ЖИВУ, КАК ДЫШУ

Бурный XX век не раз испытывал россиян на прочность. I-я мировая война, революция, гражданская война, а затем Великая Отечественная. В семейных альбомах бережно хранятся фотографии дедов и отцов, защищавших страну от врагов. Я помню как на вопрос учителя: у кого из вас отец погиб на фронте, в классе вырос лес рук. Школьники послевоенного времени после уроков наравне со взрослыми восстанавливали разрушенные дома, работали на колхозных полях.

Биография моей героини — ржевской поэтессы Виктории Дмитриевой (Половецкой) — неразрывно связана с биографией страны. Родившись в Николаеве, где весной воздух наполнен ароматом цветущей акации, Викторию в раннем возрасте, после гибели отца, мама увезла к родным в Калининский район. Оставив дочь на попечение бабушки и деда, мама устроилась работать на Калининский хлопчатобумажный комбинат. Училась Виктория в сельской школе. С 9 лет помогала корову доить, заготавливать на зиму дрова, вместе с одноклассниками трудилась на колхозном поле. От деда Виктория узнала родословную семьи: ее прадед — Петр Петрович — служил у графа Воронцова кучером. Спокойный, улыбчивый, он полюбился хозяину и тот решил женить его на обедневшей польской фрейлине. На свадьбу подарил мельницу. В семье родилось 16 детей. Сыновья работали на мельнице. В том числе и дед. Пройдя горнило двух войн — I-й мировой, а затем гражданской, он вернулся в родные края.

Свои воспоминания о героическом деде Виктория Викторовна рассказала в стихотворении «Русская песня»:

Замело до бровей деревеньку,

А метель всё метёт и метёт.

Мой дедуля присел на скамейку

И о Родине что-то поёт.

О рассветах её и закатах,

Об избушке на том берегу,

О российских простых солдатах,

Что не сдали избушку врагу.

Пусть деревня вся снегом одета,

В песнях реет Андреевский флаг.

Тихо к церкви подъедет карета

И погибнет, не сдавшись «Варяг».

Был мой дед полковым запевалой,

Песни русские все-то он знал.

И Россию ни много ни мало

Восемь лет от врагов защищал.

Писать стихи Виктория Викторовна начала в 18 лет, когда переехала в Тверь. Хотела продолжить учебу, но не пришлось. Заболела мама. Чтобы поддержать семью материально, пришлось пойти работать на трикотажную фабрику. В то время в областном центре под эгидой обкома комсомола активно действовало литературное объединение, которое сгруппировало творческую молодежь. Приходили на встречи и работники культуры. Свои первые стихотворные опусы Виктория прочитала на поэтическом семинаре, в котором участвовала Зоя Михайловна Скворцова, супруга сотрудника газеты «Калининская правда».

Вот как вспоминает это время Виктория Викторовна:

— Мои первые пробы пера были забракованы. Указав на ошибки, Анатолий Скворцов дал ряд ценных рекомендаций.

Творческая деятельность все больше затягивала. Я стала писать сценарии для районных клубных работников. Потом начала сотрудничать с молодежной редакцией городского радио. Писала по заданию заметки, 8 лет проработала в областном управлении культуры.

О своем прошлом Виктория Викторовна вспоминает с неохотой. Жизнь не раз ставила ей подножку. По семейным обстоятельствам с двумя сыновьями пришлось переехать из Твери в Ржев. В перестроечное время приходилось, как и всем ржевитянам, с трудом выживать. Бралась за любую работу. Старший сын попал на службу в Афганистан. Возвратился домой с посттравматическими и осколочными ранениями, поврежденным плечом. Таких на работу брали с неохотой. Появилась идея собрать всех интернационалистов вместе, создать общественную организацию, которую назвали «Шурави». Геннадий Михайлов, который в те годы возглавлял военкомат, идею поддержал, помог получить ребятам льготы за коммунальные услуги, квартиру. Руководить организацией доверили Вадиму Плющу, такому же солдату Афганской войны. Встречи проводили (впрочем, как и теперь) в клубе железнодорожников. Стали вместе отмечать праздники, создали самодеятельность, начали выступать с концертами. А поскольку Ржев богат героическим прошлым, появилась мысль проводить фестивали военно-патриотической песни, где изъявили желание участвовать городские музыкальные коллективы, клуб бардовской песни «Аккорд». Постепенно фестиваль перерос в межрегиональный. На одном из них прозвучала песня «Два письма». Слова к ней написала Виктория Дмитриева, а музыку — Юрий Артемьев, который и исполнил ее на фестивале. Авторы были удостоены призового места.

— Я не раз исполнял произведения на слова Виктории Дмитриевой, — говорит бард. — Были и песни, и романсы. Все они трогают душу, наполняют добрыми чувствами.

Кроме Ю. Артемьева, песни на стихи Виктории Дмитриевой исполняли и другие известные певцы нашего города.

Много творческих планов удалось осуществить Виктории, когда ее пригласили руководить Выставочным залом Ржева. Здесь чаще стали демонстрироваться работы местных художников и мастеров кисти из других городов. В дни вернисажей выступали музыкальные коллективы и ржевские поэты. Со своими новыми произведениями знакомила и Виктория. Все чаще появлялись ее публикации в местной прессе. Когда в Ржеве стали издавать литературный альманах «Город на Волгой», стихи начали печатать в каждом выпуске журнала. Много поэтических строк посвящены друзьям, с кем она была знакома много лет. Теплые воспоминания остались о поэте и журналисте Сергее Смирнове:

Ты растворяешься в чужой судьбе,

Когда газетный очерк начинаешь,

Героя понимаешь, кажется тебе,

Намного лучше, чем себя ты знаешь.

Вы будто убирали в поле рожь.

Там, над рекой, где пахнет медом берег

И где ты только чудаков берешь,

Идея для которых выше денег.

Ты много куришь, ходишь и молчишь,

Тасуешь в памяти заветные слова

И снова сам с собою говоришь,

Вот, наконец, к листку клонится голова.

Сегодня ночь так дивно хороша!

Тебе ж в окно взглянуть не удаётся,

Ты не уснешь, пока твоя душа

Строкой газетной не прольется.

Уйдя на пенсию, Виктория Викторовна продолжила поэтическое творчество. Уже несколько лет она участвует в региональном фестивале пожилых людей «Мои года — мое богатство» и всегда — с неизменным успехом: в номинации «поэтическое творчество» становится лауреатом. Призовые места ей присуждают и в номинации «декоративно-прикладное творчество». Со сверстниками общается в клубе «Гармония», а в городских библиотеках знакомит читателей с новыми стихами. Причем, для каждой аудитории подбирает произведения, близкие им по возрасту и настроению. Трогательно звучат ее стихи, посвященные первой учительнице:

Не помню я, чему учили в школе.

Лишь помню я наставницу мою,

Мы с ней букеты собирали в поле

И провожали позднюю зарю.

Простая девочка из Краснодара,

С короной пышных кос над головой,

Она дарила нам крупицы дара,

Что бог отмерил ей одной.

Казачьи песни нам она спевала,

А в них жила вселенская тоска

Казалось, все она о жизни знала,

Но на чужбине доля нелегка.

Когда совсем я не держу удара

И хочется рыдать, но я пою —

Я вспоминаю девочку из Краснодара,

Учительницу первую мою.

А вот стихотворение «Два портрета». Каждая строка через личное отражает судьбы людей целого поколения:

Я не боюсь ни боли, ни лишений

Ни леденящей душу тишины,

Ведь мы совсем другое поколенье

Мы — дети не вернувшихся с войны.

Я помню все: разлуки помню, встречи

Людей щедрей, чем соль родной земли,

И помню, как на худенькие плечи,

Недетские свершения легли.

Мы вместе с бабами копали и косили,

И убирали урожай с полей

Мы были там, где нас и не просили,

А повзрослев, растили сыновей.

Но я боюсь идти в свою квартиру,

Где два портрета на одной стене

Один — отца в шинели командира,

Второй – мальчишки на другой войне.

На вопрос: как живешь? Виктория Викторовна отвечает:

— Живу, как дышу. Приходит вдохновение — рождаются новые строчки, а значит, будут новые встречи со своими читателями.

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

Фото из архива

В. ДМИТРИЕВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *