Встреча памяти

15 февраля в России отмечается День воинов-интернационалистов — тех, кто выполнял свой долг и защищал честь и интересы своей Родины в «горячих точках» планеты: Афганистане, Вьетнаме, Корее, Чечне и других, рискуя, а порой и расплачиваясь за благополучие своего или «братского» народа собственной жизнью. Сосчитать всех погибших и пострадавших в этих войнах практически невозможно — статистика всегда дает лишь сухие приблизительные показатели, в то время как реальный урон, нанесенный участникам так называемых «локальных конфликтов», куда ощутимее и страшнее.

В списке ржевитян, погибших при исполнении своего интернационального долга в Афганистане, есть прапорщик Юрий Бойков, выпускник Ржевского медучилища. 1 февраля в музее при данном учебном заведении по инициативе общественной организации «Шурави» прошло мероприятие, посвященное памяти Юрия Бойкова. На встрече присутствовали также члены «Поста № 1».

Студент медучилища Владимир Шалашный рассказал о жизни и гибели прапорщика Бойкова.

— Юрий Иванович Бойков родился 30 мая 1948 года в деревне Сарафанниково Ржевского района. В детстве Юра не мечтал о престижных профессиях, как большинство его сверстников, а просто хотел лечить людей. Поэтому в 1963 году он поступил в Ржевское медицинское училище, по окончании которого получил профессию фельдшера. В 1967 году молодой фельдшер был призван на службу в Западную группу войск на территории Германской Демократической Республики. По завершении службы работал в поселке Победа, затем — в Ржеве в медвытрезвителе.

В 1973 году Юрий Бойков принимает решение вернуться в армию, поступив на должность начальника аптеки в 416-й гвардейский мотострелковый полк (позже — в 32-ю гвардейскую мотострелковую дивизию) и получив звание прапорщика. В составе этой дивизии летом 1980 года прапорщик Бойков отправляется в Афганистан.

6 июля 1981 года Юрий Бойков, оказывая помощь раненым прямо на поле боя, получил тяжелое ранение, от которого и скончался на руках у своих боевых товарищей. Юрию было всего 33 года. Прапорщик Бойков посмертно награжден орденом Красной Звезды.

Похоронен Юрий Бойков в Твери, а здесь, в нашем музее, установлена в честь него мемориальная доска.

Как уже было сказано, понятие «воин-интернационалист» охватывает не только «афганцев». Следующий выступавший, Виктор Александрович Попов, поведал собравшимся увлекательную историю о своей службе во Вьетнаме.

11_встреча-памяти— Я не ходил по джунглям с автоматом, как вы, вероятно, могли подумать. Мое участие во вьетнамской войне было другим: оно заключалось в обучении солдат и офицеров-вьетнамцев обращению с нашей, советской, военной техникой. Сами понимаете, без переводчиков в таком деле не обойтись — мы же языка не знали, хотя в процессе общения «нахватались» местных словечек и вскоре уже немного понимали друг друга: например, могли сказать, как работает радар или когда пора сделать перекур.

Хоть я и не участвовал в боевых действиях непосредственно, вражеских самолетов и их бомб никто не отменял. Объявляют часов в шесть утра воздушную тревогу, прилетает американский самолет и сбрасывает бомбы, которые взрываются не на земле, а в воздухе, радиус поражения у них — до 100 метров. А скорость у самолета большая, сбить его непросто. Однако лишь за время моего пребывания во Вьетнаме было сбито 800 самолетов противника (для сравнения — в ходе всей вьетнамской войны их сбили около 8500, в плен взяли 7000 летчиков).

Но опасность таили в себе не только бомбы. Уже сам климат Вьетнама не способствует комфортной жизни: температура там в зависимости от времени суток колеблется от 38 до 46 градусов жары, а влажность не опускается ниже 90 процентов, то есть постоянно ходишь насквозь мокрым. Одежда у нас была соответствующая климатическим условиям: легкая рубашка, такие же брюки, обувь наподобие резиновых шлепанцев, а на голове — пробковый шлем. Оружия никакого, одна палка из сырого бамбука, такой ударишь — мало не покажется. Предназначалась она в основном для защиты от змей, которых во Вьетнаме великое множество. Бывало, идешь куда-нибудь с проводником из местных, видишь — змея ползет, пропускаешь ее — от греха подальше, а проводник тебе и говорит: от этой через два с половиной часа умрешь, а есть у нас еще такая змейка, зелёная с черным, называется «пятиминутка», то есть, для отхода в мир иной будет достаточно пяти минут, причем, противоядия не существует.

Еще был случай: во время разгрузки эшелона я поранил о гвоздь руку. Рана показалась мне несерьезной, обрабатывать ее не стал, а к вечеру появилась опухоль, даже сыворотку пришлось вводить противостолбнячную. А если бы ее вовремя не ввели — кто знает, чем бы дело кончилось.

В итоге мы обучили 240 человек. На память о тех временах у меня остался значок, сделанный из «юбилейного», четырехсотого сбитого американского самолета. Есть ещё значок воина-интернационалиста, медаль от братского народа Вьетнама. Также мне и моим товарищам были присвоены звания Почетных граждан Сайгона.

Далее слово было предоставлено Александре Румянцевой, племяннице участника афганской войны и неизменной помощнице в проведении подобных мероприятий. Девушка читала стихотворение Евгения Коновалова «Я славлю 345-й полк». Ребята из этого полка охраняли одну «высотку» в течение трех суток, а когда их нашли и поспешили на помощь, в живых остались всего 5 человек, в их числе — автор стихотворения.

Я славлю триста сорок пятый,
И пусть давно я не в строю,
Я остаюсь твоим солдатом,
Ты нас сроднил в одном бою.
А вы мне дороги, ребята,
Вы, кто прошел Афган и кровь.
Я славлю триста сорок пятый
И вас хочу увидеть вновь.

Руководитель «Поста N№ 1», майор в отставке Валерий Соловьев, говоря о приближающемся 25-летии вывода советских войск из Афганистана, призвал почитать и помнить ветеранов афганской, чеченской и других войн не менее, чем ветеранов Великой Отечественной, ибо первые ничуть не уступали вторым в героизме и мужестве: предпочитали смерть плену, а если и попадали в плен, то не склоняли головы перед врагом, а всеми силами старались вновь обрести свободу. Иллюстрацией связи воевавших поколений послужило стихотворение Галины Розовой «Обелиск».

Здесь тишина, у Обелиска,
Цветы, торжественный покой…
Склонили ели ветви низко,
Земли касаясь, как рукой!

Наступил кульминационный момент встречи — торжественное возложение цветов к мемориальной доске Юрия Бойкова, затем — минута молчания.

Вадим Алексеевич Плющ, ветеран Афганистана, председатель общественной организации «Шурави»:

— Спасибо всем, кто пришел сегодня почтить память воина-интернационалиста, одного из многих погибших в годы афганской войны. Здесь прозвучало много добрых, теплых слов и пожелание будущим поколениям никогда не знать военных конфликтов и не забывать своего славного прошлого, своей истории. 15 февраля еще впереди, к этой дате у нас приурочены два мероприятия: 14 февраля в 10 часов — митинг и возложение цветов на мемориале воинам-интернационалистам и 22 февраля в 12 часов в клубе железнодорожников — концерт, который будет посвящен также Дню Защитника Отечества. Подробнее о наших мероприятиях и новостях можно узнать, посетив сайт shuravi.org.

Хочу сказать несколько слов о мемориале. Его строительство началось в 2011-м году, в 2012-м были установлены памятный знак (собственно, памятник) и ограждение, в 2013-м — входная группа. В этом году планируем воплотить в жизнь четвертый этап строительства — благоустройство прилегающей территории, конечно, если позволят средства.

Записала
Татьяна САФРОНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *