РЖЕВ. ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…

Ржевская округа на порубежье Московско-Смоленско-Псковско-Тверского пограничья исстари считалась заповедным краем, который звался Большой оковский лес (лес рек, лес волоков) — славянские ключи. Эти древние заселенные земли, как своего рода географический центр российской государственности, откуда берут начало крупнейшие водные недра Европы — Днепр, Волга, Западная Двина (Даугава), входят в единый природный комплекс Валдайской, Смоленской и Бельской возвышенностей, были известны еще из сказания об апостоле Андрее в «Повести временных лет»: «…Днепр же вытекает из Оковского леса и течёт на юг… Двина из того же леса вытекает и течёт на север… Из того же леса вытекает Волга и течёт на восток».

Водораздел трех великих рек восточно-европейской равнины исторически находился на границе нескольких «миров», позже объединенных в могучую Русь. Это место, по мнению историков, где из многих племен сформировались основы русской народности. Именно первые пристанища кривичей и славян (их главными городами были Смоленск и Новгород) положили начало образованию многих русских городов, объединенных, в том числе, крепкими корнями и духовными скрепами православия.

Летописные сведения о поселениях ржевского края на сегодня сохранились только с XIII века, когда они принадлежали к территории Смоленского владения на его пограничье с землями Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Потом в результате множественных военных баталий земли не единожды перекраивались, относясь и к Великому княжеству Литовскому, к Новгородчине и Замосковью. А уже позже — и к южным окраинам тверских владений.

Ржевский уезд, обширные пространства которого простирались от Зубцова, граничащего с московскими поселениями, до смоленских сычевско-вяземско-бельских лесов и северных осташковских пустынь, принадлежащих вместе с ржевскими владениями где-то псковичам, а где-то и новгородцам, занимал важное место в государственном устроительстве российских владений.

В эпоху Средневековья Ржев и его уезд находились на пограничье четырех мощных политических образований: Московского, Смоленского, Тверского великих княжеств и Новгородской боярской республики, отношения между которыми были часто конфликтными и даже враждебными.

М. Любавский, историк XIX века, один из первых исследователей ржевского края, говоря о сопредельных территориях ржевской земли в XIV веке, пишет, что юго-восточная ее часть граничила с Вяземским княжеством, которое «не доходило до Волги, отделяясь от нее владениями Тверскими (Зубцовский и Холмский уделы) и Фоминско-Березуйским княжеством, принадлежавшим Москве».

В 1356 году Ржев впервые был захвачен литовцами, но уже через два года, в 1358-м захватчики были изгнаны войсками великого князя Московского и Владимирского Ивана Красного, сына Ивана Калиты. По духовной грамоте отца Ивану Красному в наследство достались 23 города и селения, из них главные были Звенигород и Руза. Ржев был окраиной территории Москвы, имел свой кремль и тоже входил в московские владения.

При Иване Красном фактическое управление государством осуществлялось митрополитом Алексием, корни которого идут от старинного ржевского дворянского рода Плещеевых-Игнатьевых.

1359 год вновь стал переломным в тяжелой судьбе ржевского края: «великий князь Литовский Ольгерд опять сумел завоевать Ржев».

В народном эпосе существовало древнее предание о том, что длительное время Литва стояла у пограничья ржевско-зубцовских земель (к востоку от села Рогачево, около современной железнодорожной станции Осуга), не смея «ходить на Ржев». Потом «Зубцов она взяла, а Ржев Богородица оборонила». Воспоминания о литовском вторжении еще долго жили в народной памяти. Но особое разорение Литва оставила здесь в 1370 году.

В конце XIV века, когда Великий князь литовский Витовт «впервые занял Смоленск», ржевские земли все же оставались уделом московского княжества, являясь его важным порубежным форпостом в перекрестном владении волжских земель. Этот первый градообразующий центр на Верхневолжье был приписан к великому княжеству Московскому, являясь наследственной землей Дмитрия Донского.

Отмечая ключевое значение ржевских территорий на западном направлении, М. Любавский по этому поводу замечает: «Обладание означенными волостями должно было иметь особенное значение для Москвы, так как открывало ей прямое сообщение со Ржевою, которая была в «смесном» (перекрестном) владении Москвы, Твери и Литвы, а через Ржевский уезд и с Новгородскими владениями».

В XV веке произошло разделение Ржевского Поволжья на две части, что объясняется важными обстоятельствами. В 1462 году по кончине великого князя московского Василия II (внука Дмитрия Донского), которому ржевские земли принадлежали, волжские наделы приобрели новых московских хозяев. Его внуки старший Федор и младший Иван (сыновья князя Бориса Волоцкого) получили в наследство каждый по половине ржевской земли: Федору достались левобережные владения, Ивану — правобережье.

Князь-Дмитровская (Ивановская) сторона правого берега Волги стала так именоваться только в следующем, XVI веке. Князь Иван Борисович (Рузский), почивший в начале 1504 года, не оставив прямых наследников, завещал ржевские земли великому князю Ивану III — старшему сыну Василия II (Темного). В 1485 году к московским теперь уже царским землям были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское великое княжество (1485) и другие земли. Кроме того, в годы правления Ивана III развернулось большое каменное строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, других важных оборонительных рубежных городах. К числу русских форпостов относился и Ржев.

Иван III всего два года являлся законным управителем ржевского правобережья. В 1505 году эти земли переходят к его сыну Дмитрию Жилке, которому они принадлежали около 15 лет. По имени Дмитрия Ивановича правая сторона Волги пять веков обозначалась как Князь-Дмитровская. Скажем, что и поныне местные старожилы в бытовом разговоре могут упомянуть этот старинный топограф.

Стоит сказать, что духовным отцом князя Ивана III был преподобный Иосиф Волоцкий. Именно усилиями о. Иосифа личный княжеский удел «Руза и половина Ржева» перешли тогда не к Федору, а в казну Великого князя.

Немалую роль в духовном становлении ржевских земель в XVI веке оказывает митрополит Макарий — русский церковный деятель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 года. Стараниями пастыря ржевщина постоянно находилась в зоне внимания Москвы. Это была помощь в строительстве и подновлении храмов, надлежащем уходе за церковными строениями, в опытном подборе духовных наставников и священников, которые здесь служили.

Напомним, что в XV-XVI веках практически вся ржевская часть правобережья Волги относилась к патриаршим владениям («патриарша слобода», Московская, Ивановская) и знаменитому Иосифо-Волоцкому монастырю, находившемуся тогда в своем расцвете. Как известно, именно в эту эпоху монастырские владения сильно приросли новыми территориями, вобрав в свой состав более десяти уездов России.

В XVI веке Ржев как первый градообразующий центр и важный региональный «узел» на Волговерховье особо выделяется Москвой и административно признается важнейшим западным пограничьем московских владений, называясь Замосковским краем, Замосковьем, удельным городом Московского княжества.

26 января 1589 года на Всеобщем Московском Соборе «в великом княжении во Ржеве Володимерове» была впервые учреждена епископская кафедра. Как отмечают исследователи, во времена Федора Иоанновича (последнего представителя династии Рюриковичей, сына Ивана IV Грозного) на всю Россию тогда было четыре митрополита, шесть архиепископов и восемь епископов. В их числе и ржевский епископ.

Скажем, что только на волжском правом (московском, патриаршем, Иосифо-Волоцком) побережье ржевской земли (сначала княжества, потом уезда) в XVI веке насчитывалось 18 храмов. В двух из них имелись трапезные, причем 13 храмов уже были каменными.

Древнейший документ — Писцовая приправочная книга Князь-Дмитровской стороны за 1588 год, находящаяся в Российском государственном архиве древних актов, показывает, что к XVI веку ржевский край стал оплотом православия и зарождения крепкого духовного стержня на Волговерховье, надежным щитом российской государственности. Из источников: «Ржев и уезд «по духовному управлению с самого основания своего состоял в Московской или патриаршей епархии. Это право патриархов заведовать Ржевом и Ржевским уездом подтверждено было в 1619 году грамотою царя Михаила Федоровича, данную патриарху Филарету».

И все же западные соседи не желали отдавать столь дорогой и лакомый кусок. «Великая смута» вновь подогрела интерес к территориям Верхней Волги и Селигерскому краю. Польско-литовские отряды пана Лисовского в очередной раз крепко прошлись по московскому пограничью, уничтожая и селения, и людей.

В ржевском народном эпосе даже сохранилась легенда о том времени (1610 год), когда сеча в Ржеве была столь великая, что мужчины Князь-Дмитровской стороны все полегли в ней. Последние жители города схоронились тогда в Спасо-Преображенском храме, но один из неприятелей, переодевшись женщиной, хитростью вымолил открыть ему засов. Дорого обошлась ржевитянам доверчивость того ключаря: все горожане до единого погибли от рук врага, были вырезаны и удушены огнем пожарища. Кровь текла в Волгу потоком, на берегу которой и стояла соборная церковь, а на каменной ее стене проявилась красно-бурая полоса — отметина от впитавшейся в белый камень той кровяной реки.

Лишь в конце первой половины XVIII века, в 1744 году, ржевская земля вошла в состав Тверской епархии. К этому времени территория Ржевского уезда еще несколько расширилась за счет включения в нее отдельных местностей — Старицкого, Бельского, Торопецкого, Новоторжского и Новгородского уездов.

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *