ПРИДАТЬ УСКОРЕНИЕ БИЗНЕСУ

Отвлеку от фронтовых новостей, переключу на экономику. Часто говорят, что в целом налоговое бремя на бизнес в России достаточно тяжелое. Соглашусь, но отчасти. Для индивидуальных предпринимателей, особенно тех, кто оказывает услуги частным лицам, условия очень выгодные и находятся на уровне офшора.

Посудите сами. Налог «упрощенца» — всего 6 процентов от оборота или 15 от суммы «доходы минус расходы». Да, нужно регулярно платить в Пенсионный фонд, ведь работа в ИП засчитывается в трудовой стаж — причем есть ли деятельность у ИП или нет, но в Пенсионный фонд оплату все равно сделать нужно. Да, есть еще проценты банков за снятие наличных со счета ИП, но все равно ставки налогообложения низкие. У самозанятых ставка еще меньше и нет необходимости в платежах в ПФР, но и стаж не считается.

Возьмём для примера союзную республику Беларусь. Наши условия по упрощенке для ООО и ИП для них просто как сказка. С 2023 года индивидуальные предприниматели РБ вообще не смогут пользоваться упрощенной системой налогообложения, а подоходный налог для них увеличится с 16 до 20 процентов, с 2024-го — до 25-ти. Когда я говорю про наши 6 — белорусы даже не верят.

Общался недавно с итальянцами, так те слезно жаловались на свою всезнающую налоговую, нашедшую скрытые активы и начислившую недоимку. В нашу ставку 6 процентов для того же адвоката или частно практикующего врача не поверили, пришлось подключать в спор наших общих друзей, владевших гостиницей в Москве. Итальянцы говорят: при таких условиях у нас был бы бум предпринимательства, все бы старались что-то свое продавать, мастерить, оказывать бытовые услуги, репетиторствовать, ремонтировать машины, квартиры, строить дома и прочее.

Так почему у нас так мало предпринимателей? Частных подрядчиков? Статистика перед пандемийным годом говорит, что на каждые 10 тысяч жителей нашей страны в среднем приходилось 181 малое и среднее предприятие. Для сравнения: в Германии — 338, в Польше — 548, в Эстонии — 681. При этом географическое распределение компаний неравномерное. Например, в Санкт-Петербурге на 10 тысяч граждан в 2018 году было 427 субъектов малого бизнеса, а на Северном Кавказе — 20. В Тверской области темпы развития предпринимательства не самые высокие, хотя у нас под боком две крупнейшие агломерации.

Реализуя проекты в разных частях страны, мы все чаще привлекаем частных подрядчиков, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Если ранее мы сталкивались в основном с активностью программистов или электромонтажников, то сейчас видим в целом тенденцию выхода «гаражной экономики» из тени. Значит, тот же налог на профессиональный доход дал дополнительный стимул для развития, трансформации частников в классические предприятия или артели.

Помимо дохода, предпринимательство (даже малое, на уровне репетитора) дает еще возможность развивать свои навыки, повышает самореализацию. Ведь самореализация — это один из самых мощных источников уверенности в себе, которая далее тянет за собой все остальные сферы жизни.

На мой взгляд, нужно развивать предпринимательство в Ржеве, рассказывать простым языком о налоговых режимах, мерах поддержки, помогать выбрать нишу, подсказывать, с чего начать. Ведь вокруг нас много крупных и средних предприятий, заинтересованных в подрядчиках, масса частных заказчиков услуг: от репетиторства до реконструкции кровли, установки забора и прочего. Процесс сложный, завязан на нашу ментальность, традиции, но очень важный, так как развитие предпринимательства — важный способ направления энергии и амбиций граждан на благо экономического развития территорий, ускорение модернизации и создание достойных рабочих мест.

Вячеслав ЗАМЯТИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *