«РЖЕВ»: ДЕНЬ БИТВЫ, ЧАС ПРАВДЫ

27 ноября в кинотеатре «Октябрь» состоялся предпремьерный показ фильма «Ржев» по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Повести правдивой, суровой, немногословной. Ее события уместились всего в один день войны, день, который для солдат роты Пригожина может стать последним, как, впрочем, и любой другой день Ржевской битвы.

Мы, ржевитяне, с нетерпением ждали выхода фильма на экран. И то, что самый первый предпросмотр состоялся именно у нас — закономерно и справедливо.

В день показа все три зала кинотеатра «Октябрь» не смогли вместить всех желающих. Перед просмотром у стелы «Город воинской славы» состоялась акция «Свеча памяти» — в память о солдатах, которые до сих пор лежат в ржевских полях, лесах и болотах. О тех, о ком никогда не снимали фильмов, чьи фамилии и имена до сих пор не высечены на памятниках и мемориалах, потому что — неизвестны.

Но в нашем городе о них помнили всегда. Даже, когда предпочитали умалчивать о происходившем под Ржевом в 1942-1943 годах, называя это «боями местного значения». Но мы не забывали, память передавалась из поколения в поколение.

Каждый ржевитянин к теме Ржевской битвы относится очень трепетно. И то волнение, которое испытывала питерская съемочная группа, выйдя перед показом к зрителям, было вполне закономерно. Затронув такую тему, авторы взяли на себя огромную ответственность и перед павшими, и перед теми, кто столько лет хранил память о них.

— Наше кино — попытка подробно показать один день из жизни роты: с боями, переживаниями солдат, смелостью, муками, борьбой со страхом, — сказал в интервью режиссер фильма Игорь Копылов. — Это серьёзный драматический фильм. Мы старались сделать его максимально честным и правдивым, показать события так, как было на самом деле.

Примерно то же самое пытались сказать зрителю и все остальные члены съемочной группы: продюсеры Инесса Юрченко и Сергей Щеглов, операторы Гарик Жамгарян и Евгений Кордунский, художник-постановщик Григорий Мичри, композиторы Максим Кашеваров и Александр Маев, актеры Сергей Жарков, Дан Розин, Иван Батарев, Олег Гаянов, Александр Горбатов и другие. Приятно, что в Ржев съемочная группа приехала почти в полном составе. Этот знак уважения, признательности городу, его истории зрители оценили. Встреча получилась достаточно короткой — гости действительно очень волновались, а посему были осторожны в высказываниях, немногословны.

Продюсер Инесса Юрченко рассказала, как именно снимался фильм. К сожалению, снимать его на ржевской земле оказалось невозможным с точки зрения логистики и размещения съемочной группы. Но старт съемочному процессу дало посещение разрушенной деревни Овсянниково. Именно здесь создатели фильма смогли пропитаться необходимым для съемок духом, настроением, энергетикой. Работа над фильмом проходила, по, наверное, неслучайному совпадению, на Ржевском полигоне в Ленинградской области, где для съемок была построена настоящая деревня. Работа растянулась на 46 съемочных дней.

— Весь период мы постоянно думали о том, что могли испытывать люди, которые погибали на ржевской земле. Это было очень важным для нас моментом, — поделилась продюсер.

Конечно, что именно чувствовали и переживали участники тех событий, не дай Бог узнать никому из нас. Но многочасовая работа в мороз, наверное, помогла съемочной группе хотя бы частично окунуться в тот омут нечеловеческих лишений, которые выпали на долю простых солдат под Ржевом. А ведь именно о них и должны были рассказать актеры зрителю. Как и в то время, снег и мороз перемежались с оттепелями, окопы заполнялись водой, все снова промерзало. То есть, условия съемок были максимально приближены к реальным. Бывало, что актеры промокали насквозь, оружие примерзало к рукам. Удивительно, что в таких тяжелых военно-полевых условиях никто не заболел — так хорошо отработали все вспомогательные службы.

Сюжетная линия фильма проста; роте лейтенанта Пригожина дан приказ отбить у немцев деревню Овсянниково и удерживать ее любой ценой до начала наступления, которое, якобы, должно начаться со дня на день. Бойцы задачу выполняют. Но, по горьким словам одного из старых солдат, «дуриком деревню взяли», по трупам своих товарищей. Каждый ржевитянин знает леденящие душу истории о том, как именно брались высоты и населенные пункты под Ржевом, как перегревались немецкие пулеметы и лишались рассудка от абсурдности происходящего наши враги. Именно поэтому с первых минут фильма у зрителя исчезает недоверие и настороженность. Осознаешь:  фильм снимали люди, которые понимают, что та война — это боль, кровь, страшные жертвы, нечеловеческое напряжение и невосполнимые потери.

Конечно, обязательно найдутся критики фильма. И уже после просмотра трейлера, «специалисты» в Интернете пишут о том, что вооружение немцев не соответствует действительности, что не было у них рот автоматчиков, что показаны они слишком уж чистенькими и организованными. Но разве дело в этом? Ведь режиссер Игорь Копылов не раз говорил, что не претендует на документальность. И он прав! Любой фильм — это художественный вымысел, и даже книга В. Кондратьева не документальна. Это художественное произведение, написанное через много лет после войны.

Давно ушли в прошлое героические кинокартины советских времен, где все герои были разделены на «белых и красных», на плохих и хороших. На самом деле, в ту войну воевали и те, кто был предан советской власти, и те, кто ненавидел ее всей душой. В одном строю стояли коммунисты и беспартийные, раскулаченные, «бывшие», ударники Социалистического Труда, интеллигенты и уголовники. Стояли насмерть, выполняя приказы той власти, от которой многие хотели бы избавиться. Но шли в бой и умирали. Почему? Ответ заключается в искренних словах одного из героев: «А я Россию люблю… Россия тысячу лет была и будет!». И невольно начинаешь сочувствовать им всем, даже тем, кто сначала казался отрицательным героем.

В повести Кондратьева линия «власть — люди», конечно, выведена более жестко. Он имел право так писать — он сам умирал и воскресал на поле под Овсянниковом. Только он и его товарищи могли бы быть обвинителями и судьями командованию, только они могли бы вынести им приговор. Мы — не вправе. Потому что не знаем, что чувствует командир батальона, который посылает роту на верную смерть, зная, что подкрепления не будет. Не знаем, как жили и спали по ночам те, кто принимал решение о неподготовленных, заранее обреченных на провал наступлениях, после которых смерть тысячами собирала свою кровавую жатву. Но зато мы знаем, чего не знают навеки оставшиеся в полях под Ржевом бойцы. Мы знаем, что немцы не получили подкрепление под Сталинградом, что маленький Ржев отвел большую беду от Москвы, оттянув на себя силы противника, что фашисты понесли огромные, непривычные для них потери. И самое главное — 3 марта был взят Ржев, а 9 мая знамя Победы гордо реяло над поверженным рейхстагом.

Думали ли Пригожин, Карцев, Мачихин, Комов и остальные бойцы о Победе, поднимаясь в атаку на Овсянниково? Наверное, нет. Они просто выполняли приказ. И вспоминали, лишь закончился бой, что не ели и не спали уже более суток. И шутили, пытаясь снять нечеловеческое напряжение, хотя бы на время забыть, как падали и умирали вокруг свои и чужие. И дожить до этой самой Победы они не надеялись. До утра бы дожить.

А еще их глодала обида. Обида при виде продуманных, основательно устроенных оборонительных сооружений немцев, их удобного быта, бережного отношения к личному составу. «Немец ночью не воюет», — успокаивает солдат ротный. А русский воюет всегда, сутками — без еды и отдыха, без артиллерийской поддержки, без надежды на подкрепление. И деревня пуста… Значит, вывели фашисты мирных жителей? Значит, думают о мирном населении? А тут еще с неба падают листовки, которые могут стать пропуском, спасением от смерти. Это мы теперь знаем, каково было военнопленным в ржевском лагере. Но они-то не знали… Да еще в роту по простреливаемому полю добирается бравый особист в синей фуражке, для которого человек — муха, а «предатель» и вовсе не человек.

Неожиданный, почти детективный поворот событий делают фильм захватывающим. Да и как же иначе? Все же XXI-й век на дворе. Немало в фильме натуралистических, жестоких сцен. Хотя у фильма ограничение 12+, некоторые сцены заставляли даже мужчин отводить глаза.

Я не большой знаток современного кино, но мне кажется, что хорошо подобран актерский состав. Типажи яркие, запоминающиеся. Герои не статичны, вызывают противоречивые чувства, зритель сочувствует, переживает, ненавидит, жалеет.

С немецкой темой создатели фильма однозначно не заигрывают. Фашисты, которые в кадре появляются всего несколько раз, показаны именно такими, какими мы привыкли видеть их в советских фильмах — безжалостными, бесчеловечными, презирающими тех, на чью землю заявились непрошенными «гостями». И это тоже суровая правда, как бы ни пытались мы найти в себе силы для прощения и примирения…

Каждый имеет право на свое восприятие, на свое мнение. Удалось ли съемочной группе решить поставленную задачу — рассказать через один день о смысле и значении всей Ржевской битвы — каждому зрителю решать самому. Но то, что все, как один, после просмотра встали и молча аплодировали, говорит, что фильм нашел отклик в сердцах ржевитян, поверивших в искренность намерений его создателей.

Пока верстался номер, в Москве, в музее на Поклонной горе, состоялся второй предпремьерный показ фильма «Ржев». Его посетил губернатор Тверской области Игорь Руденя. В Ржеве фильм вместе с горожанами посмотрел заместитель губернатора Андрей Белоцерковский. К сожалению, всего два ветерана смогли прийти на показ. Это Евгений Михайлович Шелехов и Иван Алексеевич Хвостенко. Остальным не позволило это сделать состояние здоровья. Евгений Михайлович даже дал интервью каналу «Россия-24», но, увы, не очень внимательные журналисты неправильно указали его фамилию и продолжительность оккупации Ржева. Хотелось, чтобы о тех событиях никогда не говорили походя, не вникая в детали.

Военную драму «Ржев» режиссера Игоря Копылова покажут на всех российских экранах, а также в других странах. На кинорынке в Санта-Монике фильм был куплен в США, Францию, Германию, Польшу, Японию, Корею. А это значит, что о Ржевской битве узнают в разных городах и странах. Историческая правда должна восторжествовать.

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *