ВЕРНУТЬ ОБРАЗОВАНИЕ

Когда несколько лет назад принимались решения о прекращении деятельности филиалов университетов в таких, как Ржев, городах, вряд ли последствия этих решений осознавались в полной мере. А вот сейчас весь перечень порожденных этими действиями минусов здесь ощущается очень явно и влечет за собой целый комплекс сопутствующих проблем. Не только для выпускников, которым стало негде учиться на родине. Не только для их родителей, которые в экономически, политически и морально нестабильное время вынуждены отправлять ещё не оперившихся детей в другие города (или уезжать вместе с ними). Не только и не столько для людей, сколько для экономики и перспектив этих самых городов, где ещё более острым становится кадровый и демографический вопрос.

Попыток изменить ситуацию здесь, в Ржеве, за последнее время было предпринято много — настолько, что эта тема, ввиду отсутствия быстрого результата, стала предметом зубоскальства диванных критиков в социальных сетях. Однако тем, кто действительно изучил вопрос, понятно: он системный, и решать его надо, причем на высоком уровне.

К сожалению, наши большие проблемы на расстоянии порой видятся совсем в другом масштабе. Но ждать, когда кто-то снизойдет и их заметит, наивно и бесперспективно. Нужно пытаться поднять информацию, всколыхнуть компетентные и заинтересованные структуры, и делать это всеми доступными способами. А если движение уже началось — принимать участие в дальнейшем его расширении.

22 марта в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике. Основной вопрос повестки заседания — «Образование в малых городах как драйвер их развития». И глава Ржевского муниципального округа, получив приглашение принять участие в совещании, согласился выступить с докладом.

— Я в самом начале отметил, что обычное участие в такого рода мероприятиях не принесет результатов, если на них не озвучивать проблематику лично. Просто посидеть и послушать, что говорят и, возможно, чем хвалятся другие на брифинге, даже таком высокопоставленном (и при том, что есть что сказать самому), делать хорошую мину при плохой игре, считаю неправильным, — рассказывает Роман Крылов.

— Роман Сергеевич, тема круглого стола обозначена очень ёмко и правильно: образование на самом деле является драйвером развития территории, а его отсутствие действует ровно наоборот. И, как говорится, признание проблемы — уже шаг к её решению. Расскажите, пожалуйста, кто принимал участие в обсуждении и как оно проходило в целом. Ну и, конечно, поговорим о Вашем докладе.

— Состав участников был довольно ёмким: представители учебных заведений, бизнес-структур, торгово-промышленных палат. Почему именно Торгово-промышленная палата? Во вступительном слове вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев рассказал, что данное заседание проходит в преддверии заседания правления ТПП России, которое будет посвящено роли системы торгово-промышленных палат в подготовке кадров для предпринимательского сообщества в современных условиях. Экспертное сообщество ТПП России считается ключевым партнером органов власти в повышении профессионального уровня кадров для предпринимательства, поэтому там предполагалось обсудить основные задачи и проблемы развития среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации, их корреляцию с рынком труда в современных условиях. Представители бизнеса, к счастью, хорошо понимают: потенциал экономического роста в регионах напрямую связан с инвесторами, а инвесторы в первую очередь смотрят, есть в регионе квалифицированные кадры или нет. Получается замкнутый круг…

Что касается докладчиков, их было несколько. В их числе — руководитель проектов ТПП Московской области Антонина Ватолкина (в прошлом ржевитянка, которая не теряет связи с нашим городом), ещё директор по региональному развитию крупной компании, президент крупного вуза… Я в своем докладе планировал рассказать о том, как организована подготовка кадров у нас: вначале о кванториуме и «Точках роста» в школах, об открытии педагогических и медицинских классов, об участии школьников и студентов Ржева во всероссийских движениях, о патриотической и воспитательной работе — в этом плане у нас наработан богатый опыт.

А во второй части доклада мне хотелось обратить внимание на сложности: что отсутствует связь между колледжами и предприятиями по прохождению практики студентами с последующим трудоустройством, что наряду с нашей работой по профориентации молодёжи и поддержке их инициатив и потенциала, не представляется возможным решить на муниципальном уровне вопрос с возможностью получать здесь очное высшее образование. И что даже практика трехсторонних договоров целевого обучения не приносит тех результатов, на которые она рассчитана.

— Вы сказали «планировал», и сразу стало понятно, что на деле получилось что-то другое?

— Да. Я сам не предполагал, что моя речь будет отличаться от задуманной. В ходе обсуждения одного из докладов перед моим одна из участниц дискуссии высказалась так: я сама лично принимала участие в процессе аттестации вузов и считаю, что филиалы были закрыты совершенно правильно, ведь они давали некачественное образование. Что, мол, вместо филиалов можно открыть центры дуального, дистанционного образования… После этих слов мой доклад просто обязан был стать иным.

С этого я и начал. Сказал, что подготовил текст и презентацию, но читать его не буду.

— А вместо них?

— Рассказал то, что не раз говорил на встречах с молодыми людьми здесь, в Ржеве. Как однажды передо мной встал вопрос, где учиться. Как я поступил в вуз, а потом преподавал там, работая на предприятии. Как из студентов мы выбирали будущих сотрудников для «Электромеханики» и как теперь на многих из них и держится предприятие. И как теперь, четвертый год возглавляя город, я вижу пагубные последствия такого исхода высшего профессионального образования.

Здесь мне было чем иллюстрировать свои слова — в качестве негативного примера я как раз и привел историю с прекращением деятельности филиалов вузов в Ржеве. Когда в ходе очередной аттестации кому-то пришло в голову оценить их знаете по каким критериям? По окупаемости — раз (причем с позиции областного города), и по наличию иностранных студентов — два.

Я рассказал, как была вы-строена работа раньше, когда филиал технического университета готовил студентов более полувека, а юридический факультет ТвГУ тоже успел сделать несколько успешных выпусков. В них не только ржевские ребята учились, к нам приезжали выпускники школ со всего юго-запада Тверской области — и отучившись, кто-то уезжал назад, кто-то оставался здесь. Потому что во время практики они уже были знакомы с местными предприятиями и с промышленностью в целом, они имели практические навыки. Тогда был сложившийся и успешный тандем предприятий и образовательных учреждений: здания, в которых располагались филиалы университетов, содержались за счет промышленных предприятий Ржева, были оборудованы современные лаборатории, укреплялась материально-техническая база.

— Именно это и пытаются вернуть сейчас, правда, в современных реалиях, разрушив до основания что-то, очень сложно строить заново…

— Да. Я рассказал о Ржеве и его предприятиях. Вот, говорю, пример. Есть город, где действовало несколько предприятий машиностроения и оборонно-промышленного комплекса. Вы представляете себе дистанционное дуальное обучение для людей, которым завтра работать с высокими технологиями и практическим материаловедением, рассчитывать нагрузки для летательной техники различного назначения? Какими специалистами, прослушав теоретические курсы пусть даже от компетентнейших преподавателей, они придут на предприятия, если не видели в глаза производство ни разу?

А если уедут в большие города учиться — обратно не вернутся: работу, семью, связи скорее всего выстроят там.

Президент РФ в Послании Федеральному Собранию заявил о том, что необходимо возвращаться к старой системе образования. Нужно возвращать филиалы в малые города, — это жизненно необходимо. И кроме этого, пробовать открывать выделенные факультеты сильных вузов именно на таких территориях, где это необходимо, строить здесь учебные корпуса, общежития, связывать вузы с предприятиями. И таким образом поддерживать Ржев квалифицированными кадрами.

— Вас услышали?

— Думаю, да, потому что вектор обсуждения сменился. Мне показалось, доклады стали более эмоциональными. После меня как раз выступал президент Южно-Уральского государственного университета Александр Шестаков, он рассказал, что его вузу удалось сохранить 14 филиалов. Поделился, какой высокой ценой это достигается, и поддержал меня в том, что никакой окупаемости от таких филиалов ждать не приходится — их содержат за счет других сфер деятельности, но такие расходы оправданны. Ведь основная задача вуза — воспитать молодых специалистов, и поэтому государственная поддержка просто необходима.

После окончания брифинга мы ещё пообщались и нашли общие подходы.

А ещё были интересные доклады, которые как раз доказали, что такая практика не нова и целесообразна. Соучредитель туристического агентства рассказала о том, что мировая практика подтверждает успешность таких городков, где, например, из 35 тысяч жителей 7 тысяч — студенты и преподаватели. И там хорошо знают, что, например, чтобы получить профессию ветеринара, нужно ехать в такую-то провинцию: этому учат только там. То есть ремесло, профессиональная направленность, как раз прикреплены к определенной местности! И жизнь этой местности дает как раз предприятие и образовательное учреждение. А как дело обстоит с преподавателями — кто из высококлассных специалистов едет в провинцию работать? Едут, и ещё как. Дело в подходе: если ты не прошел эту ступень, по карьерной лестнице тебе дальше продвигаться будет очень сложно. Поэтому каждый уважающий себя специалист обязан какое-то время преподавать.

— Роман Сергеевич, Вы умеете быть убедительным, и хочется надеяться, Ваша позиция будет услышана не только участниками этого конкретного круглого стола. Ведь, как Вы сказали, он явился подготовительным мероприятием для ещё более масштабного обсуждения вопроса.

— Я тоже на это надеюсь. На следующий день мне позвонили организаторы и заверили, что тезисы моего до-клада войдут в те документы, которые готовятся для вынесения на уровень Минобразования РФ и Государственной Думы.

Записала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *