ДИРИЖЁР

В консерватории Нижнего Новгорода есть удивительная галерея выдающихся музыкантов, фамилии которых золотыми буквами вписаны в историю музыки России. Есть там два имени наших земляков: Всеволода Александровича Коллара (1908-1979) и Маргариты Александровны Саморуковой (1925-2002), дирижёра, Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора консерватории.

Вот об этой удивительной женщине мы и расскажем.

Родилась Маргарита Александровна 11 марта 1925 года в Ржеве в семье медиков. Её отец работал в местной аптеке. В описании к карте А. Лосева, изданной в 1908 году, говорится, что в городе их было четыре. Одна — на Спасской площади (где памятник А.Н. Сеславину), недалеко от торговых рядов, в доме с проездом-аркой во внутренний двор. В начале XX века она принадлежала Феррей-Пахману, из известного рода московских фармацевтов. Здесь и сегодня разместилась аптека “Камелия”. На Князь-Федоровской стороне Ржева, на пересечении улиц Б. Ильинской и М. Ильинской, современных Ленина и Бехтерева, где сейчас магазин «Оптика», тоже была аптека.

* * *

Итак, скромная, благородная, трудолюбивая семья Саморуковых была достаточно известна в Ржеве. Когда Маргарита подросла, родители, всей душой любившие своего единственного ребенка, отдали ее «учиться музыке». Девочка росла любознательной и очень музыкальной.

Предполагаем, что в Ржеве первые уроки фортепиано Маргарита получила у Надежды Леонидовны Грешищевой (1881-1933), основательницы первой профессиональной музыкальной школы в г. Ржеве, праправнучки о. Матвея (Константиновского), духовника Н.В. Гоголя.

Согласно исследованиям известного ржевского музыканта и краеведа Э.В. Степниковой, «Школа свободного художника Н.Л. Грешищевой» была открыта в 1914 году. Образцом ее образовательной программы стала система обучения Московской школы имени Гнесиных. Преподавали в ржевской школе также М.А. Ангельская (хор), М.И. Коллар (вокал), Н.Т. Васильев, (хор). М.С. Поцепня (руководитель художественной бригады «Эстрада») и другие.

Изначально школа была частной, но с 20-х годов она вошла в ведомство Ржевского управления народного образования. Школа выпустила немало музыкантов, добившихся серьёзных успехов: И.Б. Мацкевич, В.А. Коллар, Н.С. Голова, Н.К. Мешко, С. Кеппе, В. Некрасова, Л. Иванова и другие; сыграла неоценимую роль в становлении профессионального музыкального образования в Ржеве и способствовала подъёму музыкальной культуры региона. Именно её выпускники в будущем составили основу ржевской музыкальной интеллигенции. Интересно, что, например, выпускница Надежда Семёновна Голова (Румянцева) стала своеобразным связующим звеном между двумя музыкальными школами Ржева: когда-то окончив школу Грешищевой, она была одним из первооткрывателей послевоенной музыкальной школы Я.И. Гуревича.

* * *

В октябре 1941 года мирную жизнь Саморуковых прервала война. Александр Саморуков, отец Маргариты, остался в городе по состоянию здоровья. И, занятый  мирным трудом аптекаря, не мог смириться с близким присутствием фашистов: установил контакты с партизанами, которым передавал собранные сведения о составе, численности, дислокации противника. Однако бдительные и осторожные враги его выследили, Саморуков был расстрелян. Но на этом не закончились беды семьи. Голод и лишения военного времени, а позднее — послевоенные репрессии и парадоксы нашей истории жестким катком прошлись по ее судьбе. Гибель отца-героя не могла перевесить надуманных обвинений не только против семьи в её якобы «вине» — в самом факте пребывания на оккупированной врагом территории. Это позорная графа анкеты долгое время препятствовала многим в налаживании мирной жизни, в получении образования, работы. Горько обижала она и Маргариту Александровну Саморукову. Даже после окончания Московской консерватории в 1952 году ей советовали не упоминать об этом периоде её жизни, всячески замалчивая эту ржевскую трагедию.

В 1947 году она окончила музыкальное училище при Московской консерватории по классу хорового дирижирования, класс профессора В.П. Мухина. После музыкального училища Маргарита Александровна становится студенткой дирижерского-хорового факультета Московской консерватории.

По распределению из консерватории Маргарита Александровна была направлена в Казань, где работала в Казанской консерватории (ее лично тогда пригласил для сотрудничества ректор Н.Г. Жиганов, сейчас консерватория носит его имя) и являлась главным хормейстером оперного театра. В фонде татарского радио хранятся обработки народных песен и хоровые произведения, исполненные оперным хором. Наряду с татарской хоровой музыкой, хор активно исполнял сочинения зарубежных, русских классиков, готовил концертные программы хоровых произведений из разных опер.

В 1956 г. по приглашению руководства г. Горького (теперь Нижний Новгород) Маргарита Александровна становится гл. хормейстером оперного театра. И тогда же переводится на преподавательскую работу в Горьковскую консерваторию им. М.И. Глинки, где проработала почти полвека. Но заветной мечтой Маргариты Александровны Саморуковой стало не только хоровое, но оркестровое дирижирование! Профессия тогда чисто мужская, требующая сильных решений, мужества и воли. И для ржевитянки это не стало преградой!

В 1962 г. Маргарита поступает в сильнейший музыкальный вуз страны, Ленинградскую консерваторию, по классу оперно-симфонического дирижирования, где сложилась уникальная система в управлении оркестрами. Это было совсем непросто, когда нужно не просто войти в другую музыкальную стратосферу, но полностью перезагрузиться из московской школы в петербургские строго академические традиции исполнительства.

Высочайший мастер Николай Рабинович (1908-1972) — один из основоположников советской дирижёрской школы. Обладая яркой исполнительской культурой, он дирижировал сочинениями классического и современного советского и зарубежного репертуара, а также руководил постановками Ленинградских оперных и опереточных спектаклей. В Нижегородской консерватории еще в 60-е годы ХХ века М.А. Саморукова «партизанским» методом ввела в консерватории уроки симфонического дирижирования, и учиться к ней ехали буквально со всего света. Профессор была непререкаемым авторитетом, воспитав около 200 музыкантов.

В Казанском и Горьковском оперных театрах Маргарита Александровна дирижирует операми «Башмачок», «Беглец», «Трубадур», «Травиата», «Цыганский барон», «Снегурочка», «Корневильскис колокола», «Сильва», а «Тетка Чарлея» — в Иркутском театре музкомедии. Она выступает в качестве симфонического дирижера с оркестрами Нижегородской филармонии, Московской и Ленинградской консерваторий; с Сочинским филармоническим оркестром исполняет «Реквием» Моцарта. И все же ее главным подвижническим трудом стала педагогическая деятельность в консерватории г. Горького/Н. Новгорода, ведущего музыкального вуза страны, открывал который наш с вами земляк Всеволод Александрович Коллар.

Все, что впитал талант Саморуковой, помноженный на труд прославленных учителей, пало на благодатную почву семейного воспитания и высоких моральных традиций. Все лучшие художественные достижения классики и современной эпохи переплавились в деятельности Маргариты Александровны в уникальное педагогическое творчество, в основе которого лежали феноменальное трудолюбие и самозабвенная любовь к музыке.

Ее ученики до сих пор вспоминают, что педагогическая система Саморуковой была универсальной. Студент попадал под пристальный взгляд наставника, который внимательно и точно проводил диагностику уровня его способностей, при этом открывая ученику неведомые ему самому потенции. Маргарита Александровна за свой счет возила своих студентов в Москву на консультацию к именитым дирижерам для «пробы руки».

Среди ее учеников: народный артист, гл. дирижер театра «Геликон-опера» В. Понькин; дирижер Мариинского театра С. Калагин, гл. дирижер Нижегородского симфонического оркестра А. Скульский; редактор Международного вещания радио на заграницу О. Федотова; дирижеры Нижегородского театра оперы и балета С. Вантеев и Е. Шейко; дирижер Архангельского симфонического оркестра В. Онуфриев; дирижер симфонического оркестра Днепропетровска В. Блинов; руководитель народного ансамбля Сормовского Дворца культуры А. Морозов; дирижер Ярославской филармонической хоровой капеллы А. Безухов и многие другие живущие и здравствующие музыканты России.

С первых дней совместной работы М. Саморукова приобщала первокурсников к аккуратности в работе с книгой, с нотным материалом, к межличностному общению, к анализу всего происходящего в искусстве и в жизни. Пунктуальная и требовательная к себе, Маргарита Александровна воспитывала эти качества и у своих учеников. Учила их дорожить временем и уважать авторитеты. Будучи сама глубоко думающим музыкантом, педагог погружала и влюбляла в музыкальное сотворчество своих учеников. Школа, которую проходили ученики Саморуковой, представляет целую уникальную академию искусства, музыки, науки, философии, творчества.

Контакты учителя с учениками не прерывались и тогда, когда её птенцы превращались в орлов, высоко поднимаясь по профессиональной лестнице. Практическая педагогика Маргариты Александровны нашла отражение в теоретическом наследии: её методические разработки используются в подготовке студентов консерваторий и музыкальных училищ страны.

М. Саморукова была единственной женщиной в составе исключительно мужского коллектива кафедры дирижирования. Начисто лишенная каких бы то ни было карьерных, тщеславных и чиноискательских соображений, она видела свою задачу в служении людям и искусству. Аскетизм натуры проявлялся во всем укладе ее жизни: многие годы она с мамой жила в одной комнате коммунальной квартиры; в пользу работы легко отказывалась от отдыха: быстро и легко собиралась в дорогу; ради дела забывала о пище; питалась чрезвычайно скромно. Даже будучи на отдыхе, Маргарита Александровна стремилась получить максимум пользы из каждой минуты. Критерием ценности жизни было использование времени для самосовершенствования, к чему она приучала и своих учеников. Любя спорт, особенно греблю, Маргарита Александровна говорила, что она очень помогает в укреплении мышц и суставов дирижера. Она всегда была в состоянии дуэли с самой собой, пытаясь переспорить физические возможности, например, за счет сокращения сна до трех часов в сутки.

Скромные деньги Маргарита Александровна не желала тратить на вещи, но никогда не останавливалась перед затратами на помощь ученикам, на ноты, на дорогие книги. Её личная библиотека постоянно пополнялась, а круг интересов мастера был неисчерпаем. Однокомнатная квартира напоминала читальный зал с нотным отделом и роялем посередине.

Активной была жизнь Маргариты Александровны и вне стен учебного класса: она вела интенсивное общение и переписку со своими бывшими учениками, состояла членом хорового и музыкального обществ, сотрудничала с фондом «Новые имена».

20 декабря 2002 года она скончалась. На беломраморном памятнике начертано «От благодарных учеников».

Действительно, больших и уникальных людей рождает и выпестывает ржевская провинция. Настоящих личностей, которыми прирастает великая Россия. И среди них — музыкант Маргарита Саморукова.

Ольга КУЗЬМИНА

Один отклик на ДИРИЖЁР

  1. Татьяна Буданова( в девичестве Приступа):

    Благодарю за рассказ о моей незабываемой , гениальной Маргарите Александровне! Я училась в ее классе с 1973 по 1978 годы. Она была легендой и высочайшим авторитетом, и, в то же время, очень родной и близкой музыкальной «мамой». Вклад ее в образование и становление нашей музыкальной культуры огромен и безценен! Низкий ей поклон !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *