЫЕ ПЛОЩАДКИ И СУДЬБУ «СОДЕЙСТВИЯ»

Комитет по содействию промышленности и транспорту Ржевской городской Думы внес в повестку заседания два вопроса. Оба относились к компетенции комитета по имуществу: внесение изменений в программу приватизации и определение порядка приобретения права собственности на элементы благоустройства и озеленения, созданные за счет бюджетных средств. Проще говоря, разработка документа, который позволит, например, на законных основаниях относить те же детские площадки, недавно установленные во дворах, к общедомовому имуществу.

НА ЗАСЕДАНИИ БЮДЖЕТНОГО КОМИТЕТА

На рассмотрение бюджетного комитета Ржевской городской Думы 20 августа администрация города в лице начальника финотдела Ольги Кольцовой вынесла предложения по изменению доходной и расходной части бюджета 2020 года и планового периода 2021-22 годов в связи с безвозмездными поступлениями из вышестоящих бюджетов. По проекту доходная часть городской казны должна составить 1273 миллиона рублей.

ПОЖАЛ РУКИ ДВУМ ПРЕЗИДЕНТАМ

На предложение увидеться и побеседовать Евгений Михайлович Шелехов отозвался с удовольствием и сразу пригласил в гости. Пятый этаж. Невольно подумалось: какой молодец мой герой — то у пруда его можно встретить, то прогуливающимся по улице Краностроителей, на тематических встречах ветеранов, и последний этаж ему нипочем.

— Ну а чего такого страшного? Не торопясь, спустился-поднялся, гулять-то ведь надо, — встречает меня гостеприимный хозяин. Есть у некоторых людей удивительная способность рассказывать сложную историю своей жизни просто, но так проникновенно и интересно, что, слушая, словно захватывающий роман читаешь… И чем интереснее рассказчик, тем ответственнее задача журналиста — передать не только факты, но и эмоции. Поэтому большая часть повествования — от первого лица.

ПОЕЗДКА ПО ЧЕРТОЛИНСКОМУ КРАЮ

На прошедшей неделе вместе с сотрудниками администрации района, региональными представителями и областной прессой мы побывали в некоторых населенных пунктах с/п Чертолино. О том, как живет поселение, с какими проблемами сталкиваются жители, что их волнует, возможные пути решения вопросов — в этой публикации.