Архивы за День: 08.09.2020

Наталья Владимировна Крылова, учитель физкультуры школы № 1 им. А.С. Пушкина: «УРОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ»

— Наталья Владимировна, Вы — учитель физической культуры со стажем более тридцати лет. Как получилось, что Вы столько лет отдали работе с детьми?

— Начать, наверное, стоит с того, что я — выпускница школы № 1. Окончила ее в олимпийском 1980 году и поступила в филиал Московского института физической культуры и спорта в Великих Луках. После института уехала с мужем, тоже выпускником МОГИФКа, на его родину. В Евпатории я впервые пришла в школу. Потом какое-то время работала в детском санатории, где вела ЛФК у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В 1996 году мы приняли решение вернуться в Ржев. Устроилась на работу в родную школу. И вот с тех пор я и преподаю физкультуру.

— А почему выбор пал именно на спортивный институт? Дружили со спортом с детства?

— Я десять лет занималась спортивной гимнастикой с тренером Татьяной Александровной Румянцевой, окончила детскую спортивную школу. Была кандидатом в мастера спорта.

— Еще не так давно учителями физкультуры в школах чаще всего были мужчины. Да и сейчас у многих эта профессия ассоциируется с серьезными нагрузками, которые сложно выполнять представителям слабого пола.

— Это неправильный подход. В нашем деле самое главное — грамотно организовать учебный процесс. Мы же не таскаем тяжести. А в случае, если все же требуется участие, найдутся помощники среди учеников старших классов. Да и по правилам дети должны уметь самостоятельно подготовить рабочее место, например, постелить маты. Не нужен и командирский мужской голос. Наоборот, чем тише ты говоришь, тем внимательнее дети тебя слушают. Я сама воспитанница Веры Акимовны Сизовой и отлично помню: чтобы воцарилась идеальная тишина, ей было достаточно войти в зал. Мы ее уважали и очень любили, были готовы для неё сделать всё, проводить рядом свое свободное время. Вот на таких учителей, мужчины они или женщины, мы и должны равняться.

— Дисциплина в школе важна, но на уроках физкультуры она важна вдвойне. Ведь в спортивном зале повышенная опасность травматизма.

— Дисциплина на уроках физкультуры — основа всего. Хотя, конечно, риски минимизированы, но ребенок, который двигается, упражняется на снарядах, от травм не застрахован. Признаюсь честно, что с годами я становлюсь этакой перестраховщицей, ловлю себя на мысли, что раньше была гораздо смелее. Поэтому и подготовительная часть к упражнению, например, кувырку, становится у меня всё продолжительнее. Мы не кувыркаемся, пока я не пойму, что ребенок готов это сделать правильно.

— Но в классе у Вас не один ребенок. И пока занимаетесь с кем-то, чем занимаются остальные? Как удается контролировать такой сложный процесс?

— В первую очередь, урок должен быть интересным. Только в этом случае ребенок готов работать с полной отдачей, не отвлекается. И как теперь нас учит пресловутый ФГОС, ребенок должен знать, зачем он это делает. Но мы это и так делали всегда. Говорили о технике безопасности — почему нельзя куда-то забираться без разрешения учителя, откуда-то прыгать. Объясняли, зачем нужно делать разминку, почему выполнению упражнения должна предшествовать серьезная подготовка. Иногда слышу мнение, что учитель физкультуры в свисток дунул, мячик кинул — и всё. Это далеко не так. Мы на уроках очень много говорим, объясняем, показываем. Это непростая задача. Например, готовила урок об опорном прыжке. Какую проблему обозначить, чтобы ребенок смог сам сформулировать цель урока? Помогли мультфильмы. И так почти с каждым уроком: необходим свежий, творческий подход.

— Насколько сильно изменился подход к преподаванию физкультуры, например, с того времени, как Вы начали работать?

— Не так уж и сильно. Методики, по сути, остались прежними. Поменялись формулировки, появилось очень много бумажной работы, отнимающей дорогое время, которое можно было бы с пользой потратить на работу с детьми.

— Но, к сожалению, изменились сами дети?

— Увы, да. Здоровье наших детей из года в год становится все слабее. Нарушение осанки, плоскостопие, вегето-сосудистая дистония, прочие напасти. Идут со справками с первого класса. И, конечно, в идеале в наших школах должны быть спецмедгруппы, в которых с такими детьми занимались бы отдельно. Но таких групп нет. И поэтому эти дети сейчас получают только теоретические знания, что очень печально. Ведь им можно помочь. Но мы ограничиваемся рефератами. Раньше в городе был физдиспансер, группы ЛФК, а теперь и этого нет. Чтобы как-то разнообразить и скрасить «освобожденным» обязательное присутствие на уроке, мы привлекаем их к судейству. Им нравится, они учат правила, появляется интерес, но самое главное, они — в коллективе. Если хорошо судят, то приобретают уважение сверстников.

— Но ведь и внутри основных групп все дети с разной физической подготовкой, разными физическими данными. И это как-то нужно учитывать.

— Здесь применяется дифференцированный подход. Кто-то двигается быстро, и его задания усложняются, кому-то на выполнение того же упражнения требуется гораздо больше усилий и времени — этим детям приходится что-то упрощать. И внешние физические данные тут обманчивы. Например, полный ребенок может быть очень гибким и легко справится с мостиком и колесом, а вот с бегом ему будет сложновато. Всё очень индивидуально.

— И, наверное, здесь очень важна чуткость, чтобы не зародить комплексы, не обидеть ребенка? Чего греха таить, у многих взрослых есть грустные воспоминания об уроках физкультуры.

— Это серьезная задача. Дети очень разные. Есть такие, которых легко избавить от комплексов, дав им возможность реализовать себя, например, в волейболе. Неудачи в других видах спорта его не так расстроят — ведь он уже имеет вес и авторитет в классе. А в волейбол получается играть у многих.

— Ну, не скажите. Например, воспоминания о неудачных прыжках через «козла» остаются с нами надолго. Даже с теми, кто был неплох в других видах спорта.

— Ох, уж этот несчастный «козел». А беда в том, что этот снаряд на уроках чаще всего осваивают по принципу: «разбежался и прыгнул». В этом корень зла. Когда мы приступаем к изучению опорного прыжка во втором классе, я всегда задаю детям вопрос: «Кто боится прыгать?» И вижу лес рук. И мы начинаем действовать по методике. Сначала отрабатываем приземление на месте, затем со скамейки, потом подходим к этому пугающему снаряду, забираемся на него и выполняем соскок. Тут приходится помогать и поддерживать, так как страховка — неотъемлемая часть в обучении гимнастических упражнений. Страх от встречи с «чудовищем» постепенно преодолевается. Отрабатываем наскок на мостик, вскок в упор, присев на «козла». И так постепенно подбираемся к самому прыжку. И на каждом этапе я объясняю саму технику. И однажды получается этот победный прыжок. У всех пятерки, и уже никому не страшно.

— А за что ставятся двойки?

— Двойки ставим исключительно за лень, безделье и наглость. Оценка выставляется за выполнение норматива, за результат. И многие дети заранее готовятся к поражению, не чувствуя в себе сил уложиться в норматив. Но если ребенок, что называется, «пашет», прикладывает усилия и смог через пару недель улучшить свой же собственный результат, я с радостью и полным правом ставлю ему хорошую оценку. Особенно это заметно, например, с подтягиваниями. Не секрет, что некоторые и одного раза подтянуться не могут. Я даю задание: через месяц должен подтянуться один раз. То есть, шанс получить «5» есть у каждого, кто тренируется и работает. К большому сожалению, встречаются порой даже спортсмены, которые посещают секции, но не желают при этом работать на уроке физкультуры.

— Как пережили дистанционное обучение?

— Пережили. Но никакой онлайн-урок не заменит настоящего занятия в спортивном зале. Дети были ужасно загружены по всем предметам. Опыт, конечно, наработали, но повторения дистанта не хотелось бы.

— Знаю, что среди Ваших учеников немало тех, кто связал свою жизнь со спортом.

— Да, таких ребят много. Сейчас в спортивном институте учатся Даниил Аникин и Игорь Скворцов. Уже закончили обучение Дмитрий Кутузов, Александр Зибанов, Максим Вихров, который даже поработал у нас в школе два года. Но для учителя физкультуры гораздо важнее здоровье всех детей, нежели результат единиц. Если у нас зажигается «звездочка», мы передаем ее в добрые и заботливые руки тренера спортивной школы и радуемся успехам нашего ученика.

— Наталья Владимировна, слышала, что Вы до сих пор вдохновляете учеников личным примером, выполняя все упражнения. Как удалось сохранить такую замечательную физическую форму?

— На уроке я могу показать всё. Детям нравится, когда учитель сам показывает упражнение, например, гимнастическое. Радуются, хлопают. Но я уже давно не называю себя спортсменом. Я — физкультурница. В школе много двигаюсь и вдохновляю детей собственным примером.

— Вы — классный руководитель 8 «А»?

— Да, и мне ужасно повезло с этим классом. И с детьми, и с родителями. Дети замечательные: дружные, отзывчивые, активные. Родительский коллектив потрясающий — хоть в поход, хоть на экскурсию, хоть спектакль поставить. Любую идею воплотят «на отлично». А когда видишь отдачу, хочется сделать еще больше. Не скажу, что они у меня уж очень спортивные. Скорее, как и я, физкультурные. Но в любую игру сыграют и выиграют.

— Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы наша страна занимала лидирующие позиции на мировом спортивном Олимпе? Ведь у нас по-прежнему много талантливых юных спортсменов.

— Талантливых детей много. Но вот система их продвижения, которая существовала раньше, в силу определенных причин, уже не работает. О развитии детского спорта можно много говорить — это больная тема. Начинать нужно с малого — секции и кружки должны быть в шаговой доступности,  в каждой школе. Для этого нужно планомерно и продуманно развивать спортивную инфраструктуру, оснащать школы инвентарём. Важно, чтобы все программы, которые начинают реализовывать, были долгосрочными. Должно быть больше соревнований, на которых ребята могут демонстрировать свои достижения. Для того чтобы в школу приходили молодые талантливые спортсмены с профильным образованием, должна быть достойная оплата труда. И движение в направлении развития физкультуры и спорта должно быть целенаправленным.

Есть у меня мечта: хочу поработать в большом, современном, хорошо оснащенном спортивном зале и на спортивной площадке. Очень надеюсь, что она сбудется, и такой зал и такая площадка наконец-то в нашей школе появятся.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

СЛОЖИВ УСИЛИЯ, ВСЕГО ДОСТИГНЕМ

27 августа в Ржеве прошел парламентский день. Депутаты Заксобрания десантом высадились в трех муниципалитетах региона: в Западной Двине, Оленино и Ржеве. В нашем городе такое выездное мероприятие — далеко не первое, однако оно стало самым представительным из всех: в нем участвовали парламентарии сразу нескольких уровней, начиная с Совета Федерации. В составе визита в Ржев приехал сенатор от Тверской области Федерального Собрания Андрей Епишин, депутат Государственной думы Сергей Веремеенко, два заместителя председателя Заксобрания — Александр Клиновский и Виктор Константинов, и ряд депутатов: председатель комитета по бюджету и налогам Константин Буевич, зампредседатели двух комитетов — Антон Секержицкий и Сергей Козлов.

КОВИДОПРОКАЖЁННЫЕ, ИЛИ НЕ ТАК СТРАШЕН ВИРУС, КАК РЕАКЦИЯ ЛЮДЕЙ

Страх перед вирусом, о котором трубят все СМИ, приобретает почти суеверные формы. И как следствие, в обществе проявляется негативная тенденция клеймить тех, кто заражен или контактировал с больными. Для современного человека, привыкшего к активному образу жизни, угроза, которую несет пандемия, и необходимость сидеть дома — пугающий опыт. Нагнетают обстановку новости и раздуваемые в сети нереальные теории.

НА БЛОГЕРАХ ИЗ YOUTUBE РОССИЯ НЕ ПОСТРОИТСЯ

На прошлой неделе в библиотеке им. Островского в рамках круглого стола обсуждали важную для Ржева и других малых городов и провинциальных районов тему: как остановить отток молодежи. Понятно, что демография — это не только соотношение рождаемости и смертности. Это целый комплекс показателей, где один из важнейших — наличие на территории людей, которые создают семьи, растят детей, трудятся здесь и тем самым делают сегодняшний и завтрашний день своего города и района.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Депутаты фракции «Единая Россия» Ржевской городской Думы приняли участие в акции «Собери ребенка в школу». На собранные ими средства многодетные семьи Журавлевых-Соловьёвых и Екиндиных смогли приобрести спортивные костюмы, обувь, одежду, портфели и канцелярские принадлежности. Также была оказана помощь семье Лебедевых, находящейся в сложной жизненной ситуации.