ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
«Мощно!» Именно это слово я несколько раз слышала 30 июня от людей, приехавших на Ржевский мемориал Советскому солдату. И оно, думается, не только о масштабной и грандиозной фигуре солдата, которую видно за два десятка километров, и не только о впечатляющих переменах всей прилегающей территории, но и о тех эмоциях, которые испытывает каждый человек, придя к памятнику. Потому что у его создателей получилось то, ради чего и был задуман этот монумент: заставить нас, сегодняшних, вспомнить, что в этих полях восемь десятилетий назад полегло больше миллиона вставших на защиту Родины солдат, задуматься о трагедии, которую пережила наша страна, и склонить голову в знак скорби и благодарности к павшим, многие из которых остались неузнанными и до сих пор ненайденными.
БЕЗОПАСНОСТЬ — ПРЕВЫШЕ
Историю создания Ржевского мемориала и ход его строительства мы рассказывали не раз. Итог этой работы сегодня может увидеть каждый: с 1 июля мемориал наконец доступен для посещения. И многие ржевитяне с нетерпением ждали открытия и надеялись, что это событие, на которое обещали приехать главы государств, станет открытым для всех. Увы, это невозможно: и без того беспрецедентные меры безопасности, которые обязательны для каждого мероприятия с участием Президента РФ, были многократно усилены в связи с эпидемической ситуацией. Участники церемонии открытия, в которой, как стало известно, предполагалось присутствие Владимира Путина и Александра Лукашенко, за две недели до 30 июня были отправлены на обязательную самоизоляцию: и ветераны, и официальные лица, и авторы памятника.
Сама церемония была общедоступной только в виде прямой трансляции, которую вели центральные каналы и интернет-порталы. И даже журналистов из России и Беларуси допустили к памятнику только тогда, когда оттуда уехали (а точнее, улетели) первые лица двух государств. Остальное же время, с 11 часов утра, почти двумстам журналистам также пришлось пребывать в изоляции, в нескольких километрах от места события — в Есинском ДК. Кстати, нескольких ветеранов привезли туда же пообщаться с журналистами в спокойной обстановке. Но надо было видеть, как ждали они отъезда на мемориал и как надеялись на то, что президент все же их дождется… Надо сказать, что поселение встретило гостей радушно и постаралось максимально скрасить затянувшееся организованное ожидание, а ветераны держались молодцом и с удовольствием отвечали на вопросы перед камерами, правда, с некоторой обидой замечая, что привезут их уже «к шапошному разбору».
ДВА ПРЕЗИДЕНТА
Официальное открытие началось в 14 часов и было торжественным и подчеркнуто официальным. Наблюдая за церемонией, не верилось, что это действительно происходит на ржевской земле. Встреча двух президентов — большое событие для любой территории, а для нашей — невиданное.
Ощущения нереальности добавлял сам мемориал, контрастно возвышающийся на фоне взбитого пенными облаками неба. Точно такой же, как на рисунках компьютерной графики, больше года назад размещенных на официальном сайте РВИО. В то, что эти рисунки стали реальностью, убедиться, не побывав на месте, невозможно…
Президенты рука об руку возложили цветы к подножию памятника, почтили память павших минутой молчания и обратились к ветеранам и участникам торжественной церемонии, среди которых были губернатор Тверской области Игорь Руденя, государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота, помощник Президента РФ Владимир Мединский, авторы мемориала Алексей Коробцов и Константин Фомин и другие почетные гости. Президент РФ назвал Ржевский мемориал еще одним символом общей памяти, преклонения перед великим и самоотверженным подвигом солдата-героя и освободителя, поблагодарил создателей памятника и поисковиков, которые продолжают свою работу по всей стране, в том числе и на тверской земле.
— Ещё не так давно в официальной истории о боях подо Ржевом не принято было много говорить, — отметил он. — Мало, скупо рассказывали о тех событиях и сами участники — слишком тяжело было вспоминать страшную так называемую «Ржевскую мясорубку». Ожесточённые, изнуряющие, отчаянные сражения шли в этих местах долгие месяцы. Борьба велась за каждую рощу, пригорок, за каждый метр земли. Невозможно без боли думать о тех потерях, которые понесла здесь Красная армия. Погибли, были ранены, пропали без вести более одного миллиона трёхсот тысяч человек — чудовищная, просто немыслимая цифра. Значение этой затяжной кровопролитной битвы в победе советского народа над нацизмом огромно. Она окончательно показала врагу: пытаться вновь развернуть наступление на Москву невозможно, как невозможно сломить, покорить людей, вставших на защиту своей Родины. За каждым павшим вновь поднимался в бой советский солдат…
ПРЕДСТОИТ ОСОЗНАТЬ
Несколькими днями ранее Путин озвучил на всю страну масштаб человеческих потерь в боях за Ржев: более миллиона ста пятидесяти тысяч человек! То, что об этом много лет молчали — страшная и преступная несправедливость. То, что об этом говорят сейчас — результат работы историков, поисковиков, энтузиастов, продолжающих копать эту тему и землю, которая все еще хранит в себе десятки, если не тысячи, ненайденных могил. Поисковик Сергей Мачинский, который после окончания церемонии вместе с директором Музея Победы Александром Школьником провел для первых лиц экскурсию по музею, открытому при Ржевском мемориале, говорит, что каждый год отсюда поднимают не меньше тысячи останков. Семь миллионов человек воевало подо Ржевом — такие данные часом позже озвучил губернатор Игорь Руденя, отметив, что значение не только Ржевской битвы, но и других сражений нам еще предстоит осознать: так, в августе
1943-го, за год до знаменитой «Курской дуги» произошло танковое сражение, в котором участвовало более полутора тысяч железных машин. Нам, ныне живущим в сытости и комфорте, немыслимо осознать то, что происходило на нашей земле в Великую Отечественную…
— Война — это всегда кровь, ужас и смерть. В этой нечеловеческой, жестокой реальности бывают рубежи, противостояние на которых оплачено неимоверной ценой. Ржев — именно такое место, потому что за ним была столица нашей Родины и вся наша великая страна, — сказал в своем обращении Александр Лукашенко. — Здесь горела земля, плавился камень и крошилась броня, но не сдавался советский солдат: шёл в рукопашную в жёсткой схватке с врагом, когда заканчивались патроны, истекал кровью на снегу в лютый мороз, умирал, но стоял насмерть. Сотни тысяч героев полегли подо Ржевом, и для каждого из них это была последняя пядь родной земли, его земли, так же как для других воинов Брестская крепость, Невский выступ под Ленинградом, Буйничское поле под Могилёвом и Мамаев курган в Сталинграде… С глубочайшей признательностью мы склоняем голову перед мужеством и стойкостью всех, кто отдал жизнь за свободу нынешних и будущих поколений. Убеждён, что мемориал Советскому солдату подо Ржевом всегда будет символом нерушимой дружбы между Россией и Беларусью, местом всеобщей гордости и преклонения перед подвигом наших дедов и прадедов.
После завершения официальной части президенты пообщались с ветеранами, пожав руку каждому, сфотографировались с ними, — по правую руку Президента стоял ржевитянин Евгений Шелехов, — а также лично поблагодарили двух молодых авторов монумента. А потом высадили у подножия памятника две ели, приняв участие в акции «Сад памяти». И после посещения музея покинули ржевскую землю по воздуху — точно так же, как и прибыли сюда.
РЖЕВ — ПЕРВАЯ ТРЕЩИНА В ПЛАНЕ «БАРБАРОССА»
Во второй части церемонии принимали участие
губернатор Игорь Руденя, Александр Школьник, Владимир Мединский, Григорий Рапота, а также журналисты, руководство города и района, юнармейский отряд из школы N№ 12 и, конечно, ветераны. А еще здесь выступил хор Турецкого. И не случайно. Ранее руководитель хора Михаил Турецкий высказался в поддержку строительства мемориала, а теперь объяснил свою позицию, рассказав, что о Ржеве он слышал с детства.
— Мой отец воевал, он дошел до Берлина, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, и давно говорил: Ржев — место не такое известное, как Москва или Сталинград, но именно здесь получил первую серьезную трещину план «Барбаросса». Здесь, на прямом заходе на Москву, остановили фашизм, и это кровопролитное место стало первой победой над врагом. Тяжелой победой, героической, с большими потерями.
Хор у подножия памятника исполнил несколько песен: «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, «Течет река Волга». А потом присутствующие получили возможность осмотреть территорию комплекса, подняться на курган, откуда открываются впечатляющие виды — специально для этого у подножия фигуры солдата смонтирована площадка с ограждением. На курган ведет металлическая лестница из семидесяти ступеней. Еще одной достопримечательностью является открытый при мемориале музей, ставший одним из нескольких филиалов федерального Музея Победы. Экспозиций, подобных той, что представлена здесь, в Ржеве и районе еще не было: часть ее размещена прямо в стеклянном полу, где выложены найденные на местах боев предметы — так, что у посетителя складывается впечатление своего там присутствия. Та же идея положена в основу создания Ржевской диорамы, а здесь с помощью современного мультимедийного и акустического оборудования посетители полностью погружаются в атмосферу событий Великой Отечественной войны на Ржевско-Вяземском направлении.
Этот музей и сам памятник в ближайшее время станут очень посещаемыми: они вызывают большой интерес у огромного количества туристов, и будут включены в перечень экскурсий не только для взрослых, но и для старших школьников. Разработан региональный туристический маршрут «Земля воинской славы», предусматривающий посещение воинских захоронений и мемориальных комплексов Ржевского и Зубцовского районов.
МЫ ЗАСЛУЖИЛИ ЭТОТ ПАМЯТНИК
— Появление памятника такого масштаба на ржевской земле — большая честь для ее жителей, и честь заслуженная, — сказал глава Ржева Роман Крылов. — Какой ценой далась победа ржевитянам, мы все знаем с детства: тысячи погибших, угнанных в плен, стертый с лица земли город… Моя бабушка, которая ребенком была здесь в оккупации, а после освобождения Ржева жила в землянке с мамой, сестрами и братьями, неохотно, но иногда рассказывала о тех тяжелых временах. И нынешний памятник — еще одна дань уважения людям и ржевской земле и восстановление исторической справедливости по отношению к событиям, о которых десятилетиями молчали. Этот солдат, вырастающий из земли, для меня символ тех воинов, которые сложили головы за общую победу. Спасибо всем, кто приложил свои силы для создания монумента, а главное — спасибо тому героическому поколению, благодаря которому сегодня над нами сияет мирное небо.
Ветераны, которые побывали на открытии, считают так же. Одним из почетных гостей стал Евгений Степанович Книга, который выполнил данное на церемонии закладки камня будущего мемориала обещание обязательно побывать на его открытии.
— Это мемориал на века. Для меня это не просто памятник, а память о моей семье. Отец — участник войны, мать — труженик тыла, брат дошел до Берлина. Цель была одна — Победа, и мы ее дождались, — сказал ветеран войны, коренной ржевитянин Борис Иванович Воробьев.
Памятник получился по-настоящему монументальным. Одновременно пронзительным и мощным как по масштабу, так и по силе вызываемых чувств.
— Пока мы создаём памятники, пока мы приходим к памятникам, мы воевать не будем, мы избежим этой страшной трагедии. Как только мы забудем дорогу к этим святым местам, мы обязательно будем воевать, — сказал Президент Беларуси. В этих словах — ответ на вопрос, зачем нужны такие монументы и зачем их строить сейчас, когда после войны сменилось уже несколько поколений.
Светлана АРТЕМЬЕВА