ЧУДЕСЕН МИР ИЗЯЩНОГО ФАРФОРА

В центре Старицы, в отреставрированном особняке XIX века, уютно расположился музей фарфора, стекла и керамики. Создали его два предпринимателя из Подмосковья, Алексей Киселев и Валерий Фетискин. Коллекция, собранная братьями, настолько обширна, что ее едва вмещают два этажа купеческого здания.

На первом этаже — посуда: от лаконичных, обрамленных каемочкой белых тарелок до изящных, изысканно расписанных сервизов, ваз, молочников, сливочников, рыбниц, пашотниц известных русских и иностранных мастеров XVIII-XX веков. Любуясь размещенными в застекленных стеллажах изящными изделиями, можно — из находящихся рядом информационных материалов — познакомиться с создателями этой красоты.

Вот, например, посуда второй старейшей германской фарфоровой фабрики «Фюрстенберг»,
основанной герцогом Карлом I в 1747 году и функционирующей до сих пор. Фирменным штрихом является отделка оригинальных сервизов 24-каратным золотом. К подборке персонала на фабрике подходят тщательнейшим образом: мастера годами проходят обучение и допускаются к работе только после многократных испытаний. Поэтому престижные отели и рестораны чтут за честь иметь посуду этой торговой марки.

Интересна история изготовления фарфора в Англии. Открыв фарфоровое производство позднее других европейских стран, Великобритания отличилась: создала костяной фарфор, который признан первым по прочности и красоте. Идея добавить в фарфор пережженные кости домашних животных пришла в голову художнику фарфоровой мануфактуры Томасу Фраю в 1748 году. А с 1815-го все крупные фабрики Англии перешли на костяной фарфор, превосходящий по прочности китайские аналоги.

А вот изделия более современной фабрики фарфора и керамики Гише, которая находится в польском городе Богучице. Предприятие основано в 1920 году, в 1955-м переименовано в Богучицкий фарфоровый завод. Сейчас продукцию предприятия приобрести не так-то просто: в 2009-м году завод обанкротился.

Широко представлена в музее коллекция кузнецовского фарфора. К концу XIX века предприятия династии российских промышленников Кузнецовых были крупнейшими в Европе, а к началу века XX фарфороделы стали монополистами в России. Кстати, в музее есть изделия всех трех известнейших российских дореволюционных предприятий: кроме завода Кузнецова, выставлены изделия братьев Корниловых и Гарднера. Приобрести продукцию популярных в позапрошлом веке марок мог практически любой потребитель. Работу кузнецовских фабрик можно было встретить в домах даже низшего сословия; яркие сервизы Гарднера были по карману покупателям со средним достатком, а изящный фарфор с изысканной росписью украшал особняки состоятельных людей.

От экспозиции фарфоровых статуэток, расположенной на втором этаже музея, трудно отвести глаз. Разнообразные животные, человеческие фигурки, жанровые сценки — все это можно разглядывать часами. Несмотря на то, что тут в основном представлены изделия европейских фабрик, изготовленные в прошлом веке, создается ощущение старины. Любуясь античными ангелочками, элегантными дамами и кавалерами, роскошными экипажами, томными красавицами в образах времен года, трудно поверить, что это хрупкое великолепие создано всего лишь каких-то полвека назад.

Особенно завораживают изделия из кружевного фарфора, который зародился в Дрездене. Глядя на барышень в вычурных ажурных платьях, создается ощущение, что фарфоровые фигурки наряжены в настоящие кружева. Это почти так. Технология изготовления такого изящества следующая: мастера покрывают настоящие кружева фарфоровой массой и помещают в печь для обжига. Нитяное кружево выгорает, фарфоровое — остается.

Если глаза устали от глянца, можно полюбоваться статуэтками из бисквитного фарфора. Это изделия, которые не покрывают глазурью, поэтому не имеют традиционного «блестящего» вида. Родился бисквитный фарфор во Франции, там же и приобрел особую популярность.

А с фигурками животных, изготовленных нашими земляками — мастерами из Конаковского фаянсового завода имени Калинина (ныне, к сожалению, обанкротившегося) — знаком, наверное, каждый. Наверняка в бабушкином или прабабушкином серванте «жил» подобный зайчик, котик, слоненок или олененок. Сегодня в Конаково вновь выпускают изделия под брендом «Конаковский фаянс»: два года назад открыт производственно-туристический «Центр ремесел Конаковский фаянс», функционирует мастерская художественных промыслов, поэтому есть надежда, что традиционное искусство будет продолжаться.

В третьем зале, также расположенном на втором этаже, можно ознакомиться с коллекцией пивных кружек из Чехии и Германии, а также полюбоваться на различные аптечные, бытовые склянки и парфюмерные пузырьки — некоторые даже с остатками духов или одеколона. А еще сфотографироваться у камина, украшенного старинными изразцами.

Поэтому, если у вас есть время, отправляйтесь в Старицу и посетите музей фарфора, стекла и керамики. Не пожалеете.

Елена СМИРНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *