НЕ БЕЙ, НЕ БОЙСЯ, НЕ БЕГИ

Вокруг начавшейся частичной мобилизации сформировалось облако слухов, которое работает на рост тревожных настроений и создает избыточную нервозность в обществе. Если после 24 февраля, когда первая эмоциональная волна схлынула, часть людей адаптировалась, а часть отстранилась и приняла решение, что происходящее их никак не касается, то после 21 сентября стало понятно: спецоперация в Украине — не «где-то там», а прямо здесь, и касается практически каждого. Многие к этому оказались совершенно не готовы. Речь не только про граждан, но и про бизнес, государственные службы и предприятия.

Нечеткость формулировки — кого же конкретно призывают, в каком порядке, в какие сроки — поставила много вопросов. В любой ситуации неопределенности, особенно связанной с риском, создается почва для быстрого распространения слухов, мифов и фейковых новостей. Но дело даже не столько в фейках. Нечеткость определения категорий, попадающих под призыв, вызвала два встречных эффекта: кампанейщину со стороны военкоматов, которая приводит к появлению в СМИ неудобных фактов и к включению у граждан стрессовых реакции — «бей», «беги», «замри». Отсюда волна иммиграции и уклонения от призыва.

Паника и страх — во-первых, очень плохие советчики даже с бытовой точки зрения, что уж говорить про ситуации, скажем мягко, неординарные. Во-вторых — любой поступок, принятый на фоне паники, на самом деле ситуацию только усугубляет. По итогу — вирусность негативной повестки. Ведь с наибольшей готовностью человек передает ту информацию, которая указывает на угрозы. Причем исследования периода пандемии показывают, что не столь важно, доверяет ли человек сам тому, что передает, или нет, — важно сообщить.

Считаю необходимым для общества и государственной власти соблюдать максимальную прозрачность, не бояться выносить факты перегибов, проводить работу над ошибками — не искать виновных, а формировать систему. Без ошибок в системе госуправления не бывает.

Мне «посчастливилось» в конце 90-х быть приписанным к военкомату Октябрьского района Барнаула, где я участвовал в двух призывах на военные сборы. Помню два момента: а) абсолютное нежелание предприятий помогать, выделять автобусы для перевозки резервистов на танковый полигон в Алейск, что было, прежде всего, связано с авторитетом самой армии в те годы, так и с превалированием капиталистических ценностей над патриотическими; б) палочную систему — отправку всех, кто попался под руку, так как и тогда уклонистов было много, никто не спешил на пару-тройку недель выпасть из гражданской жизни. Надеюсь, что за двадцать лет что-то поменялось к лучшему.

Итак, если вы трезво считаете, что не подходите под категорию призыва, первым делом сообщите в прокуратуру, в ОНФ по телефону 8-800-200-34-11, на «горячую линию» Минобороны России — 8-800-100-77-07. Военкоматы после шумихи в СМИ о мобилизации немобилизуемых стали аккуратнее, перегибы случаются всё реже.

Второе — обсуждение ситуации с вашим работодателем, его немедленное информирование. Есть варианты отсрочки, брони. Сейчас каждый специалист в отраслях, важных для обороноспособности и жизнеобеспечения страны, на вес золота. Знаю по опыту, что в авиапроме даны указания немедленно сообщать о повестках руководству, где-то созданы «группы немедленной поддержки» из представителей кадровых служб и профсоюзов для отработки случаев по повесткам. Такие группы успешно работают, у них есть соответствующий административный вес и ресурс для решения ситуации.

Третье — готовиться к неизбежному. Отсрочки и брони могут быть не навсегда, пойдем все. Поэтому бессмысленно рассуждать, кто и почему не согласен с политикой государства и действиями власти, на эти разговоры времени сейчас нет. Сейчас главный вопрос: мы их или они нас?

Готовиться к обороне, активно помогать стране можно по-разному. Однозначно — это сохранять спокойствие, соблюдать информационную гигиену, сообщать о каких-либо нарушениях, так как лучше предупредить, чем разбирать последствия, а также добросовестно выполнять свою работу. Сейчас как никогда важны четкая работа на местах, занятия в школах и вузах, работа в больницах, решение вопросов ЖКХ и транспорта, производство различных товаров, уборочная и посевная кампании так далее. Важно не допустить парализации простых процессов, когда в самой безобидной ситуации возникает проблема из-за банального разгильдяйства, от недосмотра из-за всепоглощающего обсуждения сводок с мест боев, диванной критики военачальников (при этом, не зная, где вообще находится, например, Красный Лиман).

Давайте будем гражданами нашей великой страны с выполнением всех писаных и неписаных обязанностей, налагаемых этим высоким статусом. На фронте и в тылу.

Вячеслав ЗАМЯТИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *