МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ РЖЕВА С ТУРИЗМОМ ИЛИ БЕЗ

В соцсетях часто муссируют тему туристического потенциала Ржева: нужен нам турист или нет, какие от него выгоды и перспективы. Мне она интересна тоже. Я лично несколько раз задавал министру экономического развития Ивану Егорову вопросы типа: какое будущее у Ржева: аграрное, промышленное, туристическое? Если развиваем фермеров и сельхозпереработку — значит, уклон в эту сферу? Идут разговоры о филиале технического вуза — так мы все-таки промышленный город? И каждый раз ответ сводился к мысли, что развивать нужно все, но каким сформируется город в ближайшие 5-10 лет, таким и будет его будущее на долгие 50.

Этот ответ идет вразрез со сложившимся патерналистическими традициями, так как ставит нас перед выбором и ответственностью.

Начнем с туристической сферы. Да, при сегодняшнем состоянии отрасли гостеприимства в нашем городе большой пользы от туристов нет. Мы обсуждали эту тему с председателем Совета по туризму Владимиром Карповым и пришли к выводу, что сейчас Ржев не готов предложить многочисленным гостям варианты длительного времяпрепровождения. Получается, они приехали, посмотрели, припасенный бутерброд съели — и дальше. Экскурсоводы не требуются — у турфирм есть свои, они давным-давно срисовали все наши маршруты и узнали основные фишки. Сходить гостю куда-то можно, но это пара музеев и галерея.

В том же Кашине, Калязине, Торжке примерно та же картина, хотя автобусов и автопутешественников приезжает много. Особенно тоскливо с туризмом в зимнее время: смотреть особо нечего, нигде не пройдешься, не посидишь, гостиницы — ужас, нет ни навигации нормальной, ни продуманных маршрутов. Остаются церкви. И здесь Ржеву сложно что-то противопоставить локализованному архитектурному комплексу в той же Старице или храмам Торжка. Понятно, что паломничество не даст особой выгоды для казны города, как и не вовлечёт малый и средний бизнес. Получается, что трафик на Селигер (а 60 процентов машин проходит через Ржев) и владельцы «дальних дач» приносят городу и району больше эффекта, чем туристы. Транзитники останавливаются в продуктовых и строительных магазинах, в точках общепита, заправляют и моют машины, покупают товары…

Сломать тренд «поверхностного туризма» помогут решения, опробованные другими городами России и Беларуси. Одним из перспективных направлений являются тематические фестивали, совмещенные с ярмарками. Но не с палатками шашлыка, пластиковыми стульями и привязанными к деревьям мусорными пакетами, как у нас это обычно бывает, а иного уровня. С продуманной программой, с изюминкой.

Моя коллега по компании «РУСАЛ» волею судеб переехала в белорусский Гродно, где сугубо по общественной инициативе, так как обладала опытом pr-кампаний, предложила провести велофестиваль, квест с поиском сокровищ. Причем мероприятие охватывало весь город, превращало его на один день в единую локацию.

Эффект от мероприятия не заставил себя ждать. Формат привлек больше пятнадцати тысяч туристов не только из Беларуси, но из Литвы и Польши (в те времена, когда это было возможно). После велофестиваля было много других, проходивших с неменьшим интересом. Важно, что администрация города стала оргкомитетом, направила поток гостей в действительно достойные места. Предприниматели при этом получали статус партнера фестиваля, а туристы — четкую навигацию и понимание о проверенных и рекомендуемых точках общепита, гостиницах и многом другом. На следующей год те из предпринимателей, кто не попал в список, делали всё, чтобы повысить уровень обслуживания, стать полноценным партнером и получить аккредитацию или место на ярмарке.

У нас в Ржеве миллион идей для таких мероприятий, в том числе по военно-патриотической тематике: гонка героев, тактический лыжный марафон и прочее. Ведь чем дольше будут оставаться туристы в городе, тем больше будет денег у предпринимателей, а следовательно, через налоги и прямые платежи за аренду и аккредитацию, их будет в бюджете.

Нужно признать, что туристическая отрасль не изменит кардинально жизнь каждого горожанина, — этот бизнес все-таки сезонный, небольшой по ВРП и занятости. На практике доказано, что туризм повышает общий культурный уровень, держит в тонусе местную власть в плане благоустройства и дорожной инфраструктуры, а также рождает новые бизнесы.

Для примера приведу завод «РжевМаш». Идея его появления возникла в 2015 году, когда московский предприниматель Константин Рзаев по дороге на Селигер банально увидел в Ржеве растяжку о продаже промышленной площадки бывшего РМЗ. Город в целом понравился, при этом с машиностроительной историей. Тверской «Экомеханике» требовались как раз площади под расширение. Пару звонков и встреч — и площадка после тяжелого банкротства получила новую жизнь, с новым названием, с новым профилем работы. Многие знают, какими были цеха до покупки, видят, какие они стали сейчас (не говоря про организацию сотни рабочих мест и привлечение местных смежных подрядчиков и компаний). Кто-то приехал из Москвы, кто-то из Твери, кто-то прижился, кто-то нет, но, несомненно, каждый из «варягов» принес в город что-то свое, обогатил его своим опытом, видением и делами.

Уверен, что такие истории могут сложиться и в будущем, ведь реальное экономическое развитие Ржева, повышение благосостояния его горожан и уровня жизни в целом зависит от развития как существующих промышленных, торговых и инфраструктурных предприятий, так и появления новых. Извините за прямоту, но никто из бизнесменов средней и крупной руки, руководителей государственных или квазигосударственных предприятий не будет даже в потенциале рассматривать скучный и неинтересный город, территорию без перспективы, без своей изюминки и без самоуважения горожан.

Думаю, что этот тезис нужно ржевитянам принять и поддержать инициативы по качественной трансформации города и прилагающих территорий. За инвесторов сейчас бьются не только муниципальные образования — целые области, федеральные округа. Каждый предлагает тот образ будущего для своей территории, который должен привлечь инициативных бизнесменов, новаторов из государственных структур. Уверен, Ржев при должной консолидации городского сообщества может участвовать в этом процессе. Невозможно просто стоять на месте и ничего не делать, не менять само восприятие и отношение. Важно показать ржевитянам, каким наш город видят его гости, спокойно принять все недостатки и сформировать программу корректирующих мероприятий. Важно на уровне школы развивать навык гостеприимства, прививать любовь к своему родному городу, учить достойно рассказывать о его прошлом и настоящем. По сути, это нормальный менеджмент организации. И если мы не будем этого делать, то окажемся еще в большей периферии, чем сейчас.

Конечно, я слышу брюзжание тех, кто остался на обочине политической, да и будем откровенны, экономической жизни. Да, они хотят вернуть всё вспять, быть подальше от начальства и поближе к «кухне» (чуть не сказал — к школьной базовой столовой). Нет, коллеги, нужно меняться и адаптироваться, искать возможности в новых условиях. Старой жизни уже не будет, а новая зависит только от нас самих.

Вячеслав ЗАМЯТИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *