МАРИЯ КЛАВДИЕВНА ТЕНИШЕВА
Продолжение. Начало в № 29
Екатерине Святополк-Четвертинской было трудно содержать имение Талашкино. И в 1893 году князь Тенишев покупает это имение на имя жены. При этом Екатерина Константиновна по-прежнему оставалась там хозяйкой. В Талашкино уже действовало сельхозучилище для крестьянских детей. Обе княгини стали развивать просветительскую и профобразовательную деятельность. В 1894 году был приобретён соседний хутор Флёново, в котором построили школу с общежитием и хозпостройками.
Во второй половине XIX века во многих европейских странах заметно возрождение народных традиций и национального самосознания. Это пошло из Англии как реакция на промышленную революцию: массовое производство утилитарных вещей, например, изделий ежедневного быта, привело к искажению форм и ухудшению их качества. И к недовольству в обществе. Так родилось движение «Искусство и ремёсла». В России тенденция выразилась, в частности, в пробуждении интереса обеспеченных слоёв общества к предметам художественного кустарного производства. Одним из центров такого производства было имение в Талашкино, где при школе были открыты столярная и глиноплетневая мастерская, для девочек — вышивание. Для преподавания и работы в мастерских были привлечены художники Сергей Малютин, Алексей Зиновьев, Владимир Бекетов, Дмитрий Стелецкий, Пётр Овчинников. Свои эскизы для выполнения столярных работ рисовали Михаил Врубель, Николай Рерих и сама Мария Тенишева. Талашкинские мастерские стали выпускать много продукции, и в Москве был открыт магазин «Родник» для продажи этих изделий. Кроме того, Мария Клавдиевна наладила надомное производство вышитых изделий, количество вышивальщиц доходило до двух тысяч.
Мария Тенишева обладала несомненным художественным вкусом и всегда хотела научиться рисовать. Она брала уроки рисования и во Франции, и в России — училась акварели у Нила Гоголинского в Петербурге, а затем в Бежице и Талашкино. В 1895 году Нил Алексеевич внезапно умер в Талашкино и был похоронен неподалёку.
Став княгиней и получив социальный статус, Тенишева решает употребить его на служение русской культуре. В 1895 году Тенишева вместе с Репиным открыли в Петербурге рисовальную школу. Материальные затраты Мария Клавдиевна взяла на себя, что позволило сделать обучение бесплатным. В школе учились ставшие потом широко известными художниками: И. Билибин, З. Серебрякова, С. Чехонин, Ю. Репин (сын художника), М. Добужинский, Е. Маковская (дочь художника) и другие.
С Ильёй Репиным и Александром Бенуа Тенишева познакомилась в 1891 году. А после того как заняла заметное положение в обществе, знакомство переросло в сотрудничество. Репин несколько раз рисовал портреты Тенишевой. «До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог. Кроме того, наскучили мне репинские неискренность и льстивость, наскучила эта манера как-то хитренько подмазываться к заказу… » За эти портреты Репин брал очень большие деньги.
Параллельно с Петербургской студией Тенишева открыла начальную рисовальную школу в Смоленске.
Мария Клавдиевна стала собирать коллекцию акварелей из России и Европы. Себе в помощники она пригласила Александра Бенуа, в то время он только начинал карьеру. Бенуа занялся поиском и покупкой картин, причём Тенишевой не всегда нравились его предпочтения: «В своём пристрастии он доходил до того, что свою личную антипатию переносил и на произведения. Мне это было непонятно. Никогда в жизни я не позволяла себе смешивать творения человека и его личность». Да и в честности Бенуа у Тенишевой были обоснованные сомнения.
Акварельная коллекция Марии Тенишевой из года в год росла и богатела, пользоваться ею было всё более затруднительно. Поэтому, когда было решено открыть Русский музей, в память об императоре Александре III, Тенишева предложила передать эту коллекцию в дар. Правда, в музей приняли только картины русских авторов — всего 470 картин. Великий Князь Георгий Михайлович заказал художнику Соколову портрет Марии Тенишевой и сам привёз его в музей. Кроме Соколова, портреты Тенишевой писали несколько художников: Репин, Серов, Степанов, Ционглинский, Куренной. Мужу Тенишевой все эти портреты не нравились, да и сама Мария была не в восторге от них. А Серов после критики мужа, как она написала: «…сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его». Этот портрет Тенишевой нравился больше других, хотя, по её мнению, его испортил Дягилев, заставив включить электрическое освещение, что дало желтизну лица.
С предложением создать художественный журнал к Тенишевой обратился Сергей Дягилев. Он стал главным редактором журнала «Мир искусства», а одним из сотрудников — Александр Бенуа, поклонник западного искусства.
С журналом стали сотрудничать художники Серов, Головин, Коровин, Левитан, Врубель и другие. Вначале отнеслись к журналу сочувственно Репин и Васнецов, но затем заняли критическую позицию. Направление журнала всё больше стало не нравиться Марии Клавдиевне. В нем стали травить художников, не нравившихся Дягилеву и его окружению, таких как Врубель, Верещагин и других, безмерно хвалили всё иностранное, высмеивали и вышучивали всё русское. Мария Клавдиевна была вынуждена прекратить своё участие, и без финансирования журнал закрылся.
У Марии Тенишевой была ещё одна страсть — коллекционирование русской старины. «С годами всё чаще и чаще, всё более и более русские древности останавливали моё внимание, манили, и всё шире и шире открывался передо мной целый, до сих пор неведомый мне мир, и этот мир всё сильнее приковывал меня к себе». Тенишева познакомилась с профессором В. Сизовым и увлеклась раскопками курганов под Смоленском. Стала активно искать, приобретать предметы старины. В этом ей помогали профессор Адриан Страхов и фотограф Иван Барщевский, который позже стал директором музея русской старины, подаренного городу Смоленску княгиней Тенишевой. Муж, Вячеслав Тенишев, ненавидел старину и иногда говорил: «Уберите отсюда эту дрянь, это только заводит пыль и моль». В этом ему была солидарна верная горничная Тенишевой Лиза Грабкина. Она говорила: «Какая вы барыня? Настоящая барыня нарядная, и шкафы её заняты только хорошими платьями, а у вас всякая дрянь на первом плане лежит, белья же совсем некуда девать… И чего вы всю эту дрянь копите? Я бы, если бы я была на вашем месте, ни о чём бы не думала таком, а всё франтила…» Постепенно старинных вещей накопилось очень много, ими были забиты все шкафы и кладовки. Мария Тенишева предложила Смоленску выделить помещение под музей русской старины, однако подходящего ей не предложили. И тогда её верная подруга Киту отдала свой участок в городе под строительство здания музея. Музей функционирует по сей день, являясь одной из достопримечательностей Смоленска.
Мария Клавдиевна много внимания уделяла духовному развитию окрестных жителей, и в первую очередь детей. Она приняла решение построить храм, причём обязательно в русском стиле. Основным проектировщиком стал приглашённый в Талашкино художник Сергей Малютин. Большую фантазию художника иллюстрирует немалое количество эскизов и рисунков храма. Марии Тенишевой малютинские затеи понравились, и строительство началось. Мозаику и роспись выполнил художник Николай Рерих. Но храм так и не был освящён, так как были нарушены каноны русской православной церкви.
По проектам художника Сергея Малютина в Талашкино были построены, кроме храма Святого Духа в русском стиле, дом для проживания его семьи и теремок. Храм и теремок можно увидеть в наши дни, они неизменно привлекают много посетителей.
В 1900 году Вячеслав Тенишев был назначен генеральным комиссаром русского отдела парижской выставки. В подготовке экспозиции активное участие принимала Мария, она привлекла известных художников. Были расписаны в русском сказочном стиле балалайки для оркестра, которые вызвали большой интерес. Кстати, в Талашкино из учащихся школы был организован балалаечный оркестр, которым руководил Василий Лидин, ставший впоследствии Тенишевой верным помощником в делах.
Российские павильоны в Париже пользовались большим успехом. К сожалению, в 1903 году князь Вячеслав Тенишев умер, был перевезен Талашкино и погребён.
Наступали смутные времена. В России начались революционные брожения. В Талашкинских мастерских и в школе стали появляться агитаторы, кто-то поджёг овин с сеном. Тенишева, Киту, Лидин уехали в Париж и пробыли там почти три года.
В Париже Мария Клавдиевна серьёзно занялась эмалевым делом, для чего устроила хорошую мастерскую. Она решила восстановить забытый с тринадцатого века способ выемчатой эмали и добилась в этом больших успехов. Вот что она сама пишет об этом: «…Я целиком ушла в изучение техники эмалей. Училась у деспота-старика на Монмартре гравированию на меди, училась выжигать, делала сама опыты с тугоплавкими осколками, находя их у старьёвщиков-антикваров. В библиотеке Лувра разыскала старинные формулы составов цветных эмалей: ни один минерал не назван там своим именем — это почти алхимия». Работая над эмалями, Мария получила больше двухсот тонов непрозрачной эмали, выдерживающих сильный огонь и не боявшихся кислот.
В своём письме к Тенишевой Николай Рерих писал: «Мне очень нравится Ваше увлечение эмалью, и оно ещё раз доказывает, как чутко и сознательно относитесь Вы к обновлению красоты русской жизни — возрождая это исконное дело, связующее нас с далёкой колыбелью Востока». Вернувшись в Россию, Мария Клавдиевна защитила диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». Это было время пожара Первой мировой войны. Затем произошли революционные события, и далее опять практически в том же составе — Тенишева, Киту, Лидин, Елизавета Грапкина — сумели выбраться в Париж. Начался новый этап трудной, полной лишений жизни в эмиграции, но это уже другая история.
Продолжение следует
Виктор МОРОЗОВ