ПОДЕЛИСЬ СВОИМ ЗНАНИЕМ

Уже не первый год подряд Ржев присоединяется ко Всероссийской просветительской акции «Поделись своим Знанием», которую проводит Российское общество «Знание» вместе с лекторами, спикерами и людьми разных профессий, готовыми поделиться с молодёжью своим опытом.

В этом году главными темами проводимых в Ржеве лекций стали медиаграмотность, когнитивный суверенитет личности в информационном поле и вовлечение молодёжи в процесс сохранения исторической правды и памяти.

В начале сентября фондом поддержки благотворительных инициатив «Ржевский рубеж» было принято решение присоединиться к вышеназванной акции и провести просветительскую работу со ржевскими школьниками. Нельзя не отметить активность наших педагогов, все они с радостью поддержали инициативу и подготовили площадки для выступления. Акция продлится до конца сентября, но несколько лекций уже прошли: в 5-й, 7-й и 12-й школах. Расскажу, как это было.

Лекции мы проводим совместно с руководителем фонда Павлом Колосовым. Моя часть посвящена вопросам интернет-безопасности, а Павел рассказывает о работе фонда и о том, каким образом молодёжь может стать частью интересных событий и мероприятий, какие знания и навыки получить.

Но знания тем и хороши, что их можно не только получать, но и щедро ими делиться. С каждой школой лекцию согласовываем отдельно, наработанных тем немало, основной, конечно, остаётся медиаграмотность. Также будем говорить с ребятами и о работе медиацентров, и о личном бренде волонтёра и общественного деятеля. Конечно, о тех же фейках, сложных паролях или подозрительных ссылках со школьниками и до нас говорили уже достаточно много, теперь мы предлагаем им углубиться в тему информационно-психологической безопасности и когнитивного суверенитета.

Когнитивный суверенитет пока что для нас понятие незнакомое и непонятное, вот и пытаемся понять, о чём же это всё-таки идёт речь.

«Когнитивный суверенитет — это когда вам в голову не могут положить чужой смысл, у вас достаточно собственных аналитических способностей, чтобы отделять то, что вам действительно нужно, от того, что вам навязано чужими», — пишет Дмитрий Песков, специальный представитель Президента Российской Федерации по цифровому и технологическому развитию. Пожалуй, это одно из самых доступных для понимания определений когнитивного суверенитета. Но для того, чтобы с лёгкостью отделять зёрна от плевел в части бесконечно поступающей к нам информации, надо обладать несколькими разными знаниями. «Я знаю, что» — вы прочитали новость и теперь знаете о тех фактах, про которые там написано. Это фактическое знание. «Я знаю, как» — вы знаете, каким образом это произошло, кто был участниками событий. Это процедурное знание. «Я знаю, почему» — вы знаете, какая была цель. Это концептуальное знание. Обладая таким знанием, вы можете видеть взаимосвязи, рассматривать события в отдалённой перспективе. Но ещё не забывайте о «Я знаю, зачем» — что хотел донести до вас автор? Зачем он это рассказал? Чтобы проинформировать или привлечь вас на чью-то сторону? Это была объективная информация или в ней присутствовали механизмы манипуляции вашим мнением? Когда вы, читая новость (особенно это касается многих популярных, но сомнительных каналов в Telegram), чётко отвечаете на вопросы: что произошло, как произошло, почему произошло и зачем мне это рассказали, вы заботитесь о своём когнитивном суверенитете.

Умение включать критическое мышление и заботиться о своей информационно-психологической безопасности неразрывно связано и с вопросами сохранения исторической правды. Ведь в сети нашу историю тоже пытаются переписать, и в социальных сетях сделать это гораздо проще, чем где бы то ни было ещё. Потому и важно предупредить об этом молодёжь. А ещё лучше — непосредственно вовлечь их в процесс познания истории своей малой родины и предложить стать соратниками в организации культурных и спортивных мероприятий, проводимых под эгидой фонда «Ржевский рубеж». Именно об этом говорит со школьниками директор фонда Павел Колосов. Нельзя не отметить, что, согласно статистике ВЦИОМ, наш главный праздник — День Победы — сейчас ассоциируется у большинства молодых людей с георгиевскими лентами, гвоздиками и праздничным салютом. Своего рода происходит подмена понятий. Победа — это судьбы героев, а не аудиовизуальные символы. И чем больше дети будут погружаться в историю, тем важнее для них будут именно имена солдат, сражавшихся на Ржевском рубеже.

Павел рассказал ребятам о нескольких мероприятиях, которые уже организовывал фонд, в частности, о забеге «Ржевский рубеж», поделился организаторским опытом, объяснил, как проходил процесс привлечения волонтёров. Также Павел анонсировал, что в будущем при фонде начнут работу медиацентр и волонтёрская школа. Есть идея несколько перезагрузить сам подход к волонтёрской деятельности, дать добровольцам новые знания, а за работу на мероприятиях выражать благодарность, как минимум, классным мерчем и подарками от спонсоров. Это нормальная практика крупных мероприятий, а ведь фонд именно к такому уровню и стремится.

Впереди ещё несколько встреч со школьниками, и надеемся, что все они будут полезны для молодёжи, а мы не только поделимся знаниями, но и встретим единомышленников и соратников.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *