Внезапное путешествие

 

Справедливости ради скажу, что добраться на байдарке от Ржева до Старицы мы с моим другом Лёхой собирались давно. Года четыре, наверное. Обычно мы идем разными вариантами маршрута до Ржева. Сплавляться же дальше нецелесообразно, поскольку обычно путешествуем группой в три байдарки и половина команды набирается по принципу: «Эй, ребята, кто свободен на выходных?!». Соответственно, не зная, где можно встать на привал и сколько вообще надо пройти в день, брать с собой новичков или девушек — удовольствие сомнительное. Не все обрадуются лишним 10-15 км, пройденным во время поиска стоянки. Тем не менее, разведать маршрут вниз по течению всегда хотелось. Идти, однозначно, надо было вдвоем и на одной байдарке.

Вышло всё внезапно: выходные совпали (мы оба работаем сменно по разному графику). Но выходных было всего два, а расстояние между Ржевом и Старицей — около 90 км, если считать по воде. В качестве плавсредства решили взять Лехину байдарку «Свирь». Она более удобна для такого перехода хотя бы потому, что в отличие от моей «Невы», оборудована подвесными сиденьями. Стартовали мы от берега около парка воинов-афганцев, и пока Лёха отгонял домой машину, я пытался вникнуть в хитросплетения сборки «Свиря». Хоть я и двигался в правильном направлении, мой друг вернулся раньше и достаточно быстро завершил эту работу.

Собирались в поход мы спонтанно, просто покидав в мешки всё, о чем вспомнили. Поэтому обоих преследовала мысль — «что-то забыли…». Забегая вперед, скажу, что предчувствие не оправдалось. Канистра для «технической» воды не в счет: сбегать лишний раз от лагеря до реки помыть посуду или руки — невелик труд.

Отчалив, мы наслаждались необычным для нас ракурсом с воды на Ржев и окрестности. А я еще оценивал и непривычную роль впереди сидящего — байдаркой управляет тот, кто сидит сзади. А когда тебе не нужно постоянно думать о курсе плавсредства, можно заняться помимо гребли чем-то еще, например, фотографировать.

Почти сразу нами был обнаружен «необычный феномен», а именно — попутный ветер. Это может показаться странным, но выше по течению на Волге ветер всегда в лицо. Аксиома. Я, например, за десять лет управления байдаркой случаи, когда ветер был попутный, могу назвать скорее «статистической погрешностью». А тут — на тебе: сразу в спину, да еще и стабильно.

Достаточно быстро миновали Нижний Бор. Мы пытались сообразить, насколько далеко от Ржева каждый из нас оказывался, если считать вдоль волжского берега. Вспомнился «Властелин колец»: «Если я сделаю еще хоть один шаг, Фродо, то я буду дальше от дома, чем когда-либо я уходил». Дальше впадения речки Бойни в Волгу у нас обоих точно начинались «неизведанные земли». Радовали живописные волжские берега, ухоженные деревеньки. А вот с местами стоянок, которые мы искали на будущее, было в целом не слишком хорошо. Их было достаточно много, но подошли бы они скорее рыбакам, а не группе туристов. Но на безрыбье… можно и тут стоять.

Эта часть пути радовала попутным ветром и хорошим течением реки. На относительно спокойном участке решили проверить, насколько мы можем разогнать байдарку — 13 км/ч. Впрочем, оно того не стоило — дополнительные усилия давали не слишком большой прирост скорости. А вот идти со скоростью 10-11 км/ч можно было стабильно, причем не слишком уставая.

Зубцов встречал красивым пейзажем из холмов, церквей и мостов. Недалеко от пешеходного моста мы причалили на обед. Набрались сил, пообщались с местными жителями, которых заинтересовал наш способ передвижения, и снова отправились в путь. Тут после Зубцова водного туриста ждет «пятикилометровка пролетарского гнева». Дачи и дома «обеспеченных россиян», возможно, даже «слуг народа». Здоровенные особняки, один как средневековый замок, искусственные пляжи с чистейшим белым песочком, пристани, окошенные на большой площади берега, ландшафтный дизайн, галогеновые фонари, по ночам освещающие русло реки, охрана, заборы… Последние очень любопытно заканчиваются в нескольких десятках метров от кромки воды. Ибо по закону  доступ к воде перекрывать нельзя. В одном месте вообще шедевр абстракционизма: высокий забор полностью пересекает абсолютно пустой высокий холм и, не доходя до воды, обрывается…

От Борков идут обычные домики селян и дачников. После впадения в Волгу реки Дёржа начинаются интересные туристам места: много лесных полянок, некоторые даже оборудованы столиками. И в основном всё это на правом берегу, в то время как выше Ржева все хорошие стоянки чаше расположены слева. Одно «но»: места довольно обжитые, и берег вдоль Волги служит еще и пастбищем. Об этом мы узнали, решив исследовать одну перспективную стоянку, где витал запах, который говорил: «Здесь были мы, коровы». Подобное «ароматное» заявление непроизвольно увеличило скорость нашей байдарки в противоположном от берега направлении.

Само стадо было довольно крупным, навскидку, до 100 голов, и обнаружилось недалеко от деревни Мямлино. Мы решили немного обогнать буренок и встали несколькими километрами ниже. Пройдя за день 50 км, понимаешь, что кулинария — пустая трата времени, а супчик готовится по принципу «всё в котел»! Получилось, впрочем, вкусно.

Ранним утром мы услышали, как мимо нас вдоль берега прогнали стадо. Впрочем, палатку мы поставили на возвышении и помехой для продвижения коров не стали, как, впрочем, и они для нас. А впереди — еще 40 км по Волге. И надо сказать, что этот отрезок дался сложнее предыдущего. Почти сразу поднялся встречный ветер, который снижал скорость байдарки почти вдвое. Ощущения были, будто пытаешься разгрести кисель. Кроме того, сильно снизилась скорость течения. Ветер поднимал волны, которые регулярно устраивали нам холодный душ. Но по-прежнему было тепло и солнечно.

Пройдя буквально немного от нашей стоянки, мы нашли еще одно подходящее место для лагеря. Оно выгодно отличалось наличием родника, рядом с которым кем-то из местных был установлен металлический православный крест. А выше на полянке — стол и навес из досок.

Вообще, эта часть пути запомнилась не столько интересными пейзажами, сколько обилием разнообразной пернатой живности. Периодически над лесом начинали кружить хищные птицы, кажется, коршуны. По берегам то и дело можно было увидеть аистов и цапель. Рядом кружили чайки и проплывали мамаши-утки с потомством. Берега в некоторых местах  изрыты ласточкиными гнездами. Были и более интересные пернатые, например, красноносый кулик-сорока. Нам вспомнилась шутка одного из прошлых сплавов: «орнитология бывает обычная и кулинарная». Поскольку иногда птицы оказывались почти рядом с байдаркой, кажется, протяни руку — и получишь добычу. Хотя это, конечно, иллюзия, пернатые хоть и не слишком опасались людей, но почтительную дистанцию держали.

Ветер почти половину времени дул в лицо, пришлось даже ввести график нагрузки: пятнадцать минут гребем, пять — отдыхаем. Когда, миновав деревню Родня, мы встали обедать на противоположном от неё берегу, чувствовали себя изрядно вымотанными.

Во второй половине дня ветер одумался о своем поведении и даже стал нам помогать. Ближе к Старице мы успешно обнаружили подход к Барсучьей пещере, которую неплохо знаем. Отметили для себя, что в будущем можно будет разнообразить водный маршрут спелеологической экскурсией. К Старице мы подходили ближе к 6 часам вечера, уставшие, но довольные путешествием. Кроме того, радовало, что этот путь теперь можно проделать и в большей компании.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *