КАК РОМАН ДМИТРИЕВ ПРЕОБРАЖАЕТ РЖЕВ

С работами художника Романа Дмитриева знакомы, сами не того не ведая, многие из нас. Находясь у здания нового МФЦ на улице Калинина, ржевитяне обращают внимание на запечатленный на стене соседнего строения значимый исторический момент: март 1943-го, советские воины водружают знамя на один из домов освобожденного Ржева. Проходя мимо ветеринарной клиники, которая находится возле Дома детского творчества, любуются на недавно поселившихся на лечебнице забавных домашних животных. Смотришь на жизнерадостных козочек, овечек, собачек, лошадок — и на душе становится теплее и радостнее. Такое же впечатление — теплое и радостное — остается после общения с художником. Кто знает Романа — подтвердит, что это так.

Роман Дмитриев родился в Юрмале, в семье военно-служащего и учительницы английского языка. Одаренность ребенка проявилась практически сразу после рождения: родители вспоминают, что рисовать Рома начал раньше, чем ходить. В качестве холстов предпочитал обои, желательно свежепоклеенные — на них художественные композиции получались лучше всего. С возрастом рисунки перемещались в специально подаренные для этих целей альбомы и блокноты. Любимыми героями рисунков мальчика стали персонажи диснеевских мультфильмов. Родители относились к увлечению сына снисходительно-одобрительно, даже пытались (а вдруг гений?) отдать мальчика в художественную школу, но с этим как-то не сложилось…

Как бывает в семьях военных, Дмитриевы часто переезжали. Но к 1990 году, когда сын окончил четвертый класс, определились с постоянным местом жительства — переехали на родину отца, в Ржев. Когда — ближе к старшим классам — Роме подарили компьютер, юноша увлекся компьютерной графикой и языками программирования, при этом продолжая рисовать. По окончании школы поступил в ржевский сельхозтехникум, а спустя три года — в МИФИ, на факультет автоматики и вычислительной техники. Был призван в ряды Вооруженных Сил. Служба в армии понравилась.

— Пришел к выводу, что карьера военного — это то, что нужно для меня, — рассказывает художник. — Но, дослужившись до звания прапорщика, понял, что сделал неверный выбор. Однако именно он указал мне правильный путь. Проходя военную службу по контракту в Нижнем Новгороде, попал на соревнования по автозвуку. Это такая тусовка автолюбителей, где представлены тюнингованные автомобили, соревнующиеся между собой в громкости стереосистемы. Здесь впервые увидел автомобиль с аэрографией. Это была любовь с первого взгляда. Понял, что хочу делать так же и даже лучше. Это было в 2006 году, с этого момента началось мое осознанное становление как художника. В то время аэрография только зарождалась в России, поэтому приходилось пользоваться иностранными сайтами, по крупицам собирать информацию о принципах нанесения рисунка с помощью аэрографа, о технологических процессах. Чем больше изучал это направление, тем отчетливее понимал, что аэрограф — это лишь инструмент и мне его не хватает для решения творческих задач. Решил перейти на кисти, с их помощью укрепил рисунок, освоил новые техники нанесения. С помощью кисти можно решить любую творческую задачу. О граффити как о субкультуре к тому времени я уже был наслышан, но рисование непонятных слов на заборах меня не привлекало. А именно это и есть граффити — написание тега, или, по-русски, своего имени. Эта субкультура довольно закрытая, поэтому не совсем понятная для обычного зрителя. Стрит-арт — это по большей части грамотно вписанные в городское пространство художественные работы. Это могут быть картины, инсталляции, мозаика, витражи, барельефы и даже скульптуры. В советское время этому уделялось много внимания, хотя тематика была ограничена в основном соц-артом. И тем не менее каждый город был украшен монументальным искусством. Вспомните, какая шикарная мозаика была на Доме пионеров! Так что все новое — хорошо забытое старое.

В наше время ощущается большой запрос от общества на визуальное уличное искусство, стали проводиться масштабные фестивали по стрит-арту в разных городах. Монументальное искусство опять востребовано. На этой волне мне захотелось выйти на улицу и сделать что-то в городском пространстве. В 2015 году я купил десяток баллончиков с краской и сделал первую уличную работу. Поучаствовать в прямом диалоге со зрителем, минуя галереи и выставочные площади, — разве это не здорово?

Самым масштабным проектом Романа Дмитриева стала совместная работа с голландской художницей Вапке Феенстра, которая реализует в деревнях Тверской и Калужской областей творческие проекты, направленные на выявление уникальных особенностей сел. Общая работа запечатлена на трехэтажном здании в селе Пушкино, что под Тверью. В работе принимали участие сельские дети, на основе их фантазий и впечатлений подготовили собирательный образ села, который Роман воплотил на фасаде дома. Работы художника можно увидеть не только в Тверской области, но и в Ярославской и Ивановской областях, а также в Москве. Наряду с жизнерадостными картинами и веселыми пейзажами есть и серьезные работы.

— Самым эмоционально сложным проектом стала работа 2017 года на тверской улице имени героя России пограничника В. Елизарова, — сообщает Роман. — На ней неравнодушные люди возвели мемориал в память о подвиге парня, отдавшего жизнь за нас, за Отечество. При подготовке к работе пришлось изучить много материала. Еще один социально важный проект воплощен в Ржеве, на улице Калинина, рядом с недавно открывшимся офисом МФЦ. В качестве ключевых факторов его создания — история моей семьи. 31 марта 1942 года была казнена группа ржевских подпольщиков, возглавляемая Алексеем Телешевым. Одним из подпольщиков был мой родственник по отцовской линии Константин Дмитриев. Идею перенести на стену здания фотографию одного из значимых моментов истории города — водружение знамени в только что освобожденном Ржеве — поддержали родные и друзья. Этой работой я хочу выразить благодарность погибшим в боях, тылу, подполье и не дожившим до дня, когда была сделана эта фотография. Я решил не просто перерисовать фото, а выполнить работу в плакатном стиле при помощи трафарета.

Роман — не только художник, но и фотограф. Фотоаппарат для него — такой же инструмент самовыражения, как кисть или баллончик с краской. В фотографии художнику интересны люди — без прикрас, в контексте повседневности, а также жизнь городских улиц. Фотография — не просто увлечение. Дмитриев развивается как коммерческий фотограф и графический дизайнер. Его заказчики — организации и предприятия, которым необходима качественная реклама.

Роман считает, что искусство развивается не само по себе, а движется параллельно развитию общества. Время показывает, что социальный запрос развивается даже в глубинке. Вписать современное искусство в городское пространство не так сложно. Достаточно предоставить молодежи легальную площадку для реализации художественного таланта — те же стены.

— Нужно проводить конкурсы, соревнования по стрит-арту, — убежден Роман Дмитриев. — В каждом городе есть серые, обшарпанные трансформаторные, компрессорные сооружения и прочие строения хозяйственного назначения. Отдайте их художникам, они знают, как сделать красиво. В Москве и других крупных городах так и поступают, даже выделяются средства. Тем самым решается несколько задач: нет необходимости в покраске дешевыми составами, которые облезают и выцветают через год, преображается пространство. Было бы замечательно, если бы подобная практика появилась в Ржеве. Уверен, что за художниками дело не станет — у нас много талантливой молодежи. Единственное, мне хотелось бы пожелать молодым художникам больше практики и смелости. Как говорил Пабло Пикассо, «откладывайте на завтра лишь то, что вы не хотите завершить до самой смерти. Действие — основной ключ к успеху».

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *