СЕВЕРНАЯ КАВАЛЕРИЯ

Ржев — в числе первых российских городов, кому посчастливилось посмотреть интереснейшую планшетную фотовыставку «Оленно-транспортные батальоны в снегах Заполярья», созданную в рамках культурно-просветительского проекта «Помним. Гордимся. Сохраним». Реализован проект на средства гранта главы Республики Коми, а организаторами выступили «Финно-угорский культурный центр РФ» и «Землячество Коми» в Москве при поддержке постоянного представительства Республики Коми при Президенте РФ, администрации Ржева и коллектива Ржевского выставочного зала.

Открытие выставки состоялось 28 мая в Выставочном зале Ржева.

Дружную группу гостей из региональной общественной организации «Землячество Коми» приветствовали заместитель главы Ржева Елена Ямщикова, председатель Собрания депутатов Ржевского района Валерий Румянцев и активист и краевед Андрей Калашников.

Между Коми и ржевской землей есть очень крепкая нить: здесь, у железнодорожной станции Осуга, в 1943 году погибли более ста уроженцев республики — и это только те, что стали известны благодаря краеведческой работе жителей села. Землячество Коми не раз приезжало в Осугу почтить память воинов-северян, и с тех пор установились крепкие связи с Ржевским районом.

Ведущая мероприятия Яна Васильченкова рассказала историю о том, что у Осуги, в братской могиле, похоронен солдат, которого провожала на войну ее бабушка. Они очень любили друг друга, были обручены, но война помешала их счастью. Яна прочла стихи на национальном языке и проникновенно спела песню об этой несбывшейся любви.

О нашей общей истории, о настоящем и будущем России говорили председатель Собрания депутатов Ржевского района Валерий Румянцев и краевед Андрей Калашников. На открытии выставки выступали председатель правления Региональной общественной организации «Землячество Коми» в Москве Людмила Великорода, уроженка села Усть-Цильма Наталья Скоркина (именно из этого села в ноябре 1941 года был сформирован 8-й оленно-транспортный батальон). Вдохновенно читал военные стихи четвероклассник школы № 2070 Никита Баранов; про «Белые ночи», что сейчас начались в Коми, исполнила собственное произведение композитор, член землячества, Жанна Габова.

Уверена, что для многих присутствующих стал открытием рассказ куратора и автора выставки, сотрудника «Финно-угорского культурного центра РФ» Лилии Чупрына (Сыктывкар) о том, как в годы Великой Отечественной войны на заполярном участке Карельского фронта действовали уникальные подразделения — оленно-транспортные батальоны, в состав которых входили оленеводы, крестьяне, рабочие, служащие Мурманской и Архангельской областей, Коми АССР и Ненецкого национального округа.

Выставочный проект включает в себя экспозицию из 30 планшетов, видеоролик с одноимённым названием проекта и демонстрацию документальных фильмов «Северная кавалерия» и «Путь подвига». Снимки запечатлели уходящих на фронт оленеводов, события повседневной службы и фронтовых будней оленеводческих подразделений Красной армии. Фотоработы дополнены архивными статьями, биографическими справками, историческими фактами о подвиге оленно-транспортных батальонов и вкладе народов Севера в Победу.

Экспозиция подготовлена в рамках финно-угорского сотрудничества и сформирована на основе архивных фотоматериалов из фондов Мурманского областного краеведческого музея, Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа, Ижемского районного историко-краеведческого музея и Интинского краеведческого музея.

Для коренных народов Севера олень — друг, брат, защитник, кормилец и главная ценность. Без приручения оленя жизнь оленевода в тундре была бы невозможна. Там, где современная цивилизация ещё не нарушила традиционный образ жизни человека, связь оленевода с оленем отражается во всём до мелочей. Оленеводство — основа жизненного уклада и культуры народов Крайнего Севера и Заполярья — широко развито у саамов, ненцев, коми, хантов, манси, эвенков, чукчей. Олень — важная часть религиозно-мифологической картины мира северян.

В декабре 1941 года на заполярном участке Карельского фронта начали создавать уникальные подразделения — оленно-транспортные батальоны.

Красноармейцы из числа местных оленеводов ориентировались в тундре, находили ягельники для выпаса оленей, умело прокладывали пути по бездорожью. Командирам оленно-лыжных батальонов необходимо было организовать выпас оленьего стада, избегая потерь от авиации противника на пастбищах. Для создания оленьих подразделений мобилизовали не только оленеводов, но и всех пригодных призывников: колхозников, рыбаков, охотников, далёких от оленеводства. Предполагалось, что тундровики быстро обучат остальных солдат. В военных билетах бойцов появились записи «ездовой», «оленевод», «пастух». Более десяти тысяч голов оленей отправились в Красную армию. Во время войны стало известно, что олени не боятся шума и никогда не нарушают тишины — даже раненые они не издают ни звука.

«Заполярная кавалерия», «рогатые дивизии», «северные танки», «полярный экспресс», «олени в штанах», «наши олешки» — какими только уважительными и добрыми прозвищами не удостаивали советские солдаты своих боевых друзей — северных оленей! Прибывшие с первой волной мобилизации осенью-зимой 1941 года лесные и тундровые олени были встречены с недоверием. Но вскоре все на Карельским фронте отметили преимущества оленей в тяжёлых боевых условиях. За огромные заслуги и неоценимую ежедневную помощь животные заслужили особую любовь!

Особое место в работе оленно-транспортных подразделений занимала санитарная эвакуация. За годы войны на оленях было транспортировано более десяти тысяч раненых. Во время боев нарты передавались каждому полковому медицинскому пункту.

Транспортные олени служили даже авиации. Подвозили к самолётам авиабомбы и патроны, доставляли боезапасы к дальним аэродромам. Оленеводы разыскивали в лесу наших лётчиков, совершивших вынужденную посадку, оказывали им помощь.

Если самолёты садились в тундре и не могли взлететь, бойцы эвакуировали их или разбирали по частям. На специальных больших нартах вывозили моторы повреждённых самолётов. Однажды ездовой 2-го оленьего транспорта Фёдор Вокуев на шести оленьих упряжках доставил к месту назначения знаменитый немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109 в неразобранном состоянии.

На Карельском фронте Красная армия активно использовала и собак. На фронт ушли оленеводы, олени и оленегонные собаки. Каждый оленевод взял с собой свою лучшую помощницу-лайку.

Сохранилось несчётное количество воспоминаний, преданий и рассказов, связанных с оленями на Карельском фронте…

Одна из центральных фотографий выставки — «Олень Яша», созданная в 1941 году знаменитым фотокорреспондентом Евгением Халдеем. У героя в кадре — собственная история. Получив контузию во время бомбардировки Мурманска, одинокий олень вышел из пригородных лесов к советским солдатам, которые взяли его к себе, прикормили и дали кличку Яша. В армии он служил три года. По завершении военных действий на Карельском фронте его вывезли в тундру, рассчитывая, что животное вернётся в родные места. Солдаты были крайне удивлены, когда заметили, как долго бежит за их грузовиками олень Яша…

В страшный период истории нашей страны не только у людей, но и у их друзей-животных наиболее ярко проявились такие качества, как отвага, мужество, взаимопомощь, преданность, дружба. Иногда не выдерживали люди и техника, но героями войны на рубежах Родины оставались северные олени. Им не вручались награды, не присваивались звания. Они, как и их старшие товарищи, воевали, погибали, спасая тысячи человеческих жизней, и тем самым приближали День Победы.

В наше время открыты памятники, посвящённые оленно-транспортным подразделениям в годы Великой Отечественной войны. Первый в России установлен 23 февраля 2012 года в Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа. Его автор — архангельский скульптор Сергей Сюхин. Скульптура изображает бойца-оленевода с оленем и собакой в диске полярного солнца. Снова, как в военное время, стоят они в карауле, а над ними, охраняя покой, летит священная птица…

Подготовила Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *