О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЁН

К 80-летию освобождения Ржева

80 лет прошло с марта 1943 года, когда город вновь отстоял своё мирное небо… Уникальным историческим фактом можно считать возобновление на Верхневолжье активной концертной и театральной деятельности уже практически через год, в 1944-м, когда в Ржев стали приезжать артисты с концертами и спектаклями. Думается, старшее поколение жителей помнит о гастролях областного театра в Ржеве, где каждое выступление становилось событием в культурной жизни нашего города.

Напомним, что с февраля-марта 1942 года вновь действует Калининский областной отдел искусств при облисполкоме, который регулирует всю культурно-массовую работу на территории области, за исключением оккупированных районов. А через три месяца после освобождения Калинина (16 декабря 1941 года) в областном центре регулярно проводятся концерты Калининской областной филармонии.

Калининский областной драмтеатр работал уже с середины зимы 1942 года. В сентябре 1941-го драмтеатр был эвакуирован в Кировскую область, в Советск. Но в начале 1942 года труппа вернулась в родной город. Само здание театра во время военных действий было сильно разрушено и до 1951-го репетиции и спектакли проходили в помещении Театра юного зрителя на улице Советская.

Во втором квартале 1942 года в Калинине создается Областной театр эстрады, который за 9 месяцев провел 590 концертов: из них на стационарной сцене — 20, выездных — 120, гастрольных — 70. Состоялось 380 выездов на фронтовые концерты. Газета «Пролетарская правда» от 12 октября 1943 года писала, что театр эстрады только за два летних месяца дал 50 спектаклей в районных центрах и колхозах. Концертная бригада побывала в Бежецком, Сонковском, Сандовском и Молоковском районах».

При руководстве Калининского фронта постоянно действовал ансамбль песни и пляски, который обслуживал воинов-бойцов, выступал перед ранеными в госпиталях. Он был создан в 1941-м, а позже штатно закреплен при Калининской филармонии.

Из воспоминаний Г. Пожидаева: «По-своему трудно и интересно складывалась судьба ансамбля песни и пляски Калининского фронта. До мая 1942 года в Центральном доме Красной Армии (Москва) был балалаечный оркестр в составе 120 человек. Потом его разбили на две группы. Одну направили на Брянский фронт, другую — на Калининский. Дирижер вновь рожденного ансамбля Калининского фронта, композитор Г. Фрид вспоминает: «В состав нашей группы входили: оркестр народных инструментов (домры, балалайки, баяны, гусли), трубы, тромбоны, ударные, чтецы, танцоры, певцы — всего 50 человек…»

Газета «Пролетарская правда» (6 апреля 1943 года) сообщала: «С большим успехом прошли в Калинине выступления ансамбля красноармейской песни и пляски Калининского фронта. Слушатели тепло встречают орденоносца тов. Кузнецова, прекрасно исполнившего романс «Обойми, поцелуй» и «Гусли», а также солиста Миценко. Тов. Лакштовский отлично «просвистел» «Соловья» Алябьева. Большим успехом пользовалась у слушателей «Подмосковная лирика» в исполнении орденоносца Науменко. Концерт закончился массовой красноармейской пляской, в которой выделялись своим мастерством Родин, Митрофанов, Черниченко и Голубев».

С 22 октября 1943 года при филармонии уже штатно начинает работать ансамбль русской песни и пляски, переформированный из ансамбля красноармейской песни и пляски Калининского фронта. Его первоначальный состав 39 человек. В том же году, то есть всего за 2 месяца, ансамбль дает 18 выездных концертов: 2 концерта в Кувшиново, 2 — в Бологом, 3 — в Максатихе, 3 — в Спирове, 2 — в Торжке, 6 — в Боровичах Новгородской области.

Норма выступлений в месяц составляла 18 концертов плюс почти ежедневные репетиции и подготовка новых программ. Среднее число слушателей на концертах предполагалось до 400 человек. Штат ансамбля на конец 1943 года составлял 58 единиц (артисты, музыканты, административный и хозяйственный персонал, костюмер и так далее).

Заработанные средства тратились на приобретение новых костюмов, баянов, сценического инвентаря, нот, книг, топлива для транспорта. Кассовый сбор с одного концерта составлял 2000 рублей.

При этом ежемесячная зарплата высшего персонала (администратор, директор, худрук) была всего лишь 100 рублей в месяц!

Все концерты были платными, если проходили в оборудованных помещениях (театрах, клубах). Средняя стоимость билетов составляла 5 рублей. И залы были всегда при аншлаге.

Напомним, что в годы войны материальная составляющая любого семейного дохода была очень болезненной. Да, продукты и товары первой необходимости распределялись по карточкам, а магазинные цены фиксировались на низком уровне, создавая постоянный дефицит самых необходимых вещей. Дополнительно приходилось отовариваться на рынках, где цены были неимоверно высокими и неподъемными. И вместе с тем люди изыскивали и находили возможность посетить концерты и сценические постановки, чтобы хоть как-то скрасить и одухотворить тяжелую военную будничность.

Для примера: зарплата железнодорожника в месяц составляла 500-550 рублей, рабочего — 500-600, врача — 350-450, инженера — 1000 рублей. А теперь приведем цены на отдельные продукты первой необходимости (1944 год, на рынке). Соль помола № 1 стоила 80 рублей за кг, гречневая крупа «ядрица» — 250 рублей за кг, макароны из муки 1-го сорта — 200 рублей за кг, хлеб ржаной из обойной муки стоил 24 рубля, яйца столовые 1-го сорта (десяток) 200 рублей.

И все равно, востребованность зрелищных мероприятий у публики была огромной.

Так, в 1944 году были организованы выступления ансамбля русской песни и пляски в Торжке, Кувшиново, Пено, Бологое, Удомле, Максатихе, Бежецке, Спирово, Вышнем Волочке, Калашниково… Всего состоялось 36 выездных концертов. В Калинине за год — 216 концертов. Это площадка горсада (60), драмтеатр (50), выступления на предприятиях города (20) и так далее.

В июне 1944 года только в Ржеве прошло пять концертов ансамбля.

Многие концерты были шефские, то есть без дополнительной оплаты артистам. Кроме того, в графике выступлений обязательно стояли выезды в госпитали, фронтовые малые формы выступлений, гастрольные посещения районных центров области.

Очень трудно решались кадровые проблемы, комплектование творческого художественного состава (певцов, особенно мужских голосов, танцоров, музыкантов) и постоянное отсутствие полной концертирующей труппы из-за болезней, выбытия артистов вследствие разных причин (например, мобилизация), бытовых сложностей.

Отсутствие костюмов, обуви, неукомплектованность ансамбля не позволяли расширить и развернуть концертную деятельность в полную меру.

Первым художественным руководителем Ансамбля стал Александр Капульский. А первых участников, непосредственно работающих на сцене, в первый год было не более 15 человек. Хористам приходилось участвовать в танцах, а танцорам — петь в хоре. Среди них были колхозники и ткачихи, моряки и шоферы. Так, за плечами солиста ансамбля Виктора Гармашова числилось девять побегов из немецкого плена.

В августе 1944 года коллектив из Калининской филармонии принял участие в конкурсных прослушиваниях в Москве в концертном зале им. П.И. Чайковского, где вызвал самые одобрительные отзывы. Он вошел в первую шестерку лучших ансамблей Всесоюзного уровня, составив конкуренцию известнейшему и популярному московскому хору им. М. Пятницкого, а также Уральскому, Воронежскому, Горьковскому (позднее это стал Волжский хор) коллективам, которые были в стране общепризнанными эталонами. На этом смотре калининцам было присвоено звание «Ансамбль высшей категории».

Областная газета от 16 сентября 1944 года отмечала: «Калининский ансамбль песни и пляски участвовал во Всесоюзном смотре исполнителей русской народной песни (руководитель А. Капульский). Всего на смотр приехали 38 коллективов.  Калининский коллектив вышел в третий тур смотра и добился права выступления в столице. Существенную помощь в подготовке к смотру оказала Т. Устинова. Она приложила много сил, в результате чего танцевальная часть ансамбля, прежде отстававшая от вокальной, подтянулась. Ансамбль исполнил ряд песен, записанных в Тверской губернии еще в 70-80 годах XIX века. Некоторые песни были специально обработаны композитором Капульским: «Волга», «Взойди, солнышко», «Ах, вы сени, мои сени». В репертуар хора во-шли произведения отечественной классики, например, «Соловушка» и «Причитание» Чайковского из оперы «Мазепа», а также «Песня темного леса» Бородина. Костюмы выполнены по эскизам художника В. Иванова. В планах коллектива на ближайшее время — поездка по городам Калининской области, ряд шефских и открытых концертов в городе и по радио».

Хореографы ансамбля — Н. Надеждина (позже ставшая основателем легендарной «Березки») и Т. Устинова (впоследствии уникальный и самобытный балетмейстер Государственного хора им. М. Пятницкого).

Калининский ансамбль песни и пляски под руководством Надежды Сергеевны Надеждиной  неоднократно бывал в Ржеве после его освобождения. И это были не разовые концерты, а часто многодневные гастроли в нашем городе, где артисты выступали в школах, на строящихся заводах. Она и сама часто принимала участие в концертах как плясунья и танцорша.

В начале Великой Отечественной войны Надежда Сергеевна сначала была балетмейстером в ансамбле Сибирского военного округа, затем в ансамбле Карельского, потом Западного и Калининского фронтов. В этих должностях Надеждина ставила танцевальные номера во фронтовых бригадах, в агитбригадах, неоднократно выезжала на концерты в действующую армию.

После удачного выступления в Москве на конкурсе она была приглашена художественным руководителем балетного отделения Московской эстрады (1946-1948 годы). Одновременно она продолжала руководить ансамблем Калининской филармонии. В свободное от прямых рабочих обязанностей время Надеждина изучала фольклор северных областей России, вынашивая идею создать свой аутентичный хореографический ансамбль, уникальный по своей сути. Так оно и случилось. В 1948 году Надежда Сергеевна организовала ансамбль русского народного танца «Березка».

Первыми танцовщицами «Березки» были молодые колхозницы из Калининской области. Двадцать красивых статных девушек вели по сцене хоровод, поражая публику своим невероятным умением даже не идти, а плыть. Это было первое выступление «Березки». Со временем способности участниц коллектива «плыть» по сцене стала визитной карточкой группы, а секрет этого фокуса стал их главной коммерческой тайной.

«Березка» — своего рода открытие в сценическом воплощении русского народного танца. Этот ансамбль стал родоначальником нового стиля современной хореографии. Благодаря Надежде Надеждиной, много лет изучавшей русскую культуру, танцовщицы точно и правдиво передают настроение народного танца, отражают сущность народного бытия и богатство русской души, подчеркивают самобытность фольклора. В 2023 году «Березке» исполняется 75 лет. Будем помнить, что корни ее проросли на тверском Верхневолжье.

Четыре года жили мы войною,

И мы забыть не вправе ничего.

Мир куплен слишком дорогой ценою:

Художник — кистью, музыкант — игрою,

Поэт — стихами. Береги его!

Ольга КУЗЬМИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *