ПРО ИСКОННЫЕ ТРАДИЦИИ И НАШУ ОБЩУЮ ИСТОРИЮ

Со второй декады марта Покровский старообрядческий храм Ржева ждет широкий круг посетителей. Здесь начинает работать музей древле-православной культуры, созданный на средства Фонда президентских грантов. Одними из первых его посетителей стали журналисты города, которым настоятель храма протоиерей Евгений Чунин провел своеобразную экскурсию, рассказав об истории создания экспозиции.

Идея показать собранную храмом коллекцию возникла давно, потому что те исторические ценности, которыми обладает Покровский храм, заслуживают внимания. Храму очень повезло, говорит
о. Евгений — он не закрывался даже в самые сложные периоды отечественной истории и сумел сохранить архив (в том числе довоенный), коллекцию книг и предметов быта и церковной утвари. Собственно, сам храм — уцелевший во время войны, с родным иконостасом (тем самым, который был заложен при строительстве и освящен в 1908 году) и старинными иконами — это тоже ценные экспонаты. Но, конечно, не единственные. О. Евгений вкратце рассказывает об истории старообрядчества в купеческом Ржеве, где функционировали в зажиточных домах не менее 6-7 моленов. Построить полноценный храм стало возможным лишь после 1905 года, когда вышел манифест Николая II об укреплении начал веротерпимости, в связи с которым самое богатое традициями, но самое угнетаемое из религиозных сообществ России перестало притесняться обществом.

В Ржеве существовало два старообрядческих храма. Вторым был Троицкий (от которого осталась колокольня на ул. Смольная). Покровский храм был заложен и построен в рекордные сроки: за год и 10 месяцев. И именно он стал тем единственным местом в городе, где никогда не прерывалась молитвенная жизнь. Даже в 1929 году, когда все руководство общины арестовали, храм не был закрыт. А когда горожане написали и принесли в исполком горсовета коллективное письмо, под которым не побоялись оставить свои имена около 300 человек, к ним прислушались и советские власти. Службы в храме были возобновлены. Этот список, кстати — один из музейных экспонатов. В годы репрессий именно сюда, в Храм Покрова Пресвятой Богородицы, собрали из разоренных старообрядческих моленных и храмов книги и утварь, спасая от разорения.

С началом Великой Отечест-венной войны и оккупации Ржева тогдашний настоятель Андрей Попов, служивший с 1920 года, не уехал в эвакуацию, а по своей воле остался здесь и продолжил активную деятельность — не только богослужения, но и помощь больным, раненым, преследуемым оккупантами. Сам о. Андрей погиб от пули фашиста в октябре 1942 года. Но именно Покровский храм стал точкой отсчета послевоенной истории Ржева.

Историю счастливого спасения жителей, согнанных немцами перед отступлением и запертых в заминированном Покровском храме, знают все ржевитяне. Что это — счастливое стечение обстоятельств или то, что называется Божиим чудом? 3 марта город был освобожден.

Музейная работа в Покровском храме, отмечает о. Евгений, ведется давно. Так, в 2002 году для научного и исторического сообщества была открыта выставка. Потом — еще одна, совместно организованная с Ржевским краеведческим и областным музеями к 100-летию храма. И каждый раз организаторы говорили о том, что в хранилищах остается еще много вещей, с которыми широкий круг зрителей вовсе не знаком. Полного представления не дает даже нынешняя экспозиция. Например, в собрании имеется более пятисот старопечатных и рукописных книг, которые предполагается в ближайшее время каталогизировать. Но показать все это пока не позволяет ограниченность в площадях. Нынешняя выставка действует в самом храме, на том же пространстве, где идут церковные службы. И это своего рода компромисс…

Среди экспонатов музея — Евангелие, выпущенное в 1648 году Московским печатным двором, и два служебника того же времени; множество связанных с именами священно-служителей книг. Отдельного интереса заслуживают крюковые записи знаменного распева — основного древнерусского церковного пения. Интересно, что отличительной чертой именно старообрядческого песнопения является отсутствие многоголосия. Вся мелодия и слова, независимо от того, сколько человек исполняют, поются в унисон. Отсутствие излишнего музыкального «украшательства» имеет и чисто практический смысл: чтобы каждый человек, не знающий молитв наизусть, разбирал слова и понимал смысл текста. Сохранилось в храме и множество архивных документов: о выкупе земли под строительство будущего храма (интересно, что одни горожане жертвовали ее для такого благого дела даром, другие же продавали), акт об отделении в Ржеве школы от церкви и церкви от государства, а также целая подшивка секретных документов из какого-то архива, в которой есть переписка 1835 года между генерал-губернатором Твери и архиереями о том, как отнять у старообрядческого моления земли. Она так и называется: «Об отъятии…» Эти свидетельства истории были найдены совершенно случайно студентами филфака на чердаке одного из предназначенных под снос домов Ржева. Кроме этого, здесь же — метрические книги, списочные документы…

В отдельной витрине выставлены такие предметы, как просвирные печати (в том числе одна просто гигантская, используемая раз в году для пасхального артоса), кадило 1794 года выпуска, предметы одежды (платье с ручной вышивкой, кафтан, рубаха, головные уборы — повойники, а также епитрахиль священника из парчи, пожертвованная некоей прихожанкой), походные престолы. Иконостас работы братьев Чириковых и отдельные иконы, декорированные натуральной золоченой резьбой — тоже гордость и достояние храма. Того же периода, что и иконостас, и сам храм — плащаница золотного шитья, к столетию храма отреставрированная мастерицей-золотошвеей (на эту работу ей потребовалось больше года!)

Община Покровского храма, отмечает о. Евгений, проводит большую работу по исследованию истории города, имеет широкие научные контакты и связи в Москве и Твери, участвует в научных и краеведческих конференциях. Кстати, Покровский храм как уникальный историко-культурный объект включен в туристические маршруты по Ржеву и уже активно посещается туристами. Словом, это интереснейший объект, который не столько про религию, сколько про историю Ржева и всей Тверской области.

На вопрос, интереса каких именно групп и посетителей ждут организаторы музея, о. Евгений ответил: самых разных. Включая детей и школьников, работников местных предприятий и организаций. Семь веков нашей православной истории заслуживают того, чтобы к ним прикоснуться.

Для того, чтобы узнать подробности о работе музея и сделать заявку на проведение экскурсии, можно позвонить по телефону: 8-980-639-25-37. Экскурсионными днями названы вторник, пятница и суббота. В остальные дни — в часы, когда нет богослужения, кроме понедельника.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *