ПРЕДПРИЯТИЕ, КОТОРЫМ МОЖНО ГОРДИТЬСЯ

«А такие в наши дни еще остались?» — может спросить скептически настроенный читатель. Да, отвечу я, это Муниципальное унитарное предприятие «Автотранс». Чтобы убедиться в этом, достаточно просто проехать в одной из городских маршруток, которые ходят строго по расписанию, с удобным интервалом. А если сравнить работу общественного транспорта в Ржеве и Твери, то это сравнение будет далеко не в пользу областной столицы.

28 октября коллектив отметит свой профессиональных праздник — День автомобилиста. Хотя настроение у директора МУП «Автотранс» Александра Николаевича Пряникова оказалось совсем не праздничным. И для этого есть очень серьезные причины. О них — чуть позже.

В коллективе МУП «Автотранс» около семидесяти человек. В последние годы пришлось максимально оптимизировать штат. Диспетчерская служба предприятия состоит из четырех человек и подчиняется начальнику эксплуатации безопасности дорожного движения Дарье Сергеевне Головановой, работающей по полученной в ТвГТУ специальности. Служба является общегородской. Все автобусы, как муниципальные, так и частные, выходят на маршрут только через неё. В Ржеве все перевозки полностью лицензированы, и перевозчики соблюдают установленные правила в обязательном порядке.

Старейший диспетчер Надежда Алексеевна Волкова, проработавшая на предприятии 27 лет, познакомила меня со своими обязанностями. Ее рабочий день длится с 5.00 до 23.30. Помимо выпуска водителей на линию, она ведет журнал учета, принимает звонки с жалобами и предложениями на указанные в каждой маршрутке телефоны. Однако для полноценной жалобы, за которой последует разбирательство, одного возмущенного звонка мало, необходимо письменное заявление.

По монитору, подключенному к системе ГЛОНАСС, диспетчер следит за движением автобусов по маршрутам. Я тоже имела возможность понаблюдать за едущими по улицам города маршрутками в режиме онлайн. Помимо точного указания места, где находится автобус, диспетчер видит показания скорости и имеет возможность в случае возникновения конфликтной ситуации эти данные распечатать. От соблюдения графика движения и скоростного режима напрямую зависит премия водителей. К сожалению, система отслеживает только автобусы МУПа. Частных перевозчиков она не видит. Для этого нужно обязать их при заключении договора подключаться к системе.

Получив путевой лист и пройдя инструктаж, водители отправляются на медицинское освидетельствование. Трое медиков измеряют им артериальное давление, осматривают на предмет алкогольного или наркотического опьянения. В медицинской комнате имеется все необходимое современное оборудования для проведения такого освидетельствования.

К началу рабочего дня все автобусы уже готовы выйти на маршрут. За эту часть работы отвечает главный инженер Александр Александрович Андреев, работающий на предприятии с 2006 года. На ежедневных планерках ремонт-ной группы обсуждается текущее состояние парка. Четверо механиков работают круглосуточно, осматривая технику на въезде и выезде.

Нужно сказать, что парк МУП «Автотранс» находится в очень приличном состоянии. Предприятию удавалось его обновлять до недавнего времени. В идеале машин должно быть тридцать пять и в год необходимо закупать как минимум четыре новых, но на сегодняшний день их пока тридцать две. Максимальный срок службы автобуса — шесть-восемь лет. Отрадно, что в последние годы состояние дорог объективно улучшилось, администрация города в первую очередь ремонтирует именно те, по которым ездит общественный транспорт. В 2018 году удалось закупить лишь один новый автобус. Он и еще один, закупленный в прошлом году, с мягкими сиденьями, тахографами, ремнями безопасности, используются для заказных перевозок.

Автоэлектрик Николай Михайлович Баранов работает на предприятии с 1956 года! Признаюсь честно, что я уже давно не видела столько профессионалов с огромным стажем работы, которые всю жизнь оставались верными своему предприятию. Это ли не показатель его стабильности?

Кстати, и само предприятие не меняло своего адреса с момента создания в 1949 году. Территория МУП «Автотранс» содержится в идеальном состоянии. Это отмечают все, даже многочисленные проверяющие разных уровней. Как и потрясающую, почти «коммунистическую» отлаженность всего производственного процесса.

Автобусы в обязательном порядке моются на специально оборудованной мойке. Я, например, сразу отличаю МУПовский автобус от любого другого именно по чистоте салона. Хотя директор считает, что некоторые нерадивые водители должны бы побольше внимания уделять мойке.

Итак, полностью готовый к выходу на марш-рут автобус заезжает на контрольную яму, где контрольный механик его осматривает на предмет технического состояния и вносит в журнал контроля. И выезжает на маршрут. В этой круглосуточной службе работают четыре человека. В их задачу входит встреча и выпуск автобусов, передача данных об их техническом состоянии ремонтной службе. Также они отвечают за охрану территории, которая оборудована камерами слежения. В помещение, в котором они находятся, выведена вся сигнализация, в том числе и пожарная, датчики движения, установлена тревожная кнопка. Об этом мне рассказал дежуривший в тот день контрольный механик Сергей Викторович Панфилов.

Обилечивайтесь, граждане!

Все пассажиры городских маршруток застрахованы. Информация о страховке указана на специально установленных в салонах стендах, рядом с данными о предприятии и фамилиями водителей. Документом, подтверждающим наличие страховки, для пассажира является билет, который станет основанием для получения страховки в случае аварии или несчастного случая. А для руководства предприятия билет является дополнительным способом контроля за перевозками и работой водителя. Вот только получение билета у нас, у пассажиров, считается почему-то делом бесполезным и даже каким- то смешным. А приобретать его важно и нужно!

То, что водитель вынужден самостоятельно получать деньги за билеты, конечно, неправильно. Но введение в штат кондукторов значительно удорожает перевозки. По мнению Александра Николаевича, решение проблемы — безналичный расчет с помощью карт. Увы, это требует огромных материальных вложений, которых в настоящий момент, конечно, нет.

Помимо жесткой экономии на всем, приходится изыскивать различные способы пополнения бюджета. Это и платная стоянка, и ремонтные работы, и услуги по медицинскому освидетельствованию. Директор с заслуженной гордостью констатирует факт, что МУП «Автотранс» является полностью рентабельным и прибыльным муниципальным предприятием. Таких в области всего два.

За время импровизированной экскурсии я в полной мере смогла ощутить и увидеть своими глазами рачительный хозяйский подход, который здесь заведен. Каждый занят своим делом, к которому относится ответственно и с душой. Во многом это, конечно, личная заслуга директора Пряникова. Именно он смог создать условия, при которых люди работают с уверенностью. Например, зарплата водителей составляет примерно 40 тысяч. Но тем не менее, МУП «Автотранс» испытывает дефицит водительских кадров. В настоящее время на предприятии восемь вакансий. По мнению еще одного ветерана предприятия, инженера отдела кадров Татьяны Васильевны Можаевой, которая работает здесь с 1968 года, это связано с тем, что далеко не все готовы зарабатывать деньги тяжелым шоферским трудом.

Капля дегтя в бочку меда

Итак, Ржев имеет успешное автотранспортное предприятие, с постоянным высококвалифицированным персоналом, работающее без долгов, с постоянной прибылью, способное развиваться, идти в ногу со временем, обеспечивающее жителей города качественными услугами в сфере пассажирских перевозок. Но состояние дел в этой сфере в целом ведет к тому, что все может пойти по наихудшему сценарию, давно предрекаемому Александром Николаевичем. Все задачи по социальным перевозкам в области ложатся на плечи муниципальных предприятий. Они же продолжают обслуживать убыточные маршруты. Выживать становится все сложнее.

Тревогу руководители муниципальных предприятий бьют давно. Но в мае этого года ситуация резко ухудшилась — началось быстрое повышение цен на топливо. Например, цена на газ выросла с 14 рублей 30 копеек до 25 рублей. При этом регулируемый тариф в 19 рублей не менялся с 2016 года. Все пассажирские перевозки регламентируются 220-ФЗ, который, по мнению большинства действующих перевозчиков, является сырым, плохо продуманным, не способным создать условия для выживания и развития предприятий, обслуживающих социальную сферу.

Понятно, что существующий тариф не может покрыть даже текущие расходы предприятия. Его нужно менять. Но чтобы отрегулировать тариф, все перевозчики, как частные, так и муниципальные, должны одновременно сдать свои расчеты и рекомендации. Лишь после этого РЭК может утвердить новый тариф, увеличив его не более чем на 5 процентов, то есть в общей сложности на один рубль, абсолютно не учитывая при этом реальное подорожание топлива. Самые простые расчеты показывают, что в таких условиях предприятие не сможет покрыть убытки и продолжить свою работу. И это уже происходит в области: в Кимрах обанкротилось и закрылось ПАТП. Конечно, по русской пословице «свято место пусто не бывает», и освободившуюся нишу, выиграв конкурс, обязательно займут частные перевозчики. При этом они, если судить по уже имеющемуся опыту, будут из других регионов. И на них у местной администрации по существующему законодательству не будет никаких рычагов давления, даже в плане обеспечения социальных перевозок и безопасности движения.

Конечно, директор МУП «Автотранс», вместе с главой Ржева Вадимом Родивиловым ищут все возможные пути для выхода из этой патовой ситуации.

Тем не менее, в настоящее время предприятие продолжает перевозить своих пассажиров, в том числе и по проездным социальным документам, обеспечивая и качество, и безопасность перевозок, а директор — бороться за его сохранение. Мы от души поздравляем всех тружеников (а всем им как нельзя лучше подходит это уже практически исчезнувшее из нашего лексикона слово) МУП «Автотранс» с профессиональным праздником. Желаем личного счастья, здоровья и благополучия, а также процветания их родного предприятия!

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *